Апокалипсис. Снимая покров. Беседа 14

Люди Божии

Беседа 13.

Мы продолжаем читать Откровение. Перейдем к 1-му стиху 14-й главы: «И взглянул я, и вот, Агнец стоúт на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14: 1). До этого момента перед нами была очень печальная картина: страшные звери, ужасные вещи, имя антихриста. Все это наводит нас на размышления и вызывает душевный упадок, но одновременно апостол Иоанн показывает нам иную картину: Агнец, то есть Христос, стоящий на горе Сион, а с Ним – сто сорок четыре тысячи, у которых на челе написано имя Отца Его. Но это – символическое число, а не точное. Это люди, всецело посвятившие себя Богу.

Фото 1 (46).JPG
«Агнец на горе Сион». Гравюра из «Библии Мортье». Амстердам, 1700 г.

В предыдущей главе говорилось, что сатана нанесет свое начертание на чело или правую руку людей. 

Когда мы принимаем Святое Крещение и помазуемся святым миром, слышим слова: «Печать Духа Святого». Миропомазание – это мирская хиротония, каждому из нас подается Дух Святой, делая нас членами Церкви, людьми Христовыми, на челах которых – имя Бога Отца и Сына Его. Новоизбранный воин Христов, принявший Святое Крещение, отмечается печатью: святым миром ставится печать на челе, на груди, на глазах – везде. Мы всегда налагаем крестное знамение на челе. Лоб считается владычным местом нашего ума, который управляет нашей жизнью и личностью. Мы осеняем себя знамением честного креста, чтобы остаться верными рабами Христовыми, чтобы нас сохранила благодать Божия, чтобы мы не отреклись от нашей веры и остались верными Святой Церкви и Господу нашему Иисусу Христу. Итак, у нас на челе написано имя Божие. Эти слова означают, что мы запечатлены, посвящены и преданы Богу.

«И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих» (Откр. 14: 2). Видите, насколько яростными и ужасающими были картины до этого, и каковы гармоничные, спокойные и радостные картины присутствия и благословения Божия.

«Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откр. 14: 3). Эти сто сорок четыре тысячи пели новую песнь перед престолом и перед четырьмя животными. Помните этот образ? Престол Божий, четверых животных, символизирующих четырех евангелистов, и старцев? Они поют новую песнь, которую никто не может разучить, кроме этих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Они были избавлены от греха. Здесь говорится об искуплении от земного образа мышления, плотского мышления, которое держит нас в рабстве греху.

«Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу» (Откр. 14: 4). Эти 144 тысячи не осквернились и не лишились своего девства. Они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из числа людей и принесены Богу и Агнцу как дар. Некоторые отцы говорят, что здесь речь идет о монашеском чине, который приносится Богу как дар от человечества, о тех, кто посвятил себя Богу и не вступил в брак. 

Кто полагает, что человек оскверняется в браке, тот отлучается от Церкви

Однако мы не можем сказать, что брак оскверняет человека. Ведь Церковь благословляет брак. Но Церковь не благословляет грязи. Сама Церковь на Вселенском Соборе отнесла к еретикам и предала анафеме тех, кто считает брак скверным, говорит о нем, как о чем-то нечистом. Кто полагает, что человек оскверняется в браке, тот отлучается от Церкви. 

Здесь речь идет не о телесном девстве, а о душевном. И говорится здесь и о мужчинах, и о женщинах. Есть много женщин-монахинь. Разве они не будут с Агнцем? Разве только мужчины будут с Ним? Здесь идет речь о людях, которые не осквернили свою душу грехом. Нас оскверняет грех, а не брак. Конечно, девство – это путь, по которому следуют те, кто пожелает. Девство – это не только телесная добродетель, потому что существует множество людей, являющихся девственниками телесно, но душа их осквернена, в ней живет тысяча страстей. А есть люди, которые не сохранили девства телесно, но вошли в Церковь, освятились и достигли высокого уровня, превзошли тех, кто был девственным телесно. Преподобная Мария Египетская достигла высокой святости, хотя не была девственной, была даже блудницей, согрешала сотни и тысячи раз. Но, несмотря на это, через покаяние, находясь внутри Церкви, она достигла высокой святости. И Мария Египетская – вместе с Агнцем, со Христом. 

Фото 2.jpg (6).PNG
М. Франческини. «Последнее Причастие святой Марии Египетской», 1680 г.

Здесь говорится о всех людях, не осквернившихся грехом. Сказано о мужчинах, чтобы показать нам, что тот, кто следует за Христом, имеет не трусливый, а мужественный образ мысли. Такие люди должны обладать мужеством и доблестью, не бояться, не мыслить по-женски (в смысле боязливости), а иметь мужественный ум. Не бояться борьбы, лишений и страданий, не бояться исповедовать Христа. Истинные девственники те, кто свят, кто обручен со Христом. Те, кто следует за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они принесены Богу как дар от человечества.

Прославить истинного Бога

«И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Откр. 14: 5). В устах их не было лжи, потому что они были непорочны, в них не было никакого порока, упрека и изъяна. Это святые люди, которые освятились внутри Церкви, следуя путем аскетического воспитания Церкви: через покаяние, через участие в святых таинствах – через все то, что предлагает наша Святая Церковь, чтобы мы следовали за Богом. 

Они воспевают песнь, они вместе с Агнцем, они знают новую песнь. Имя Божие начертано на их челах, в них нет лукавства, и они непорочны. В продолжении апостол Иоанн Богослов говорит в 6-м стихе: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр. 14: 6). По небу летел еще один ангел, который благовествовал радостную весть – вечное Евангелие, возвещая Его всем людям, каждому народу, каждому языку и племени. На глазах у всех, посреди неба, без единой тени, без чего-либо, что могло сокрыть ангела, он возвещал радостную весть миру.

Фото 3 (44).JPG
«Ангел, имеющий вечное Евангелие»,  ок. 1330 г.

И эта весть говорит о следующем: «И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонúтесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14: 7). Этот светлый ангел, возвещающий благую весть, говорит: «Убойтесь Бога». Убойтесь – не означает, что вас должен объять психологический страх, чтобы вы пребывали в страхе и ужасе. Страх Божий – это любовь Божия. Страх Божий заключает в себе любовь, трепет, почтение, ощущение величия святости Бога и одновременно присутствие Бога внутри нас и рядом с нами и, конечно, ощущение наших собственных немощей и скверны. 

«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, потому что пришел час суда Его, и поклонитесь Творцу всего». Вспомните предыдущую картину, когда поклонялись дракону, страшному зверю, когда огромная часть людей поклонилась ему. А здесь – иное благовестие ангела Божия, который зовет нас поклониться и прославить истинного Бога, сотворившего всё. 

Страх Божий – это любовь Божия

«И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14: 8). Пал великий Вавилон, который напоил вином своего блуда все народы. Он говорит загадочно о великом Вавилоне, который объясняют как город, как страну, как самодержавие, как идеологию. Ему удалось напоить народы вином блуда и теми нечистотами, которые там совершались. Святые отцы по-разному толковали: одни считали, что это Рим, другие – что это разные временные царства. Во всяком случае, это некая крепкая сила, некое влиятельное положение, которому удалось напоить нечистотой огромную часть людей.

Фото 4 (39).JPG
Адам и Ева, миниатюра XVI в.

Появляется третий ангел. Первый благовествует и призывает поклоняться Богу, второй – возвещает падение Вавилона, великого града. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Откр. 14: 9–10). Будет мучиться в аду. Кто-то сейчас скажет: «Разве Бог наказывает мир? Разве Он станет бросать людей в огонь и серу?»

Мы с вами говорили, что это образы, через которые показана великая, невыносимая, неописуемая боль, которую будут испытывать души несчастных людей, которые совершат трагичную ошибку – поклонятся зверю и примут его начертание на чело или правую руку. Все то, что последует за этим, будет следствием их дел. Не Бог станет их наказывать, но они сами уготовят себе эти последствия, как было и при падении человека. Бог сказал первозданным: «Если вы не сохраните заповеди и съедите от плода, то вы умрете» (см.: Быт. 2: 17). Бог не наказал их смертью, но рассказал о том, с чем они столкнутся, что последует за тем, если они разорвут свою связь с Жизнью. 

Например, ты предупреждаешь человека: «Если выпьешь этот яд, то умрешь». А он выпивает и умирает. Это же не значит, что ты, предупредив, убил этого человека. Ты подсказал ему, чтобы он не пил, чтобы не умереть. Ты показал ему последствие – смерть, таково было твое действие. А если он выпивает яд и умирает, то сам несет ответственность за свою смерть, а не ты, когда говорил ему об этом. Напротив, ты снял с себя ответственность, проинформировав, каков будет результат подобного поведения – выпить яд. Тот, кто живет беспечно и невнимателен к своей жизни, кто движим корыстолюбием и страхом, ради временной выгоды, возможно, отвергает Бога, то в результате отлучается от Бога навечно и будет страдать от невыносимой боли, которая является следствием отлучения от любви Христовой. 

Царствие Божие вечно, и все, кто войдет внутрь, блаженны и триблаженны

В 11-м стихе апостол Иоанн Богослов говорит: «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание его» (Откр. 14: 11). Эти мучения, страдания и боль будут бесконечными, будут простираться во веки веков. Ни днем ни ночью не найдут утешения те, кто поклонится зверю и образу зверя, кто воспримет на себя начертание имени его. Апостол описывает мучения людей, которые не будут иметь покоя в вечности. Об этом говорит и Христос в Евангелии. 

Это ответ на некоторые теории, которые соборно осуждены Церковью: о переселении душ, реинкарнации. Эти теории говорят, что после смерти душа человека переходит сначала в одно тело, потом – в другое, и человек живет заново. Но человек не возвращается и не повторяется, живет один раз и умирает один раз, а потом – или вечное Царствие Божие, или вечное разлучение с Богом. 

Существует еще одна ересь, которая утверждает, что когда-то муки закончатся. Несколько лет мы помучаемся аналогично нашим грехам, а потом перейдем в новое состояние. Об этом говорит и «папская» Церковь, которая верит, что есть очищающий огонь – чистилище. Ты посидишь в этом огне несколько лет, в зависимости от того, сколько согрешил, а потом выходишь оттуда. Как на сковородке: жарим что-то, только готово – снимаем с огня. Образ очистительного огня – поджарился, пошел дальше. Но это смешные вещи, изобретение католиков, чтобы многих ввести в заблуждение. К сожалению, мучения вечны. Но и Царствие Божие вечно, и все, кто войдет внутрь, блаженны и триблаженны. Несчастен же тот, кто отлучится от Бога, потому что у него не будет возможности изменить своего мучительного положения.

Фото 5 (23).JPG
В. Васнецов. «Страшный суд», 1904 г.

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14: 12). Тот, кто последует за Христом, нуждается во многом терпении. Чтобы соблюдать заповеди Божии и остаться верным Христу, требуется большая сила. Эту силу подает Бог тем, кто просит у Него этой силы. Кому Бог дает силу? Тем, кто желает этого. У нас нет силы, а что у нас есть? У нас есть свобода. «Дай Богу свое намерение и прими от Него силу», – говорят святые отцы. Скажи Богу о своем желании: «Господи, я хочу последовать за Тобой, хочу быть с Тобой». А Бог даст тебе силу в ответ на твое прошение, даст тебе силы остаться верным до конца. Если ты не идешь до конца, это говорит о том, что твои намерение и воля не тверды, неопределенны, не такие, какими должны быть, чтобы ты обладал силой пройти до конца. 

«И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14: 13). Все, умирающие в Господе, верные Господу, единые с Господом ради любви к Нему, блаженны, счастливы. «Да, действительно это так», – говорит Дух Святой. Ведь теперь они обретут покой от своих трудов, и их праведные, святые дела последуют за ними. Смерть праведных блаженна, для них смерть – упокоение от трудов и борьбы земной жизни. А благие и святые дела последуют за ними, будут им адвокатом перед Богом, чтобы войти в Царствие Божие. За теми, кто совершил дела благие, последуют их благие дела. 

Дай Богу свое намерение и прими от Него силу

А если мы творили злые дела, то, к сожалению, мы возьмем с собой нашу злобу, наше лукавство, нашу ненависть. Единственное, чего мы не возьмем, – это наши деньги. А вот сребролюбие, злобу, недоброжелательство, корыстолюбие, неверие, к сожалению, возьмем. И наши дела осудят нас. Почему? Потому что не будет у нас добрых дел, чтобы оправдать нас. Тогда мы поймем, что остались бесплодными, а без добрых дел мы не найдем упокоения в Царствии Божием.

«И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове Его золотой венец, и в руке Его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата» (Откр. 14: 14–16). Апостол Иоанн видит иную картину перед собой: белое облако, на котором – некто, похожий на человека, «подобный Сыну Человеческому». Это Христос, Сын Человеческий. На главе Его – золотой венец, а в руках – серп. 

Другой ангел выходит из храма и восклицает громким голосом, обращаясь к Сыну Человеческому, носящему золотой венец и держащему в руках серп: «Пусти серп Твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела». 

Пришло время собрать весь урожай на земле. Сидящий на облаке достал серп и стал пожинать урожай, собрал Себе всё. Что Он будет делать со всем этим? Пшеницу оставит и воспользуется ею, а сорняки и плевелы, как говорится в Евангелии, бросит гореть в огне неугасимом. 

Фото 6.jpg (4).PNG
«Видение Господа, восседающего на
облаке с серпом в деснице»,
миниатюра XVII в. 

В притче о плевелах Христос говорит, что Царствие Небесное подобно человеку, который пошел в поле и посеял пшеницу, доброе семя. Потом пришел кто-то другой и посеял сорняки. Они выросли и расцвели. Работники увидели это и сказали Господу: «Что же это такое? В поле кто-то посеял сорняки. Пойдем и выдернем их». А Господь сказал, чтобы оставили их расти вместе с пшеницей. Ведь когда будешь рвать сорняки, есть опасность выдернуть и пшеницу. Когда же придет время сбора урожая, тогда Он отделит одно от другого: пшеницу положит в житницы, а сорняки сожжет (см.: Мф. 13: 24–30). 

В Откровении эта притча о Царствии Божием подтверждается, когда Господь пожинает урожай в конце человеческой истории, отделяя пшеницу от плевел, от тех, кто устраивал интриги и скандалы, сеял проблемы и искушения на поле Церкви. Христос предупреждает нас быть очень внимательными, чтобы, удаляя плевелы, мы не вырвали бы пшеницу и не нанесли бы этим большого вреда. Будем доверять Богу. Бог пожнет урожай в конце времен, отделит хорошую пшеницу от плевел, воздаст каждому по справедливости и все прояснит.

«И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды» (Откр. 14: 17–18). Еще один ангел выходит от жертвенника. Он имеет огромную власть над огнем. Обращается к ангелу с острым серпом, громким голосом велит пустить острый серп, чтобы собрать созревший виноград.

Человек наследует Царствие Небесное или отлучается от него в вечную муку, разлучившись с Богом

«И поверг Ангел серп свой на землю и обрезал виноград на земле и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий» (Откр. 14: 19–20). Был истоптан весь виноград, который собрали. Из точила потекла кровь до конских узд, простираясь на тысячу шестьсот стадий, – еще одна картина, показывающая, что это дело последнего суда, когда все станет ясным и каждый получит по своим делам, каждый пожнет и получит то, что делал в своей жизни: или дела благие, святые, или грешные. Человек наследует Царствие Небесное или отлучается от него в вечную муку, разлучившись с Богом. 

На этом завершается 14-я глава. Задавайте свои вопросы.

– Как люди смогут отличить знамения и чудеса, показываемые лукавым, от тех, которые будут совершать святые?

– Самый надежный критерий – это Церковь. Церковь Христова – это критерий истины. Когда кто-то сам по себе показывает знамения, это не от Бога. И демоны могут показывать знамения, здесь говорится, что зверь будет устраивать «чудеса в решете». Помните, в Ветхом Завете, когда Моисей как посланник от Бога пошел к фараону и совершал знамения, одновременно с ним маги тоже показывали свои знамения? В Новом Завете говорится, что диавол будет являться в образе ангела света и прельщать людей. То, что происходит и не имеет на себе печати Церкви, присутствия Христова, веры во Христа и энергии Духа Святого, – это сомнительно и неясно. Антихрист и его работники и последователи будут воевать против Церкви, они будут вне Церкви и против Церкви, против Христа. 

Фото 7 (6).JPG
Л. Синьорелли. «Проповедь и дела антихриста», 1499 г.

Поэтому самый надежный критерий – это Церковь. Если мы начнем говорить: «Разве те, кто будет совершать чудеса, – это нехорошие люди?» Да, они будут казаться хорошими людьми, будут казаться услужливыми, возможно, станут делать вещи, нужные для человечества. Но надежный критерий – это Церковь. Так мы сможем понять, где обман, а где действительно присутствует Божественная благодать: Христос и Церковь.

– А внутри Церкви не будет людей, которые смогут нас прельстить?

– Конечно, и внутри Церкви будут такие люди. Но они не будут истинными членами Церкви – они прельстятся. Время от времени такое происходит: прельщались и епископы, и священники, и патриархи, и люди-подвижники. Но Церковь – это не просто некоторые люди. Церковь – это весь народ. Церковь – это не только люди, но и учение, Предание, опыт, присутствие Христа – все это составляет Церковь Христову. Абсолютно точно, что в Церкви будут заблуждения. В апостольских Посланиях говорится о таких людях: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2: 19). Они будут приносить зло в мир. Что делали еретики? Кем они были? Не людьми ли Церкви? Они были клириками, епископами, патриархами, а стали еретиками и поколебали Церковь на многие годы. Например, Арий был пресвитером Церкви. Быть клириком – это еще не гарантия безопасности. 

Сколько раз мы публично говорили о тех людях, которые приходят в овечьей шкуре, а сами исполнены зла, надевают одежду священника, епископа, монаха, но по своей сути являются волками-похитителями. Недостаточно быть монахом, священником или епископом, само по себе это не делает человека церковным, многие из священников и епископов пали. Кто был первым епископом Церкви? Папа Римский. И он пал. Отделился от Церкви и потянул за собой множество людей. 

Было три падения, трагических для человеческого рода: падение Адама, Христова ученика Иуды и Папы Римского

Преподобный Иустин (Попович) полагал, что было три падения, трагических для человеческого рода: падение Адама, первого человека, Христова ученика Иуды и Папы Римского, который отделился от Церкви, стал еретиком и ересиархом, увлек за собой большую часть христиан. Видите, что сейчас происходит из-за этого, сколько приходится претерпевать? Это не означает, что мы ненавидим этого человека. Мы любим его, хотя его и не знаем. Но первый епископ Церкви отделился, пал. И множество других монахов, епископов и патриархов стали еретиками, например, Евтихий, Несторий. Недостаточно принять сан или постриг. В наши дни надо быть очень внимательным. Таких случаев много. 

Примерно неделю назад здесь появился один человек, лжеиерей, одетый в священнические одежды, которого никто не рукополагал. Он сам стал носить рясу, священнические одежды, пришел к старостильникам, вошел в доверие к их архимандриту и стал вести себя, как краеугольный камень. К нему идет простой народ, приходили даже епископы и митрополиты из Салоник, из Афин, но на таких нет благодати священства. К сожалению, в мире, в котором мы живем, все может случиться. В Лимасоле есть подобные прельщенные люди. И мы, хотя и оказываемся в неприятном положении, должны говорить, что этот человек в прелести и нужно держаться подальше от него. 

Фото 8 (2).JPG
Лжепророк и толпа, 1270 г.

Один говорил, что он святогорец, монах, но ни монахом, ни святогорцем он не являлся. Некоторые простые люди начинают им верить и, к сожалению, не воспринимают наши слова о том, что это прельщенный человек. Что мы можем поделать? Будем внимательны. Христос говорил нам быть внимательными, чтобы не прельститься в последние дни. Возможно, что прельстятся и избранные. Не бегите, куда попало, когда услышите, что приехал монах со Святой Горы, монах из Иерусалима, старец откуда-то. Это не так. Старцы, подвижники и пророки – не в Интернете, они не люди Интернета. Не полны их карманы и не распростерты объятия. Это смиренные люди, которые живут в послушании Церкви, внутри Церкви. Мы должны говорить: «Остерегайтесь того, остерегайтесь этого». Ведь феноменов множество: в такие времена живем. 

– Геронда, волнует, что могут прельститься даже избранные. Вместе с Папой Римским обманулись миллионы. С кем можно будет поговорить в последние времена, когда придет антихрист?

– Бог и в последние дни даст людей Церкви, которые укажут нам путь. У Бога во все времена есть те, кто благоугождает Ему, те, кто будет противостоять и держать высоко знамя Церкви. Не бойтесь! Бог позаботится о нас. Он не оставит Церковь без попечения, не отдаст в руки сатаны. Да не будет этого! Прельстятся лишь те, кто захочет этого, те, кто расположен к заблуждениям и лжи. Те же, кто не желает заблудиться и желает остаться верным Христу, хочет следовать за Христом по чистой любви к Нему и к Церкви, не прельстятся. Бог не оставит нас, не попустит соблазниться. Он знает, что силы наши ограничены. Он не оставит нас в руках диавола, чтобы мы пропали. Не волнуйтесь, мы не потеряемся.

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайи omilies.net 2010 г

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить