Богач и Лазарь +АУДИО

Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

1.jpg

Иеромонах Лавр (Архипов). Богач и Лазарь. Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья, сестры, сегодня мы слышали в чтении Священного Евангелия всем нам хорошо известную притчу о богаче и Лазаре. Мы знаем, что Господь проповедовал изначально среди евреев, и эта притча была обращена в первую очередь к ним. Отношение евреев к богатству было уникально и удивительно для христиан, потому что и сами духовные руководители этого народа учили, что богатство есть признак благоволения Божия к человеку. И если тот или иной еврей был богат, значит он был праведен, значит он угодил Богу и Господь его наградил великим состоянием. Но Господь обличает такое отношение к материальным благам. Он рассказывает притчу для того, чтобы устыдить и показать, что угождением Богу является совершенно иное, угождением Богу является творение милосердия ближнему.

Угождением Богу является творение милосердия ближнему

Лазарь – имя сокращенное от Елиазар, и означает оно «Бог – помощь». На Востоке было принято после трапезы выбрасывать объедки на улицу для того, чтобы эти объедки подбирали бродячие псы и нищие. Лазарь был обезличен среди людей, рядом с которыми жил. Богатые люди, да и вообще люди, находящиеся рядом, не обращали на него никакого внимания, и только псы, которые вместе с ним делили ту трапезу со стола богача, подходили к нему и лизали струпья его ран. 

Здесь нельзя говорить о том, что псы проявляли какое-то милосердие, нет. Господь, указывая на этих псов, говорит о том, что люди воспринимали Лазаря равным этим псам, не проявляя никакого милосердия и сострадания к нему. Умер Лазарь и был отнесен на лоно Авраамово – это указывает на то, что Лазарь был праведным человеком, он принял ту жизнь, которая была ему дана, он проявил смирение и терпение, он проявил кротость, он принял волю Божию о нем, тот великий крест, очень тяжелый крест, который у него был. 

Мы не можем говорить, что за бедность Лазарь сподобился быть на лоне Авраамовом, нет. В первую очередь это указывает на его праведность и святую жизнь, ибо бедность не является путем ко спасению. А богач умер и был отнесен ангелами в ад. И, опять же, мы не можем сказать, что все богатые люди грешники, что все богатые сподобятся осуждения Божия и окажутся в аду, ибо богатство также нейтрально. Не от богатства зависит участь человека, а от того, как человек обращается с этим даром Божиим, а это дар. Богатство – это не зло и не добро. Злом или добром является то, как человек использует это богатство: либо он благотворит окружающим, нуждающимся людям, либо он употребляет свое богатство для достижения каких-либо удовольствий в своей жизни. Мы не можем уклоняться в ту или иную крайность, самая главная добродетель, которую многие отцы указывают, – это благоразумие. 

Когда богач увидел Лазаря рядом с Авраамом, он попросил Авраама послать к нему Лазаря, чтобы тот омочил перст свой в воде и прохладил язык его, и тем облегчил его участь, ибо он находился в геенне. Заметьте, богач не обращается напрямую к Лазарю, а обращается к Аврааму, чтобы тот послал Лазаря к нему. Это говорит о том, что душа богача, и мучаясь в аду, относится к Лазарю с пренебрежением: «Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой» (Лк. 16: 24).

1.jpg

Авраам, заметьте, называет богача своим чадом. Да, Авраам любит свое нерадивое чадо, но, к сожалению, участь загробная – это выбор самого богача, ибо он во время жизни наслаждался и утопал в похоти и грехе. Богач, узнав о том, что между раем и адом пропасть, и из ада не переходят в рай, а из рая не переходят в ад, просит Авраама, чтобы тот отправил Лазаря к его родственникам, чтобы Лазарь рассказал об этой печальной загробной участи их сродникам, чтобы они переменили образ жизни и достигли спасения. Но Авраам говорит о том, что у них есть и пророки, и Священное Предание, но богач все-равно противоречит Аврааму и просит о том, чтобы Лазарь пошел к его родным, ибо надеется, что этим чудом его родственники все-таки вразумятся. 

Тогда Авраам говорит: «Если пророков не послушали, то если и кто-то из мертвых воскреснет, не послушают его». Это говорим о том, что люди, утопающие в страстях, грехах и сладострастии, не видят, они слепы, они не слышат зов Божий, они не видят святости, они не то что не видят, но не хотят замечать и исправлять свой образ жизни. Единственное средство для того, чтобы достигнуть спасения, – это покаяние. Без покаяния человек никогда не исправится и не приблизится к Господу. Мы много раз с вами говорили о том, что есть истинное покаяние, и истинное покаяние – это осознание своего греховного состояния, и беспрецедентное полное осознание, и желание исправить свою жизнь. Исправить по образцу Евангельского повествования. Только так человек может достигнуть спасения.

Без покаяния человек никогда не исправится и не приблизится к Господу

Мы сейчас, братья и сестры, живем в такое время, которое болезнью своею имеет безразличие и равнодушие. Сейчас мы имеем огромную возможность оказать милосердие тем, кто рядом с нами находится. Больницы, госпитали, реабилитационные центры переполнены нашими соотечественниками, они находятся в страдании, кого-то утешают родственники, находясь рядом с ними, кого-то близкие бросили из-за того, что не могут перенести созерцание этих страданий, кто-то одинок, совершенно одинок, не имеет родственников, поэтому мы можем заменить ближнего рядом со страдающим. 

Каждый из нас может прийти в Синодальный отдел к владыке Пантелеимону, у него есть целая структура сестер милосердия, структура волонтерства, и, придя, изъявить свое желание хотя бы немного потрудиться на ниве милосердия. Поверьте, как только вы окажитесь в этих обстоятельствах, вы не будете прежними, ваше мировоззрение исправится, вы пересмотрите свои ценности, вы будете ценить солнце над головой, свежий воздух, вы будете ценить своих близких, вы не будете грешить, поэтому не пренебрегайте этой возможностью, и пусть ваше сердце не будет заражено безразличием к ближнему. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить