«Боже, милостив буди ко мне грешному»

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

1.jpeg

«Боже, милостив буди ко мне грешному». Проповедь игумена Павла (Полукова) на Божественной литургии 13 февраля 2022 г. (Продолжительность 0:16:43 мин, размер 8.0 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!  

Братья и сестры, мы с вами приближаемся к Великому посту. И как перед каким-то событием, премьерой звучит первый, второй, третий звонок, который предупреждает, что будет что-то большое, важное, интересное, так и в Церкви этими звоночками за три Недели до Великого поста становятся евангельские чтения. Вчера уже прозвучало песнопение «Покаяния двери отверзи мне», которое мы будем слышать и во время Великого поста. И действительно, сам пост, время подготовки к нему – это путешествие, паломничество. Ведь в него мы с вами собираемся заранее, продумываем план, покупаем билеты, маршрут разрабатываем. Так же примерно и здесь, как и в настоящем паломничестве, которое сопровождается определенными трудностями, неудобствами. Когда мы приезжаем в какое-то святое место, где у нас еще есть возможность потрудиться во славу Божию, мы встречаем очень много интересного и назидательного, причем в неожиданных для себя местах и случаях. Не всегда у раки святого и даже не всегда на исповеди опытного монаха, а иногда просто в людях, которые паломничают с нами и которые открываются нам. И задача во время поста – разобраться в себе и еще попытаться понять другого, заглянуть ему в глаза, понять его поступки. Понять и принять. Разные люди окружают нас. Психологи вообще не советуют общаться с людьми, которых они называют «токсичными». От самого слова «токсичный» негатив идет. А Господь наш Иисус Христос говорит по-другому: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6: 28). Удивительные слова. И вот постом через ближнего своего мы должны этому научиться, мы должны увидеть человека и понять, для чего Бог дал ему в этот момент жизни быть рядом со мной. 

Постом мы должны увидеть человека и понять, для чего Бог дал ему в этот момент жизни быть рядом с нами

Притча о мытаре и фарисее, которая начинает эти подготовительные недели, всем знакома, известна, такая, казалось бы, понятная. На Литургии этот евангельский рассказ начинался словами: «Рече Господь притчу сию: пришли два человека…» (см.: Лк. 18: 10), но там была фраза, которая во время чтения Евангелия не произносится в храме, но она есть в Евангелии: кому и для чего Господь сказал. Он сказал это тем, кто считал себя праведным и при этом уничижал других. 

Пришли два человека в церковь. Одни фарисей, другой мытарь. Пришли на молитву. И один из них, фарисей, молясь, благодарил Бога. Благодарил за то, что он не такой, как другие люди, хищники, прелюбодеи, разбойники. Не как тот мытарь, которого, видимо, он заметил по пути в храм. Он постится два раза в неделю, дает десятину – слава Тебе, Боже. Другой человек, мытарь, стоял в другом месте. Если разобраться с устройством ветхозаветного храма, то очевидно, что он не мог стоять там, где стоял фарисей. Из-за своей службы он считался человеком оскверненным. И в храме был вынужден прятаться. Он бьет себя в грудь и говорит Богу очень краткие слова: «Боже, милостив буди ко мне грешнику» (Лк. 18: 13).

Господь обличает фарисеев в противоречии и лицемерии: человек правильный, но праведность эта мертвая и холодная

Фарисейство – это уникальное явление в истории еврейского народа, которое длилось более пятисот лет. Возникло оно изначально на очень хорошей основе. До пришествия Спасителя древний иврит, на котором было написано Священное Писание, стал менее понятен современникам, они переходили на другие диалекты. Появились люди, которые объясняли им Священное Писание, объясняли те заповеди, которых было немало в законе, и как по ним жить. Но далеко не все могли их соблюдать. И тогда фарисеи, по сути, взяли на себя подвиг – несли бремя праведности за народ: пост два раза в неделю (обязательный пост был только один раз в году), десятина со всего, что приобретали: с урожая и скота. Более того, многие фарисеи брали на себя не десятину, а треть. Во время поста они надевали плохую одежду, посыпали голову пеплом. Для чего? Чтобы люди видели и понимали, что есть пост, что есть люди, которые за них этот пост держат. Они на свою милостыню покупали еду и делали столы для бедных и всех желающих для того, чтобы люди приходили и трубили в трубы, чтобы знали, что фарисеи будут кормить народ. И что-то, видимо, пошло не так ко времени пришествия Христа. Идея хорошая, но прошли столетия, и Спаситель фактически ни одного доброго слова в Евангелии о фарисеях не говорит: «Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры. Слепые вожди слепых. Порождения ехидны» (см.: Мф. 23: 13–33). Что основное в этих обвинениях? Лицемерие. Когда человек уважаем, когда его долго хвалят и когда он уверен в своей праведности, происходит какая-то поломка. Когда Господь исцеляет, когда Он воскрешает, Он в свой адрес от фарисеев слышит обвинения в том, что нарушает субботу. А Господь отвечает: «А разве никто из вас, у кого животное упадет в субботу в яму, не вытаскивает его?» (см.: Мф 12: 11). В чем он их обличает? В противоречии, в лицемерии. И получается все вроде бы правильно, все вроде бы хорошо, человек правильный, но праведность эта мертвая и холодная.

2-7.jpg

Вспомним притчу о милосердном самарянине. Помните, когда человек раненый лежал на дороге, мимо него прошел священник и левит, не оказав помощи? Почему не оказали помощи? Потому что были плохи? Нет. По закону не могли. Они шли из Иерихона в Иерусалим служить. Для того, чтобы служить Богу, были дни очищения, и прикоснуться к раненому человеку, к крови – это значит осквернить себя и сделать невозможным на какое-то время свое служение. Вот в чем была ошибка этого исполнения прямого закона. Вроде бы все хорошо, но плода нет. Человек, нуждающийся в помощи, так и остался лежать на дороге. 

Мытари, если бы мы сейчас сказали, – это предприимчивые люди. Римская империя, под властью которой находилась Иудея, собирала налоги, но считала унизительным для себя собирать их с покоренных народов. Делились на секторы, какие-то такие районы, и было две цены: одна цена за то, чтобы купить возможность собирать здесь налоги, а другая цена – то количество налога, которое должно быть собрано и отправлено в Рим. Все остальное не волновало. И понятно, что мытари не просто так покупали это место, оно было доходным. И слово «мытарь» было синонимом слова «грешник». Но в Священном Писании мы, наоборот, часто слышим другие слова. Господь обличает фарисеев. Мытари, грешники и прелюбодеи вперед вас идут в Царствие Божие, вперед вас, презренные люди (см.: Мф. 21: 31). 

И покаяние мытаря – это глубокое покаяние, это понимание своего недостоинства. Так, как сказал Иоанн Предтеча, когда Христос пришел к нему: «Я недостоин, чтобы наклониться и развязать ремень на Твоей обуви» (см.: Мк. 1: 7). Так, как сказал апостол Петр, когда увидел чудесный улов рыб: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8).

В нашей жизни, братья и сестры, конечно, все это имеет отношение и к нам. Наверное, редко встречается в среде верующих людей, по крайней мере, уж такой вот отъявленный фарисей. Хотя иногда бывает, что человек верующий ходит в храм, все исполняет, а в семье, в каком-то другом месте, может быть, ведет себя по-другому. Он возмущен, он осуждает. Бывают такие вещи, но все же еще раз говорю, они не так часты. 

Не сравнивай себя с другими, поблагодари Бога за то, что ты познал Христа

А бывает такое тонкое фарисейство. Человек верующий понимает, что вокруг него живут по-другому, и не видит, что в принципе он живет так же. И начинает переживать, волноваться, на исповеди постоянно говорит священнику об этом – вот, вокруг меня мои дети, мои внуки, мои соседи, кто-то еще, мои близкие, они же не спасаются, они же в церковь не ходят, они не веруют, и так дальше. Поблагодари Бога за то, что ты познал или познала Христа. Не сравнивай себя с другими, вспоминай эту притчу. Господь любит каждого и каждому хочет помочь спастись. И если один из супругов верующий, а другой нет, что ты осуждаешь или обличаешь супруга и сильно нервничаешь, что он до сих пор не в храме? Молись за него и помни слова апостола Павла: «Муж неверующий освящается женою верующею» (1 Кор. 7: 14). 

3.jpeg

Был случай, когда на одном очень крупном молодежном форуме, где было около тысячи участников, присутствовала небольшая группа, примерно семьдесят-восемьдесят человек, православной молодежи. Были какие-то совместные мероприятия, и в том числе в ночь служилась Божественная литургия в храме-палатке. Но что-то организаторы, видимо, не совместили в своих планах, и рядом на танцплощадке звучала музыка, пелись какие-то песни, раздавались крики. Тогда многие из православных участников были как минимум в недоумении и в осуждении: «Ну как же так? Что, они не могли подумать? Они не могли развести эти мероприятия?» И, соответственно, рождалась гордость: «Я-то здесь ночью, нас мало, я стою в храме, сейчас буду исповедоваться, причащаться, Бога знаю, а они-то там Бога не знают». И вот когда зазвучал небольшой колокол, который привезли перед началом Божественной литургии, в начале службы человек семь-восемь, услышав через музыку гром, пришли на исповедь. И вот исповедь каждого из них была как исповедь этого мытаря – такая глубокая, такая покаянная, с такими слезами!.. Вот тебе пожалуйста – современное понимание, современное прочтение притчи о фарисее и мытаре.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, быть осторожнее. Мы не можем, конечно, постоянно одинаково молиться, мы не можем постоянно быть в каком-то усердии. Мы люди, мы стараемся идти к этому, и время, которое дает нам Церковь, – это время для собирания себя, для сосредоточения. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить