Без единения со Христом нас ожидает духовная смерть + АУДИО

Проповедь в день памяти священномученика Илариона (Троицкого)

1.jpg

Проповедь в день памяти священномученика Память священномученика Иллариона, архиепископа Верейского. Иеромонах Зосима (Мельник). (Продолжительность 00:08:42 мин, размер 7,98 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Наш Небесный покровитель – священномученик Иларион – был великим тружеником на ниве Христовой, ученым и богословом. Многие из его трудов посвящены учению о Святой Православной Церкви. В тропаре святителю Илариону особым образом отмечено его обращение к верующим: «Без Церкви нет спасения»

Хочется сегодня вспомнить некоторые отрывки из его сочинения «Христианства нет без Церкви». Как сто лет назад, так и сейчас, в умы христиан проникают идеи о том, что можно быть хорошим человеком, христианином и без Церкви. Вот как об этом пишет святитель Иларион: «Рядовые же "обыватели", повторяем, о христианстве говорят обыкновенно с некоторым почтением: "Христианство, о! – это, конечно, высокое и великое учение. Кто же против этого спорит?" Так примерно отзываются о христианстве. Но в то же самое время считается как бы признаком хорошего тона быть в какой-то бессознательной вражде ко всему церковному. В душе многих наших современников как-то вместе уживаются почтение к христианству и пренебрежение к Церкви. Христианами, по крайней мере, не стесняются называть себя почти все, но о Церкви и слышать не хотят и стыдятся чем-либо обнаруживать свою церковность».

Как часто можно услышать от нецерковных, хотя и крещеных людей: «Зачем мне ходить в Церковь, если у меня и так Бог в душе? Я ничего плохого не делаю, в Бога верю, всех люблю, никого не убивал, ничего не украл». Такой поверхностный взгляд на свою христианскую жизнь совсем небезопасен. И о том, что настоящими христианами невозможно быть людям нецерковным, много писал священномученик Иларион. Например: «Одна из опасностей заключается в том, что отделяющий себя от Церкви вскоре начнет отрицать и Божество Христа. Но подделка Церкви христианством ведет за собой еще одну ужасную подделку – подделку Христа Богочеловека человеком Иисусом из Назарета. Как вера в Церковь неразрывно связана с признанием Божества Христа Спасителя, так и отрицание Церкви ведет за собою отрицание воплощения Сына Божия, отрицание Божества Иисуса Христа. Ведь для того, чтобы дать какое-нибудь учение, нет нужды непременно быть Богочеловеком. Божественное достоинство Христа нужно только тому, кто видит в Нем Спасителя, влившего в естество человеческое новые силы и основавшего Церковь».

Отрицание Церкви ведет за собою отрицание воплощения Сына Божия

Отрывающий себя от церковного единства самовольно лишает себя и участия в вечной жизни в единстве со всеми спасенными и со Христом. Церковь, созданная Спасителем, предназначена опытно соединить верующих во временной жизни, чтобы они неразлучно пребывали в единстве вечном по образу Святой Троицы. Христос приходил на землю вовсе не для того только, чтобы сообщить людям несколько новых истин. Нет! Он приходил, чтобы создать совершенно новую жизнь человечества. Церковь – это новое общество человечества, по мысли Самого Создателя, которое существенно отличается от всяких других соединений людей в разные общества. Христос Сам нередко Свою Церковь называл Царством Божиим и говорил, что Царство не от мира, то есть характер его не от мира, не мирской, оно неподобно царствам политическим земным. Об этом говорил святитель Иларион.

2.jpg

Единство верующих в Церкви как залог спасения основано, конечно, на любви. Но как тяжело порой эту любовь проявлять в своей жизни. Разум признает, что заповедь любви хороша, но человек постоянно встречает в самом себе иной закон, противоречащий закону ума и пленяющий его закону греховному. Чтобы быть хорошим человеком, вовсе недостаточно лишь различать, что хорошо и что плохо.

Разве сомневаемся мы, что грешить дурно? Почему же мы все грешим, зная это? Потому что одно дело – знать, а другое дело – жить. Кто наблюдает за движениями души своей, тот хорошо знает, как грехи и страсти борются с разумом и как часто они его побеждают. Разум гнется под напором страстей. Грех, как туман, закрывает от нас Солнце истины, связывая все добрые силы нашей души. И вот здесь «хороший человек», который не понимает необходимость церковной духовной жизни, если он честен перед своей совестью, должен признать, что ему необходимо Божественная помощь, которую может дать только Святая Христова Церковь.

Но в том-то сила и значение дела Христова, что оно не ограничивается одним только учением. Человечеству даны новые силы, а потому и становится для него возможным новое церковное единение. Эти силы даны, прежде всего для того, чтобы в воплощении Сына Божия человечество теснейшим образом соединилось с Богом. В Церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека со Христом. Это единение – источник духовной жизни, а без единения со Христом – духовная смерть. В чем же это единение? Христос говорил: «Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне» (Ин. 6: 51 –56).

В Церкви продолжается всегда и неизменно единение человека со Христом

Таинство Причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство Причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет их друг с другом. Вот почему Причащение по преимуществу есть источник именно церковной жизни. Смысл Таинства Причащения в его церковности. Вне единства церковного нет и Причащения. Весьма знаменательно, что в святоотеческой письменности единство церковное поставлено в неразрывную связь с таинством Тела и Крови Христовых.

Поэтому веру в Церковь как в единый организм, приводящий в единение человека с Богом, святитель Иларион пронес через всю свою жизнь. Всей своей жизнью и праведной мученической кончиной он проповедовал любовь к ближнему и к Богу. Именно потому, что владыка стремился к единению со Христом, он сам стал сосудом Духа Святого и источником благодати и радости.

3.jpg

Празднуя священную память священномученика Илариона, давайте помолимся ему, чтобы укрепилась наша вера в Святую Соборную и Апостольскую Церковь, без которой невозможно быть христианином. Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас! Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить