Апостол Фома и Воскресение

Братья, в этот благословенный день, известный как Неделя апостола Фомы, спросим себя: правильно ли находиться в сомнениях, подобно апостолу?

1.jpg
Апостол Фома

Он был человеком, и, конечно, не ожидается, что он будет верить в Божественные вещи, полагаясь на свою человеческую природу. Человеческая реальность остается ограниченной, в пределах досягаемости рук, глаз и остальных чувств. Если он, как человек, проявил неверие, усомнился в том, что ему говорили, то это на самом деле реальность всего человечества. У любого из нас на его месте была бы точно такая же реакция.

Господь Иисус явился к апостолам, когда двери были заперты. Это означает, что Его тело, в котором Он пришел, было уже изменено, потому что мы, люди, не можем проходить сквозь стены. Мы остаемся в пределах того, что можем сделать как люди. Однако Господь Иисус не вошел через дверь, но проникнул через материальное и оказался в присутствии учеников. Это стало возможным потому, что тело Господа Иисуса Христа стало духовным. Оно приобрело новое качество: стало телом славы Божией и наполнилось Духом.

И, когда апостол Фома прикоснулся ко Христу, он фактически прикоснулся к двум фундаментальным вещам. Во-первых, он осязал Его тело во всей его материальности. Это само по себе равносильно чуду. Если ученик чувствовал материальность этого тела, то это не потому, что оно оставалось материальным, каким оно было до смерти Учителя. Но, скорее, это потому, что Господь позволил апостолу Фоме, как земному человеку, в тот момент почувствовать, осязать его. Чтобы подтвердить ему, а через него и всем нам, что это не другое, а то же самое тело, в котором Его знали ученики, в котором Он жил на земле.

Потому это чудо. Но цель его, однако, состоит в том, чтобы подтвердить личность Господа Иисуса и то, что Его Воскресение было Воскресением именно в теле. Это важно, потому что в другом месте Евангелия мы читаем, что ученики думали, будто они находятся в присутствии призрака, иллюзии или духа.

Христу нужно было утвердить учеников в вере, поэтому Он дал им доказательство того, что Он воскрес и что Тот, Кого они видели, был не иллюзией, не призраком и не духом, а Самим Господом Иисусом, Который воскрес в том же теле. Таким образом, апостол Фома был некоторым инструментом, который использовал Христос, чтобы доказать это и развеять у них любые сомнения. Поэтому, когда апостол Фома прикоснулся к Господу, он почувствовал, что прикасается именно к человеческому телу.

Христос принял человеческое тело раз и навсегда

Человеческая природа никогда не отменяется в Господе Иисусе. Христос принял человеческое тело раз и навсегда. Вторая ипостась Святой Троицы, то есть Сын Божий, навеки соединилась с нашей природой. Когда Христос вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, Он вознесся и воссел в Своем прославленном, одухотворенном человеческом теле. То, что в нас тленно, что подлежит разложению, не может находиться в таком состоянии одесную Бога Отца. Поэтому само тело было прославлено, одухотворено. И апостол Фома подтвердил нам, что это Сам Христос, осязав Его.

Апостол Павел говорит нам: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5: 16). Это никоим образом не означает, что земное тело упразднилось. Тем не менее мы больше не можем взаимодействовать с Его одухотворенным телом так, как мы взаимодействуем с материальными телами, подверженными тлению и смерти. Именно поэтому Господь Иисус Христос сказал Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне» (Ин. 20: 17). Этим Он хотел показать ей и нам, что отношение к Нему отныне не может быть таким, каким оно было до Его распятия и смерти. Теперь мы взаимодействуем с Господом Иисусом, воплощенным Богом, в Святом Духе, а не в тленной земной материи, которая подлежит смерти. Это было открыто апостолу Фоме.

Второй важный момент: апостол Фома коснулся не только человеческой природы Христа, но и Божественной, не только материи, но и воплощенного Бога. Но на самом деле это Христос снизошел к ученику, чтобы тот прикоснулся к Божеству. И каков был результат? В результате Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20: 28).

2.jpg
«Уверение Фомы». Дуччо ди Буонинсенья Маэста

По-арабски, когда мы говорим «Господь и Бог мой», это подразумевает, что мы говорим о нашем собственном господине или нашем собственном Боге. В арабском языке смысл узок и ограничен. Однако в греческом языке этот смысл гораздо шире, потому что перед словами «Господь» и «Бог» стоит определенный артикль. И смысл этой фразы становится таким: «Ты Господь и Бог, Которому я поклоняюсь, и через меня Тебе поклоняется все человечество».

Акцент здесь делается на том, что Христос есть Господь и Бог в полном смысле этого слова. Конечно, это заявление апостола Фомы не могло бы быть сделано, если бы он не коснулся именно Его Божественной природы. По этой причине во всех Евангелиях мы не находим более ясного и точного заявления о том, что Господь Иисус Христос есть Господь и Бог, нежели заявление, сделанное апостолом Фомой.

Конечно, Господь Иисус избегал прямо говорить о том, что Он есть Господь и Бог, когда шел Своим земным путем до Голгофы. Но теперь, когда Он воскрес из мертвых, Фома засвидетельствовал всем нам, что Тот, в Кого мы верим, есть совершенный человек и совершенный Бог, что Его человеческая природа соединилась с Божественной.

Все это для того, чтобы мы знали, что все мы призваны к обожению и одухотворению. В теле мы одухотворяемся и обожествляемся. Но прежде всего тело должно умереть, потому что оно подлежит тлению, в нем есть страсти и грех. И, когда человек умрет, после этого Господь Иисус Христос соберет его плоть по образу того, о чем говорил пророк Иезекииль. И все наши тела станут телами славы, подобно телу Господа Иисуса, когда Он стоял перед апостолом.

То, что случилось с Господом Иисусом, произойдет со всеми верующими в Него в день всеобщего воскресения. Господь дал нам Дух жизни. Главным признаком того, что мы получили новую жизнь, является то, что мы крещены во имя Господа Иисуса.

Когда кто-то умирает, его тленная плоть остается в могиле. Но его жизнь, связанная с его личностью и сознанием, расширяется, продолжается и наполняется светом, ибо каждый из нас по смерти не исчезнет, но окажется в лоне Небесного Отца. Потому что наш Бог не Бог мертвых, но Бог живых.

Наш Бог не Бог мертвых, но Бог живых

По смерти мы останемся живыми и наполненными жизнью Божией, пока не наступит час всеобщего воскресения. Тогда Господь воскресит нас опять в наших телах, и мы станем совершенными людьми, подобными Христу. Все это открылось нам через апостола Фому. По этой причине Святая Церковь установила его память в первое воскресенье после славного Воскресения Господа Иисуса. Слава Тому, Кто даровал нам это знание и возможность наполняться Его Божественными обетованиями и Своей жизнью, потому что мы, познавшие Господа Иисуса, призваны находиться в полноте Его жизни, и Он пришел, чтобы обитать внутри нас Своим Духом навсегда! Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Блог арабского православия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить