Апокалипсис. Снимая покров. Беседа 13

Печать и глобализация

Беседа 12.

Мы читаем 13-ю главу Откровения апостола Иоанна Богослова. Вспомним предыдущую. Апостол и евангелист Иоанн говорит в 12-й главе о гонениях на Церковь, которые происходили и которые еще ожидают нас в эпоху антихриста. Потом он описывает войну на небе между Архангелом Михаилом с ангелами против дракона и его ангелов, падение сатаны на землю. А в продолжении говорит о гóре, пришедшем на землю вместе с ниспадением сатаны, о гонениях, которые устраивает дракон против Церкви. 

Фото 1 (40).JPG
Ю. фон Карольсфельд. «Архангел Михаил побеждает дракона», 1877 г.

В Апокалипсисе Церковь изображена как жена, которая родила дитя мужеского пола. Ей были даны крылья огромного орла, чтобы она полетела в пустыню и оставалась там в течение трех с половиной лет. Дракон продолжает войну против жены (Церкви) и тех, кто последовал за Христом. 

В 13-ой главе в первом стихе говорится следующее: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» (Откр. 13: 1). Продолжаются эти загадочные видения: зверь с семью головами и десятью рогами. На десяти рогах – диадемы, а на головах – имена богохульные. Отвратительное зрелище: зверь таинственный, демонический, сатанинский, враждебный по отношению к Богу, который не имеет никакой связи со Святым Духом Божиим. Он выходит из моря. Некоторые святые отцы толкуют, что море символизирует мирскую суету, мирскую действительность. Этот зверь не будет в точности таким, как описано, но произойдет нечто, что описано таким образом в Откровении. Посмотрим далее, где сказано об этом более подробно.

«Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13: 2). Здесь апостол Иоанн описывает в точности то, что он видел. Сатана отдал этому зверю свой престол. Он принимает у сатаны престол, силу и власть. Конечно, престол, сила и власть сатаны ничтожны. Сатана не обладает силой, нет у него престола, на котором восседать, нет у него власти ни над чем. Однако сатана может воспринять силу, когда мы ему предоставим такое право. 

Вы должны знать, что диавол не имеет власти над человеком, никакой власти у него нет над нами. Но когда мы сами начинаем слушаться его повелений (а это страсти и грехи), тогда через страсти и грехи сатана властвует над нами. Каждый день с нами и другими людьми вокруг происходит то, о чем говорит апостол Петр: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2: 19). Там, где кто-то побеждается, там он и порабощается. Есть у тебя страсть, которая утвердилась в тебе, ты стал рабом этой страсти. Теряется твоя свобода, над тобой начинает властвовать эта страсть. Нужно много потрудиться, чтобы побороть эту страсть, необходима кровавая борьба. Часто человеку нужно вести страшную борьбу, чтобы избавиться от плена диавольского.

Бог создал нас не для того, чтобы мы подчинились диаволу

Диавол – ужасный диктатор. В нем нет ни малейшей жалости по отношению к человеку, он стремится уничтожить нас до конца. Он не печалится о нас, не любит нас. Хочет нашего полного уничтожения и, к сожалению, находит повод и употребляет власть, когда мы ему предоставляем такое право. Поэтому мы не можем оправдаться словами: «Но ведь у него есть власть надо мной, он нашел мою слабость». У диавола нет власти над нами. Бог создал нас не для того, чтобы мы подчинились диаволу. Наши страсти и грехи подчиняют нас ему, берут над нами власть и заставляют делать, что им захочется. Святые отцы говорят, что сила диавола не обладает сущностью[1]. Диавол – это не вторая сила в мире, только Бог обладает силой. Диавол абсолютно лишен крепости и силы. Конечно, он существует как реальность, но не властвует. Когда человек дает ему право, тогда он воспринимает силу. Как не существует света и тьмы, так не существует в мире двуначалия. Когда отсутствует свет, тогда приходит тьма. Но тьма – это не иная сущность, а только отсутствие света. Так и отсутствие Божественной благодати дает место диаволу существовать и проявлять силу. 

Власть зверя 

Мы сейчас говорим об определенных вещах – о звере с семью головами и десятью рогами, который вышел из моря. Дракон, о котором мы читали ранее, дает этому зверю свою силу, власть и престол. Давайте теперь посмотрим, что это за зверь. «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю» (Откр. 13: 3). Казалось, что одна из голов была смертельно ранена, но это было не так. Это было обманом, а не действительностью. В толкованиях святых отцов говорится, что это было заблуждением, чтобы смутить людей. Одна из его семи голов не была смертельно ранена, казалось, что смертельная рана исцелена. Вся земля удивилась зверю. Все видели, что глава зверя смертельна ранена, что было неправдой, рана исцелена, и мир удивился и последовал за зверем. Весь мир, вся вселенная сочли это чудом. Зверь показал людям, будто он совершил чудо: исцелилась его раненая глава. 

Фото 2 (33).JPG
Ж. Бондоль. «Дракон дает силу зверю, вышедшему из моря», фрагмент «Анжерского апокалипсиса»

Но в глазах Иоанна Богослова это было не так: глава была «как бы смертельно ранена». Было видно, что это обман, устроенный, чтобы увлечь за собой мир. Этот зверь сумеет своими неправдой, ложными исцелениями и чудесами повести за собой мир. Это одна из черт антихриста – ложь, которая заставит мир удивляться и восхищаться. Зверь обольстит мир ложными чудесами, вся земля будет в восторге и пойдет за ним. Люди последуют за ним.

«И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?» (Откр. 13: 4). Люди поклонились зверю, избраннику дракона, избраннику сатаны. Они стали говорить: «Кто подобен этому зверю? Кто может сразиться с ним?» Конечно, они не станут называть его зверем. Если назовут, то он их съест. Это будет хорошее животное, похожее на овечку. Но эта овечка съест души людей. Кто может побороть это животное? Оно будет очень сильным, будет казаться очень хорошим, будет обладать силой чудес, увлечет мир за собой. Мир станет говорить: «На кого похоже это животное? Разве есть кто-то еще, столь же хороший? Кто может справиться с ним?» Он будет казаться замечательным и сильным. 

«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откр. 13: 5). Какие еще слова он сможет сказать, как не гордые и богохульные, если это избранник сатаны? Уста того, кто говорит высокие и богохульные слова, заимствованы у диавола. Этому зверю дана власть вести войну сорок два месяца, то есть три с половиной года. Это число будем встречать постоянно. 

Этому зверю дана власть вести войну сорок два месяца, то есть три с половиной года

«И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе» (Откр. 13: 6). Злой зверь открыл свои уста, чтобы хулить Бога и хулить Церковь. Хула – это не только оскорбление, но и искажение, клевета. Зверь клевещет и оскорбляет Бога и Церковь Божию. Ему дается власть вести войну. 

«И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13: 7). Все это символы и загадки. Так это увидел Иоанн Богослов, так это открыл ему Дух Святой. 

Зверю дается власть воевать против святых и победить их. В конечном итоге этот зверь победит Церковь, святых, избранников Божиих? Не полностью, но в значительной мере. Будет казаться, что Церковь и святые побеждены. Бог это допустит по нашим грехам, потому что мы будем холодными, как говорится в другом месте Евангелия: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). От нашего неверия, из-за холодности наших сердец зверь примет власть в последние дни, станет вести войну против людей Церкви и победит их. А еще ему будет дана власть над всем миром – над каждым народом, языком и племенем. Глобализация, так это называется? Он будет властвовать везде, завоюет всеобщее признание и уважение. 

Фото 3.jpg (4).PNG
Поклонение зверю, миниатюра из французского Апокалипсиса, конец XIII в.

«И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13: 8). Ему поклонятся все, кроме некоторых. Те, чьи имена записаны в Книге Жизни, не поклонятся ему. Кто это? Избранники Божии, святые люди, которые останутся верными Богу, которые не последуют за зверем, несмотря на чудеса, несмотря на мировое господство, несмотря на то, что он будет блистать и ослеплять своей огромной силой. Все станут говорить: «Кто может сравнится с этим всесильным существом?» Но останутся люди – простые, смиренные, чистые сердцем, которые не поклонятся ему. 

Записанное имя в Книге Живых 

После упоминания о Книге Жизни я расскажу вам одну историю со Святой Горы, которая произошла в 1920–1930 годы в Неа Скити, где были пещеры. Мы жили не в пещерах, а в домиках, но на территории нашей каливы были пещеры, где жил старец – геронда Аверкий – простой, малограмотный человек, всю жизнь проживший в пещере, где зимой собиралась лужа воды. Этот бедный старец, аскет и пещерник, занимался в качестве послушания сбором улиток, зарабатывая этим себе на хлеб. Тогда улитки были в моде. Когда проходил дождь, старец собирал улиток, а потом отдавал их отцам. Взамен ему давали масло и немного хлеба, чтобы было чем подкрепиться. Такой обмен тогда существовал. 

Фото 4.jpg (2).PNG
Неа Скити, Гора Афон

Отец Аверкий жил в бедности и простоте. Будучи малограмотным, он умел читать по слогам. Бывая в главном храме скита, в котором собираются отцы на всенощные по воскресениям, он садился в самом конце, на литии[2], как мы называем на Афоне эту часть храма. Он уходил на самую последнюю стасидию и в темноте молился, согнувшись, в уголочке. Один раз на всенощной, когда все отцы собрались в главном храме, увидели, что он уходит со своего места. Это было очень странно, ведь еще не пришло время приложиться к иконам, он никогда так не поступал. Однако он прошел через весь храм и вошел в алтарь через царские врата, хотя он не был священником, а только священникам позволено входить царскими вратами. Встал перед святым престолом, поклонился и поцеловал что-то, сказав: «Монах Аверкий, владыка. Вижу, вижу – монах Аверкий». Потом поцеловал нечто и возвратился на свое место. Отцы стали его расспрашивать: 

– Ты что, с ума сошел? Сидел-сидел на своем месте и пошел к престолу?

Они подумали, что с ним что-то приключилось.

– Я не сам пошел. В алтаре был владыка и позвал меня к себе. Я подошел. Он спросил, как меня зовут. Я ответил, что меня зовут монах Аверкий, а он записал мое имя в какой-то книге и попросил меня прочесть. Я сказал, что вижу написанное имя – «монах Аверкий». А владыка ответил, что записал мое имя в Книге Живых. 

Владыка ответил, что записал мое имя в Книге Живых

Простой старец не понял, что ему сказали, поцеловал руку и пошел обратно. Через несколько дней он преставился, отправился на небеса. 

Имена таких людей записаны в Книги Жизни Агнца – людей невинных, чистых сердцем, непорочных, записанных туда по причине своего покаяния и любви ко Христу. Они будут верными последователями Агнца Христа и не поклонятся зверю. Но это будет означать мучение. Это совсем непросто, это очень сложное дело – противостоять, пожертвовать всем ради всего. 

«Терпение и вера святых»

«Кто имеет ухо, да слышит» (Откр. 13: 9). Слава Богу, у всех нас есть уши, и язык есть. Но кто слышит? Уши имеем, но не слышим. По крайней мере, мы Бога не слышим. 

«Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр. 13: 10). Здесь апостол Иоанн говорит загадкой: «Кто ведет в плен – сам пойдет в плен, кто убивает других мечом – сам погибнет таким же образом. И здесь явится терпение и вера святых». Что это значит? Это значит, что ничего не будет происходит непредусмотрительно, каждое деяние человека будет во внимании у Бога. Все дела человеческие – и тогда, и сейчас, и всегда – Бог знает и видит. Человек что-то делает и найдет аналогичное воздаяние по делам своим. Тот, кто ведет другого в плен, сам пойдет в плен. Кто убивает других, сам будет убит. Это духовный закон. 

Фото 5 (18).JPG

Однако, несмотря на это, здесь явятся терпение и вера святых. Почему? Потому что сначала будут гонения, а потом – воздаяние. Бог оставит вас, вам отрубят головы, разрубят на тысячу кусков, а потом явится Бог. Бог заблаговременно не проявляет Себя. Он укрепляет человека, но ты должен достичь предела своего смирения и своих сил. Дойдешь до такого состояния, когда уже не выдерживаешь больше, приложишь все свои силы, а потом уже Бог вмешивается. 

Это не значит, что Бог оставляет тебя одного. Бог никого не оставляет в одиночестве – Он всегда рядом с нами. Но Бог дает нам почувствовать себя оставленными, чтобы проявилось наше свободное согласие, наша свобода. Потом же является Бог, действует и спасает человека, если он должен спастись, а если он должен умереть, то умрет. 

На Святой Горе я читал некоторые удивительные свидетельства нашего брата-христианина, румына Виталия, который жил в период коммунистического режима, примерно в 50–60-е годы ХХ века, и прошел через страшные мучения: юный, он состарился в тюрьме, где его уничтожали, о его ужасных мучениях тяжело даже говорить. Но Виталий остался верным Христу, и Господь укрепил его: дал огромную выдержку претерпеть все до конца. 

Терпение и вера помогут перенести страшные мучения и саму смерть ради любви Божией

Сейчас издают дневники этих мучеников, мы узнаём об их опыте из их воспоминаний. Недавно появилась книга «Враг народа», которая рассказывает о священнике, который, подобно святителю Луке, претерпел тяжкие испытания, так как его сочли врагом народа. 

И в те дни зверь будет обладать властью, поведет мир за собой, а терпение и вера помогут перенести страшные мучения и саму смерть ради любви Божией. 

«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» (Откр. 13: 11). Здесь он говорит о другом звере. В этот раз он не выходит из моря, как предшествующий ему, но выходит из земли. У него два рога, похожие на рога агнца, а голос его напоминает голос дракона, голос сатаны.

Фото 6 (10).JPG
А. Дюрер. «Зверь, вышедший из моря,
и зверь с рогами агнца», гравюра, 1498 г.

«Он действует пред ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела» (Откр. 13: 12). Этот зверь совершает те же дела, что и другой зверь. Он заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться предыдущему зверю, у которого исцелилась его смертельная рана. Это второй зверь, вышедший из земли, у него два рога и голос дракона. Второй зверь имеет власть и ведет мир к первому зверю, который обманывал всех, и подталкивает мир поклониться первому. 

«И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Откр. 13: 13). Второй зверь творит чудеса, знамения: огонь низводит с неба на землю. «И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13: 14). Видите, и этот зверь обладает властью. Бог попускает второму зверю совершать чудеса, совершать удивительные вещи – низводить огонь с неба. И этими чудесами он увлекает людей служить предыдущему зверю. Он велит живущим на земле сделать образ зверя, имеющего рану от меча и живому. Подталкивает людей через чудеса и знамения поклоняться первому зверю, сделать ему идола и поклоняться ему.

«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя говорил и действовал тáк, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15). Ему удается вдохнуть жизнь, оживить статую, которую сделают предыдущему зверю. Эта статуя будет говорить и совершать чудеса. А те, кто не будет поклоняться образу зверя, будут убиты. Мы будем убиты, не избежим этого никак. Дай Бог, чтобы нас так убили. Иначе, если мы поклонимся образу зверя, мы действительно будем убиты. Повторюсь, что это загадки. Что они означают? Вряд ли будет говорящая статуя, не думайте так. А что это? Мы не можем знать, но увидим, когда это будет происходить. Мы предупреждены: когда все это будет совершаться, Бог сохранит верных ему, чистых сердцем, Бог просветит их, чтобы они распознали знамения. 

«Число зверя»

«И он сделает тó, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 16–18). 

Итак, о чем здесь говорится? Этот второй зверь, который оживит образ первого зверя, обяжет всех – малых и великих, богатых и нищих – начертать знак на их правой руке или на лбу. А на ком не будет этого знамения, тот не сможет ни покупать, ни продавать. Торговать, покупать и продавать смогут те, кто имеет это начертание, которое будет заключать в себе имя зверя или число его имени. А потом апостол Иоанн говорит: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, потому что это будет число человеческое, которое есть шестьсот шестьдесят шесть». 

Фото 7 (4).JPG
У. Блейк. «Число зверя», 1805 г.

Старца Паисия спрашивали: «Если знают это число из Апокалипсиса, написанного две тысячи лет назад, зачем будут ставить его, а не заменят на другое число?» Геронда сказал, что они поступят именно так, несмотря на то, что знают, что люди все хорошо понимают. Но при этом сами люди не должны обманываться, принимая это начертание и понимая его смысл. Начертание называется так, потому что оно наносится. 

Геронда говорил, что наступит такой момент, когда из лучших побуждений, по справедливой причине, ради многих уважительных причин и надобности станут говорить: «Зачем тебе носить с собой паспорт, удостоверение, банковскую карту, медицинскую карту, информацию об аллергии – тысячу разных вещей? Ты можешь это потерять или у тебя украдут все это. Или ты попал в кораблекрушение, в авиакатастрофу, потерялся. Близкие будут переживать, искать тебя. А если у тебя будет начертание на руке или на лбу, то их смогут известить о тебе. Чтобы всего это не случилось, чтобы нам помочь путешествовать всюду и иметь при себе всю информацию, нужно поставить это начертание». 

Одной из особенностей этого зверя будет возможность контролировать весь мир

Хорошая вещь – ничего не потерять. Приходишь в аэропорт, протягиваешь руку, а там вся информация о тебе. Проверили, и ты проходишь дальше. Приходишь в банк, протягиваешь руку – тебе дают столько денег, сколько просишь. Пришел в больницу, может быть, ты в плохом состоянии, не помнишь, тебя сбила машина – твою руку помещают в аппарат, видят группу крови, хронические болезни, аллергию, все необходимое. Выглядит практично и полезно. Как говорил старец Паисий, это будет «сервировано» огромной необходимостью. 

А если взглянуть иначе? Все это позволит осуществлять всемирный контроль. Смогут проверять весь мир. Уже есть много провозвестников этого. Скажу вам честно, когда я первый раз читал Апокалипсис в возрасте 16 лет, стал паниковать: «Сатана будет ходить с печатью и штамповать людей? Как это будет происходить?» Это казалось чем-то фантастическим, сказочным. Как это возможно? А сегодня при существующих возможностях, компьютерах это делается с легкостью. 

Фото 8.jpg (1).PNG
Люди принимают начертание зверя. Иллюстрация неизвестного художника, ок. 1255 г.

С другой стороны, на печати в качестве кода будет число шестьсот шестьдесят шесть. Я не говорю, что это антихристова печать. Сейчас не существует антихриста, но идет подготовка к всемирному контролю. Когда придет антихрист, все будет готово. Видите, как легко наступил экономический кризис? За неделю охватил весь мир. Что произошло? Что-то случилось в двух банках Америки. Это могло показаться нам невероятным, но произошло за два-три дня. Всемирный контроль уже не кажется чем-то странным. Уже сегодня существуют такие возможности, чтобы все контролировать. 

Чуть далее мы прочитаем в Откровении о том, что придет время, когда любого человека, где бы он ни скрылся, даже в пещере, везде отыщут. С сегодняшними спутниками это уже возможно. 

Никто ничего не сможет сделать без этого начертания. Никто. Чтобы покупать и продавать, ты должен иметь начертание. Тогда же явятся люди, действительно посвященные Богу, которые не примут ни это число, ни начертание.

Откровение написано, чтобы сказать нам о том, что Христос победит

Чтобы все это началось, должен прийти антихрист, зверь. Пока его нет, все остальное – это облака, которые сгущаются. Когда придет антихрист, разразится гроза. Все будет уготовано. Мы сейчас видим одно за другим знамения. Мы движемся к концу, такова действительность. Жизнь этого мира каждый день приближает нас к концу. Но пока не пришел антихрист, все эти знамения не могут считаться сатанинскими.

– Это начертание смогут нанести кому-то насильно?

– Насильно тебя не заставят, но будут созданы такие условия, что тебя лишат всего. Ты не сможешь иметь денег, не сможешь покупать, продавать, путешествовать, пойти в больницу – ничего. Тогда нужно будет решиться, взять пять козочек и уйти в горы.

– Мы слышали о двух зверях: один – руководитель, другой – подчиненный. Кто они?

– У сатаны-дракона есть два зверя: один – антихрист, другой – лжепророк, которые поддерживают друг друга. Это будут люди: и антихрист, и лжепророк.

– А в Откровении апостола Иоанна говорится о нескольких антихристах.

– Да, он говорит о многих антихристах. Тайна антихриста, тайна беззакония в том, что будет много предтеч антихриста, но в последние дни придет один. Предшествующие ему еретики – это орудия и предтечи антихриста.

– Как мы узнаем, что пришел антихрист?

– У него будут две основные характерные черты: он будет вместо Христа, то есть захочет занять Его место, и он будет против Христа. Он будет воевать против Церкви и против Христа и представлять себя спасителем мира. Будет совершать чудеса. 

– Сможем ли узнать его по поведению?

– Узнаем его по надменности и высокомерию в словах. Он будет устраивать гонения на Церковь и на Христа. 

– Геронда, кто нам подскажет и поможет в антихристово время?

– Никто не останется без попечения Божия. Бог сохранит того, кто будет иметь веру и останется верным Христу. Бог нас не оставит. Мы не будем брошены в руки сатаны. С нами Бог! Откровение написано, чтобы сказать нам о том, что Христос победит. 

Фото 9 (3).jpg
«Я победил мир», фреска 

Здесь говорится о зверях, но дальше вы увидите, что все эти звери пойдут в огненное озеро, горящее серой. Христос победит. Откровение написано, чтобы нам придать силы и дерзновения, чтобы мы не боялись. 

Мы знаем, что все это может происходить, но тот, кто соединился со Христом, обладает бóльшей силой, чем сатана. «Меньший среди нас – бóльший в мире», меньший среди нас больше сатаны. Господь нас не оставит. Самого маленького, самого простого человека сбережет, не даст ему заблудиться. Соблазнятся те, кто сам этого захочет, и те, кто порабощен грехами. Человек Божий не соблазнится и не испугается всего этого. 

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт omilies.net 2010 г.


[1]Святые отцы подразумевают, что зло не имеет своей сущности. Все существующее создано благим Богом, а отклонение от благого образа бытия есть зло. Сила зла – уклонение от благого бытия, но за собой она не имеет никакой злой сущности.

[2] Внешний притвор храма, где раньше совершалась лития.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить