Бесконечный процесс духовного взросления

Сегодня мы поговорим о духовной зрелости. В первом послании к Коринфянам апостол Павел рассуждает о важности знания языков и в середине послания объясняет, какой у верующих должен быть образ мыслей. Апостол пишет: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14: 20).

Апостол Павел, по сути, упрекает христиан Коринфской Церкви в инфантильности. Подобно детям, они хвалятся тем, что могут прекрасно говорить языками, кичатся своими дарованиями. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «дети недоумевают и изумляются при виде малых вещей, а при весьма великих не приходят в такое удивление» (Гомилия 36 на 1-е послание к Коринфянам). Поэтому хвастливые верующие Коринфа гордятся даром языков, который Златоуст называет «последним из всех».

Апостол Павел призывает христиан отвергнуть гордость и стать «совершеннолетними» умом. В общем, апостол заповедует верующим быть младенцами на злое, то есть отвергать то, что по природе зло и пагубно. Верующие должны расти, становиться более зрелыми духовно.

Но что такое духовная зрелость? Слово «зрелость» означает полноту развития. Когда рост прекращается, завершается и развитие. В качестве примера можно вспомнить дерево, которое растет, пока не достигнет максимальной высоты. О духовном взрослении пишет апостол Петр, он наставляет: «…прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1: 5–7). Апостол уверяет, что, если исполним его завет, сделаемся совершенными, «не останемся без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Пет. 1: 8).

Возможно ли достигнуть духовной зрелости, есть ли предел совершенства? Апостол Павел пишет: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 12). Преподобный Максим Исповедник пишет, что «те вещи, которые сотворены во времени и соответственно времени, становятся совершенными, когда прекращают свой естественный рост», но «те вещи, которые созидает, сообразно добродетели, знание Божие, продолжают возрастать и став совершенными. Ибо конец одних становится началом других» («Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия»).

Возможно ли достигнуть духовной зрелости, есть ли предел совершенства?

Когда мы, приобретя добродетель, прекратим «существование тлетворного в себе», Всесильный Бог дарует нам «более божественное». Поэтому возрастать мы будем бесконечно и никогда не останемся без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (см.: 2 Пет. 1: 8).

Перевела с английского Мария Лицман
Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить