Божественную благодать надо беречь

Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Божественную благодать надо беречь. Проповедь иеромонаха Игнатия (Шестакова) на Божественной литургии
15 августа 2021 г. (Продолжительность 0:10:27 мин, размер 10.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали историю о том, как Христос проповедовал в пустыне и народ следовал за ним в огромном количестве. Несколько тысяч человек шло за Христом, чтобы услышать Его слово и получить исцеление и тела, и души, чтобы прозреть, чтобы приблизиться к Богу. И вот стало вечереть, и апостолы говорят Христу: «Господи, отпусти этих людей, чтобы они пошли в ближайшие селения и купили себе есть, потому что их здесь очень много, они голодны, устали», а Христос им неожиданно говорит: «Вы сами дайте им есть». И оказалось, что у них есть всего пять хлебов и две рыбы, и они послушали Христа, стали разделять эту пищу, и все ели и насытились, а было этих людей пять тысяч человек, как говорится: кроме жен и детей, то есть их было намного больше, может быть, даже раза в полтора больше. И мало того, что они все наелись этими пятью хлебами и двумя рыбами, еще и 12 коробов полных осталось пищи, собрали (см.: Мф. 14: 13–21). Вот такое чудо явил Господь в ряду множества других чудес. И эти события постоянно происходят в жизни Церкви.

Вообще сегодняшнее Евангельское чтение, апостольское, очень много дают пищи нам, чтобы задуматься над нашей жизнью церковной, очень много образов мы видим. Как святые отцы говорят, то, что Господь разделил этот хлеб, – это был образ того хлеба жизни, Тела Своего, которое Он дал людям, то есть это Причастие и Тела, и Крови Его. И действительно, Господь насыщает от одного хлеба тысячи людей Самим Собой. Смотрите, какое чудо происходит, мы к этому привыкли, мы вообще привыкли к очень многим чудесам и считаем их совершенно нормальными, и когда начинаем так думать, забываем о Боге и уже не восторгаемся, не удивляемся той премудрости Божией, которая в каждом из нас живет. Даже так, как устроен человек, как он живет, как он функционирует, – это просто чудо, как он рождается, откуда он берется, как премудро устроен его организм. Так вот мы привыкаем и вроде бы перестаем даже задумываться. Представляете, из одного хлеба мы сейчас все насытимся Христом, тысячи людей, дай Бог, миллионы. Конечно, нет такого, к сожалению, во всем мире, чтобы, может быть, всем сегодня насытиться Христа.

Мы привыкли к очень многим чудесам и считаем их совершенно нормальными, и когда начинаем так думать, забываем о Боге

И так было на протяжении жизни всей Церкви. Апостолы шли и насыщали этим Хлебом Небесным людей, просвещали их, укрепляли. И как важно этим людям внимательно относиться к той благодати, которую дает Господь. Посмотрите, 12 коробов собрали, не выкинули же, не отдали птицам, не забыли просто где-то, а собрали 12 коробов. Эту Божественную благодать нам надо беречь, беречь нашу Церковь, наши храмы, наших священников, монахов, монастыри. Вообще нам надо очень бережно относиться друг ко другу. Знаете, когда христиане живут в чужом окружении, – сейчас очень много православных диаспор разных в Америке, в Европе, в Австралии, – и когда с ними сталкиваешься, замечаешь, как они друг друга берегут, как они вежливо относятся – один христианин к другому. Там, чтобы доехать до храма, на литургию попасть, надо ехать два часа, а они говорят: «Мы близко живем к храму». И вообще они очень вежливы, берегут друг друга и берегут ту благодать, которую получают в Церкви. Даже к тем священникам, которых им недостает и, может быть, очень несовершенным, тем не менее, они внимательно относятся, потому что они бережны, они чувствуют, что вокруг другой совсем дух, не Божий, и они очень бережно относятся к этому Небесному Хлебу, Божественной благодати.

Как важно внимательно относиться к той благодати, которую дает Господь!

А мы привыкаем, и начинается ропот, брожение разное. Как раз апостол Павел сегодня говорит об этом, что появляются между христианами разные споры: «Я Павлов, я Аполлосов», то есть люди начинают роптать и внутри Церкви разделяться. И апостол Павел говорит: «Умоляю вас, братия, чтобы в вас были одни мысли и один Дух, чтобы вы все говорили одно, чтобы вы были объединены благодатью Святого Духа и хранили ее, помнили» (см.: 1 Кор. 1:10). Всякий раз, когда мы хотим что-то покритиковать, осудить кого-то, из духовенства, например, мы должны эти слова апостола Павла посмотреть, почитать, вспомнить. Как важно нам хранить единство, быть в одном духе и говорить одно. А это, конечно, возможно только если мы будем едины и на литургии, и на Исповеди, и в таинствах, и в поучении закона Божьего – это и есть источник нашего единства и нашей жизни. 

Нам нужно хранить единство, быть в одном духе и говорить одно

Обо всем этом мы сегодня слышали и в Евангельском чтении, и в апостольском. Часто причиной нашего разделения бывает просто то, что мы разные на самом деле люди, и к этому надо нормально относиться, даже национальные разделения в Церкви существуют, по-разному люди смотрят на свет. В одной даже русской Церкви в Москве совершенно спокойно могут быть батюшки разные: армяне, евреи, русские, поляки, украинцев очень много, и они все по-разному говорят, и их сродники по крови им симпатизируют, это нормально, ничего в этом страшного нет, потому что над этим всем Христос. И поэтому, когда мы друг друга осуждаем на самом деле и разделяемся, это просто разница менталитета. Один священник говорит, как на Урале люди привыкли говорить, другой приехал с Западной Украины, там другая апология, другой дух, и, например, пастве из Санкт-Петербурга не нравится, что как-то слишком жестко или слишком эмоционально. А так как время сейчас информационное, то мы все смотрим это в Youtube, и у нас начинаются какие-то сомнения. Раньше мы видели своего батюшку из своего города и он говорил на понятном нам языке, а сейчас все смешалось. Оно, с одной стороны, и хорошо, а с другой стороны, это является часто для нас предметом смущения. Мы не привыкли, что человек говорит на непонятном для нас языке, как-то иначе выражается, образы приводит незнакомые. Надо к этому относиться спокойно, надо, прежде чем начать что-то говорить критическое, с чем разделяться, в первую очередь, помнить, что мы должны все думать одно и говорить одно – то, что написано в Евангелии и то, что нам проповедовал Господь. А все эти разделения – они незначительны. Мы разные, мы просто разные, люди разные, и это не повод для того, чтобы ругаться, разделяться и разъединять Церковь. К сожалению, как раз именно это и является корнем всех расколов, разделений. Люди говорят, что они спорят по поводу догматов, а на самом деле они просто спорят по поводу власти и чьих-то амбиций, чьих-то привычек. С этим нам надо бороться в себе, в первую очередь. А Господь подаст нам Небесный хлеб для исцеления нашей души, для того, чтобы мы все были в одном духе, пребывали в Господе Иисусе Христе, аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить