Бог – это наш Отец

Бог хочет, чтобы мы думали о Нем как о Родителе. Это здоровый способ отношения к Богу. Он хочет, чтобы мы относились к Нему как Его дети. Как иереи, когда читают в храме во время святой литургии молитву: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца…» Затем мы поем молитву «Отче наш». 

Наш Отец… Сам Христос научил нас так молиться и называть Бога нашим Отцом. Он не учил нас называть Его ни «Владыкой», ни «Небесным Правителем», ни «Абсолютным», ни кем-то еще. Просто «Отче наш». Это очень важно. Бог открыл нам Свою истинную природу. Он сказал: «Вы хотите знать, как Меня называть? Как Меня зовут? Что Я чувствую к вам? Я ваш Отец. Следовательно, вы Мои дети». 

Наш Отец… Сам Христос научил нас так молиться и называть Бога нашим Отцом

Это, безусловно, наиболее зрелое и самое здоровое понимание Бога. Что бы мы ни делали, мы должны делать это в контексте этих отношений любви. Тогда мы почувствуем некое благородство. Как бы это сказать? Это похоже на ребенка, который чувствует себя совершенно комфортно и как дома, в любящей семье. В доме нашего Отца мы чувствуем себя не чужими, а членами семьи. Церковь, вся вселенная – это наш дом, дом нашего Отца. Мы не рабы и не служащие в этой вселенной. Мы дети Всемогущего, Всеведующего и всецело любящего Бога.

Я часто чувствую себя таким разочарованным, когда вижу духовных людей – священников, монахов и мирян, которые превращают свои отношения с Богом в своего рода камеру пыток. Старец Паисий говорил таким людям: «Дорогой мой! Бог – это кислород, а вы превратили Его в угарный газ».

«Бог – это кислород, а вы превратили Его в угарный газ»

Другими словами, они превратили свои отношения с Богом в страдания, беспокойство и невроз. Когда я встречаю людей в таких состояниях, психологически скованных и несчастных на вид, я поражаюсь искажениям, которые им удается создать в своих отношениях с Богом. Как это возможно, спрашиваю я таких религиозных людей, что вы, как дети Божии и наследники святых, смогли достичь такого состояния психологического страдания? Как вы можете явить себя образом Божиим для тех, кто приходит к вам за духовным советом? Ведь это самый верный способ оттолкнуть другого от Бога.

Я часто думал, что выживание Церкви на протяжении веков само по себе является постоянным чудом. Она существует несмотря на то, что те из нас, кто ее представляет – священники, епископы, богословы, часто так неадекватны и недостойны этой задачи. Почему люди должны входить в Церковь, если те, кто ее представляют, создают образ Бога-диктатора, сурового и карающего? Многие люди приходят и говорят мне: «Но почему, отец, я должен ходить в церковь, когда вы, представители Церкви, так полны гнева и нетерпимости? Почему я должен быть таким, как вы?» И ведь они правы.

Многие церковные люди предпочитают считать Бога подобным рабовладельцу, суровому и карающему. Очевидно, это отражение личностей тех, кто придерживается такого видения. Боюсь, что многие из тех, кто представлял Церковь на протяжении всей истории, были людьми, которые, казалось, находились на первой стадии духовного развития. К сожалению, это так. Я всегда говорю официальным представителям Церкви, священникам, монахам, теологам, учителям воскресных школ, что они должны быть чрезвычайно осторожны, чтобы преподавать истинное учение о природе Бога, о том, что Бог – наш Отец, а не грозный деспот или состоятельный наемник. Это серьезная проблема в отношении тех, кто представляет Церковь. Люди приходят к ним, чтобы услышать о Боге, а вместо этого их учат о сатане, аде и тому подобном. Им преподносят Бога как карающего тирана. Например, они могут сказать студенту: «Сходи в церковь, и Бог поможет тебе сдать экзамены». Что, если этот студент не сдаст экзамены? Разве тогда он не восстанет против Бога? Или они могут навестить больного и сказать: «Молись, и Бог сделает тебя здоровой». А когда пациентка не выздоравливает или умирает, виноват Бог. Это трагические ошибки. 

Что мы говорим умирающему? «Положитесь на Бога, потому что Бог любит вас, и точка. Любите Бога, выздоравливаете ли вы или нет. Мы никогда не должны колебаться в своей любви к Богу, несмотря ни на что. Мы не должны верить в Бога только потому, что Он сделает нас здоровыми». Это понимание Бога как нашего сотрудника. 

Мы никогда не должны колебаться в своей любви к Богу, несмотря ни на что

Мы должны делать все возможное, чтобы помочь человеку не застрять на незрелой духовной стадии. Меня особенно беспокоит ситуация с молодыми людьми. Я говорю катехизаторам, что ни при каких обстоятельствах мы не должны лишать людей эмпирического понимания Бога как совершенной любви. Итак, во время нашей духовной борьбы, даже если мы время от времени можем откатываться к низшему пониманию Бога, мы никогда не должны забывать, что подлинный способ понимания Бога, выражаемый через Церковь, это что все мы – дети любящего Бога и что в конце концов все будет хорошо. Таким образом, представление о Боге как о тиране или как о большом начальнике, распределяющем награды и наказания, в конечном итоге неверно.

Понимание Бога через опыт святых – идеальный способ к Нему правильно относиться. Но Бог не несправедлив. Все духовные ступени помогают нашему восхождению к Богу. Важно продвигаться духовно. Когда придет время, Он вознаградит тех, кто соблюдает Его заповеди.

Понимание Бога через опыт святых – идеальный способ к Нему правильно относиться

Даже у совершенного человека могут быть духовные упущения и временные регрессы. Итак, в зависимости от природы регресса мы можем использовать соответствующее лекарство. Даже святой Силуан, который был совершенным человеком, иногда плакал и рыдал, что это была его последняя ночь и что его «несчастная душа» уходит прямо в ад, прочь от Бога. Это помогло святому Силуану вспомнить свою смертность и ад во время его временного духовного упадка. Бывают случаи, когда вы руководитесь страхом перед адом ради собственного духовного блага, а в других случаях вы выбираете образ Бога как наемника, который вознаграждает ваш тяжелый труд. Вы должны найти в себе то, что вам подходит в настоящий момент, что помогает вам продвигаться духовно. Помогает ли вам страх перед Богом? Тогда используйте этот образ в конкретной ситуации. Помогает ли вам восприятие Бога как строгого наемника? Тогда пусть и этот образ будет рабочим. 

Однако те из нас, кто служат духовными наставниками и часто призваны говорить о природе Бога, никогда не должны представлять Его как деспота либо нанимателя. Почему? По той простой причине, что это не Его настоящая природа. Истинный образ Бога – это образ любящего Отца.

Истинный образ Бога – это образ любящего Отца

Сейчас мы, люди, находимся на эволюционном пути к Богу, и мы часто имеем чувство Бога, Который может отправить нас в ад или вознаградить нас за наши добрые дела. Но мы всегда должны помнить о том, что, какими бы полезными ни были эти представления о Боге, они также являются несовершенными и незрелыми способами понимания Его и отношения к Нему. Если вы хотите знать, как правильно относиться к Богу, изучите жития святых и посмотрите на их отношение к Нему. Вы знаете, что святые говорили о Боге? «Я ранен Твоей любовью», «Бог – величайший Возлюбленный». Это то, чего не понимают многие христиане. Святые буквально любили Бога. Все, что они писали, все, что они говорили, и все духовные упражнения, которыми они занимались, все гимны и песнопения, которые они сочиняли, были ни чем иным, как переполнением их сердец, которые были привязаны к Богу. Нет большей любви, чем любовь к Богу. И ничто в мире, ничто не может превзойти или превысить Его любовь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт «Семья Святой Троицы»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить