50+1 слово духовной науки. Часть 2

Сила Православия

(Продолжение. Начало см.: Часть 1. Человек по природе православен)

11. Исполнение Христовых заповедей – дело почти невозможное для человека. Когда молодые люди приходят и говорят: «Мне так трудно молиться, меняться», – я отвечаю: «Это не трудно – это невозможно!» Чтобы понять, почему тебе это так трудно, надо знать, что то, что ты пытаешься сделать, для тебя невозможно. Ты спрашиваешь себя: «Как же мне тогда достигнуть этого?», – а выход тут в молитве, ведь когда Бог сказал, что невозможное человекам возможно Богу, Он сказал это как обетование. Думаю, надо с верой принять это обетование и просить, чтобы Господь сделал в наших душах невозможное для человека.

Что касается утверждения в Православной Церкви, я привел бы слова одного русского богослова, который говорит, что Православная Церковь не столько убеждает, сколько ведет, то есть она привлекает сердце и душу всего человека. Я бы подтвердил его слова, сказав, что таким был и мой опыт. Я говорил вам о том кризисе, через который прошел и который затронул нечто большее, чем интеллектуальное убеждение, и должен сказать вам, что этот кризис стал переживанием, хотя я тогда искал интеллектуальных критериев.

Критерии дал мне Бог, но только иным путем. И путь этот – опыт. Когда истина открывается в духе и истине, она пронзает до мозга костей, то есть покоряет всё твое существо. И это сила Православия, в которой я убеждался не раз. Православие обладает не относительной или приуменьшенной истиной, не истиной искаженной или отвлеченной, каковые истины я находил во всех конфессиях и религиях, о которых когда-нибудь слышал и которые нередко притязают на исключительность, а истиной полной, безусловно приводящей ко Спасению.

Итак, одной из черт Православия является эта его притягательность, покорение всего человека. Сначала привлекаются сердце и душа, а затем ум. Ведь в духовном ум конвертируется медленнее всего. Не обольщайтесь на этот счет. Человек часто ищет логических доказательств, а логика, между тем, подобна полкам, на которые что-нибудь кладут: всё зависит от того, что на них положить.

Говорят, что, если рассуждать логически, чуда не существует. Но если у тебя есть экзистенциальный опыт чуда, твоя логика преобразуется или модифицируется, она расширяется и уже включает чудо. Только чудо ты будешь класть не на ту полку, где находится, например, информатика, а на ту, где вера. И так логика «развивается» и «увеличивается». Помещения и полки добавляются – не так ли? – по мере накопления опыта.

Итак, сначала опыт, а разум и логика приходят потом и объясняют, но только в жизни они часто дают свои объяснения с запозданием. Зачастую у вас годами и десятилетиями накапливается непонятный опыт, и лишь спустя десятки лет приходит его логическое объяснение.

12. Даже если видимое действие Божие в Православии мало, то в реальности оно велико, но только человек этого не видит. Мы видим лишь фрагменты величия этого таинственного действия Божия, фрагменты, из которых я назову несколько таких, о которых сейчас думаю.

Предание монахов Афонской Горы гласит, что если чья-либо душа спасается после смерти и приходит к жизни вечной, то до 12 поколений ее предков причащаются этой, скажем так, победы жизни, получают некий импульс жизни, и если они сами по себе не спаслись, то могут спастись через эту душу, обретшую спасение. Отец Софроний объяснял это следующим образом. Если я, любой я, обретаю жизнь, то во мне замолены, во мне омыты все грехи, унаследованные мною. Ветхий Завет говорит о грехах, дающих о себе знать только до третьего поколения. А вот эти монахи на Афоне учат, что до 12 поколений предков обретают жизнь, хотя грех имеет силу только до третьего и четвертого поколения.

Дело Божие гораздо больше того, что мы видим. И можно положиться на Бога, ибо Он знает, что делает, даже если мы этого не видим, даже если нам кажется, что Он не знает, что делает. Господь нас не спрашивает, Он знает лучше нас. И думаю, если мы смиренно проводим свою жизнь в действительно Божественном духе, то смирение это являет собой открытые врата любви, а любовь – это первая заповедь Господа.

Дело Божие гораздо больше того, что мы видим. И можно положиться на Бога, ибо Он знает, что делает

Итак, когда мы живем в любви, понимая ближнего даже в его грехе (поскольку я тоже грешен и не должен судить), и исполняем заповеди Божии, то в каждом из нас совершается действие, величие которого мы даже представить себе не можем. Бог дает нам обрывки таких видений, чтобы нас приободрить. И поскольку мы в этой жизни не можем видеть всего величия Божия, то довольствуемся этими обрывками, благодаря которым еще больше укрепляем свое упование на Бога и уверенность в том, что тесто всего человечества подойдет. Потому что и Господь, уча о конце света, говорит: смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Итак, не будем смущаться тем, что наступает, ибо всё невидимо находится в руках Божиих. Бог совершает Свое дело в истории, и сила Его чрезвычайно нежна, ибо силе Божией нет нужды прибегать к насилию. Когда Бог исполнит Свое дело спасения человека, тогда придет конец. Тогда Он положит конец истории вместе с той небывалой трагедией, которая развернется в конце веков.

13. Много раз в жизни я видел, как Бог попускает нам искушаться, мучиться по самым разным причинам, но нам в этих искушениях не надо терять самообладания, отчаиваться, потому что от греха страдаю не один я, это только не мое страдание, которого я иногда могу и не выдержать, это страдание всего мира. Но, претыкаясь о свой грех, – неважно, победил я его или впал в него, – проходя через многие страдания и несправедливость, я становлюсь способным понять ближнего. И во мне начинает усыряться вторая заповедь Господня: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Твой ближний, хорош он или плох, грешен или свят, какой бы он ни был, – это другое ты; ты – это я, и ты меня, по большому счету, знаешь. Я тебя, по сути, тоже знаю; и нам не надо встречаться, чтобы узнать друг друга.

Однажды, будучи на горе Афон, уже много лет тому назад, я пришел в восторг от того тепла, с каким меня принимали монахи. Какими радушными они были! Какими внимательными! И я сказал одному монаху: «Куда бы я здесь ни зашел, в какие бы монастыри и скиты, кого бы ни увидел, я словно знал его с детства». И что же мне ответил монах? Он говорит: «Мы, православные, любим друг друга еще до того, как познакомимся». И я понял, что его слово истинно. Мы, по сути, знаем друг друга, особенно те, кто живет молитвой.

14. У Запада не было сил противостать миру, поэтому церкви на Западе добровольно закрывали, переделывали в магазины, сносили. На Западе сформировался такой менталитет, что можешь делать всё что угодно, – но только это не позволит тебе принадлежать Христу Истинному. Нью эйдж, например, пропагандирует идею о том, что всё дозволено, начиная с сатанизма до самых возвышенных философий; и только смирение, покаяние и тому подобные вещи там запрещены. Психологически запрещены; там только Христос Истинный запрещен. Ибо христов много, не говорят только об антихристах, прельщающих многих, – и много ложных идей о Христе Истинном.

15. Господь говорит, что нет заповеди большей, чем возлюбить Бога и ближнего. Хранение любви, однако, проходит через много трудностей, которые закаляют нас духовно. Закаляют весьма любопытным образом, парадоксально. Мы приходим не к тому, чтобы почувствовать себя сильными, но когда мы слабы, тогда и сильны, как говорит святой апостол Павел. Тогда мы сильны потому, что смиряемся и понимаем ближнего, и в нашей душе может зародиться теплое чувство к ближнему. Ведь любовь в Господе мягка. И тогда в смирении и мягкости, о которых мы говорили, может действовать не усилие человека, а наша аскеза; тогда в человеке действует благодать Божия.

16. Дух Православия – не внешний эффект и не прозелитизм; дух Православия выражен в Литургии, и я возвращаюсь к идее о внимательности к литургическому слову, слову молитвы. Итак, дух Православия выражен в Литургии. Вспомните слово: «Вкусите и видите, яко благ Господь!». И мы, грешные, стараемся смиренно вкушать и видеть, яко благ Господь, в том месте, куда Он нас поставил, на этих западных «реках Вавилонских». И мы вкушаем, и пьем, и видим.

Дух Православия – не внешний эффект и не прозелитизм; дух Православия выражен в Литургии

17. В перспективе современных реалий спастись гораздо труднее, и я напомнил бы слово, которое говорит отец Софроний в своей книге о церковных мерах: «Это ужасная привилегия», – поскольку, думаю, мы проживаем последние мгновения истории, аналогичные, может быть, тем, которые Господь провел на Кресте.

Спасение – дело, невозможное для человека, а значит, поскольку оно невозможно, Бог совершает его Сам, и поэтому нам надо прилепиться к молитве и Таинствам Церкви, особенно к Таинству Святого Причащения. И так, что невозможно человеку, то возможно Богу.

18. Имя нашего племени – Христос. Или, если хотите, имя нашего племени – Израиль, то есть народ Божий. Мы новый Израиль, Израиль духа. И мы вновь возвращаемся к теме Духа и истины. Наше отечество – не Румыния, или Россия, или Англия, оно – вышний Иерусалим; наше отечество – это то, которое грядет, а не то, в котором мы родились. Мы родились в «гнезде», как птицы, и живем в нем, пока у нас не вырастут крылья и мы тоже не взлетим, чтобы воспарить в полете вечном.

19. Взирайте теперь на Слово Божие, ибо уже не осталось времени для человеческих попечений. На ум мне приходят два слова из Евангелия. Первое: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам; и второе слово: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Стремитесь к существенному!

Взирайте теперь на Слово Божие, ибо уже не осталось времени для человеческих попечений

Я действительно видел в жизни, что истинную цель человека, то есть понимание разума и замысла Божия о человеке, спасение и всё прочее, Бог подает невидимым образом. А нам необходима молитва и это понимание Бога, вплоть до любви к врагу, как говорит святой Силуан. То есть надо знать, что враг – тоже творение Божие и только Бог может просветить его по моей молитве, если я ее возношу. Только Он может удержать и направить его, чтобы он не совершал слишком много зла. И так не только врагам, но и незнакомым и чужим нам людям Бог положит на душу то, что нужно, лишь бы мы не предавали Бога.

(Продолжение следует.)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Rafailnoica.wordpress.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Юлия   24 апреля 2021, 12:04
«...Или как попытаться в метафизику»
Логический и чувственный - два разных типа познания. Чистое откровение, не может быть дано через причину (кризис).
Так же, очень интересный момент про абсолютную истинность Православия и сравнение с другими конфессиями )
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить