Что есть агапе?

Священник Роберт Миклин служит в приходе святых Архангелов в штате Мэриленд, принадлежащем к Православной Церкви в Америке. Ниже предлагается его проповедь.

Сегодня Христос обращается к нам такими словами: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6: 35). Но прежде, чем мы начнем понимать, как это исполнить, ведь это так противоречит сегодняшнему устройству мира и тому, как мы привыкли греховно мыслить и поступать, нужно разобраться, что же Христос подразумевал под любовью. Сегодня существует большая путаница в понимании, что на самом деле означает любовь.

Превью, фото 1.jpg

Во-первых, мы, будучи христианами, признаем, что истинной любви можно научиться только у Бога. Он – ее Творец. Без этой отсылки на Бога как на отправную точку невозможно было бы узнать, что есть любовь, потому что, как мы видим в современном мире, это понятие постоянно трансформируется в нечто, отличное от любви Божией. В сегодняшнем Евангельском чтении слово «любовь» по-гречески звучит как «агапе». Этот термин в Писании специально используется для описания Божьей любви, такой любви, к которой Он и призывает нас.

Это любовь бескорыстная, отдающая, проявляющаяся в смирении, в служении другим и в самоотречении. Ярким примером агапе является сошествие Бога на землю в Его Воплощении. Та же самая любовь-агапе проявляется и в добровольном самопожертвовании Христа, чтобы были побеждены грех и смерть нашего ради спасения. Агапе всегда желает для каждого человека того же, что и Бог. Агапе – это не то, что приятно чувствам или страстям. Напротив, это – Небесная любовь, к которой Бог призывает нас, если мы хотим жить в общении с Ним и друг с другом, исполняя свое христианское призвание, свидетельствуя о Нем в окружающем нас мире.

Неудивительно, что то, к чему призывает нас Христос, в современном мире кажется невозможным к исполнению. Так как «любовь», как ее понимает наша культура, часто на самом деле является похотью, движимой страстями, а также гордостью и таким отношением к ближнему, в котором «я» возносится на пьедестал. Любовь в современном обществе часто рассматривается под призмой эгоцентричного удовлетворения человеком своих желаний и чувств. В этом нет и не может быть агапе-любви. Так же, как и нет ее в побуждении других воспринимать любовь именно так. На самом деле в этом проявляется человеческое безразличие к духовным болезням, которые мы видим повсюду вокруг нас.

Истинной любви можно научиться только у Бога

Если под «любовью» сейчас понимается временное эмоциональное чувство или даже нечто извращенное, то неудивительно, что так много браков заканчиваются разводом и многие стремятся узаконить безнравственность и разврат. Чем дальше мы отклоняемся от агапе, тем больше распространяется смятение и беззаконие, о чем предупреждал Христос: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24: 12–13). Действительно, без понятия агапе сама идея любви к своим врагам, щедродаяние или самопожертвование по слову Христа: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34), – кажутся в современном мире странными. Это точно не то, чего можно добровольно ожидать от нас, нынешних христиан.

Но я бы хотел заверить вас, что Бог не изменил Своих ожиданий от человека и пути, ведущего к его исцелению и к вечной жизни. Там, где изобилуют смятение и погоня за наслаждениями, возрастает и нужда в христианах, живущих по Евангелию, живущих решительно, досточестно, подлинно, всегда свидетельствующих с любовью об истине Христовой!

Фото 2.jpg
Г. Семирадский. «Христос у Марфы и Марии».

Поэтому вместо того, чтобы уклоняться от того, что заповедует Христос, нам должно стремиться претворять Его истину в жизнь. Все, к чему Он призывает нас, имеет глубокий смысл. Через сегодняшний отрывок Евангелия Господь открывает нам отчасти, что значит быть в Нем, жить для Него, чтобы мир вокруг нас тоже менялся.

Во времена Ветхого Завета среди людей действовало правило: «Око за око, зуб за зуб» (Лев. 24: 20). В то же время в законе существовало видение чего-то лучшего: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19: 18). Спаситель приходит, чтобы распространить Царство Божие на закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). Заповеди любить врагов и отдавать, не ожидая ничего взамен, нужно рассматривать именно в таком свете: как великую возможность увидеть Царство Божие, проявляемое здесь и сейчас в нашей жизни, в нашей Церкви, в мире вокруг нас.;

Одним из самых больших препятствий для человека любить так, как любит Бог, как Он призывает нас к этому, является гордыня во всех ее проявлениях, сосредоточенность на себе. Действительно, именно гордыня делает нас безразличными к нуждам ближних, побуждая нас легко обижаться и поступать так, будто Православие эгоцентрично. Гордыня удерживает нас от того, чтобы делиться своей верой с другими, приводя нас в смущение от того, как наша вера конфронтирует с окружающей нас культурой. Гордыня не позволяет использовать наши дары и таланты во славу Божию и заставляет человека опираться на самого себя, а не на Бога. Из-за гордыни мы пренебрегаем богослужениями, Таинствами и ежедневными молитвами, через которые мы можем возрастать в любви и истине. Гордыня становится нашим самым большим препятствием для упования на Бога, для утверждения в вере, для осознания себя «глиняными сосудами».

Бог не изменил Своих ожиданий от человека и пути, ведущего к его исцелению и к вечной жизни

Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит о гордом человеке: «Его нельзя умиротворить при увещевании; он слаб в ограничении своих собственных пожеланий, очень упрям, когда его просят уступить желаниям других… он всегда готов довериться больше своему собственному суждению, чем мнению стоящих над ним».

В наши дни зачастую, если человек любит кого-то, он позволяет ему делать все, что другой хочет. Но без Бога нет объективного понимания того, что вредно для других и для нас, и это не есть настоящая любовь. Когда Христос увещевает нас любить врагов, творить добро, давать взаймы, не ожидая ничего взамен, Он обещает нам большую духовную награду. Мы получим ее в том случае, если позволим своим сердцам претворить в жизнь дела агапе-любви, потому что такие добродетели являются плодом жизни со Христом и во Христе. Если мы мужественно и смиренно поступаем так, то свидетельствуем об истине Христовой в мире, наполненном враждой, ненавистью и гордостью. Поступать согласно агапе – это свидетельствовать о Царствии Небесном среди нас. Когда Бог действует через нас в нашем стремлении жить в смирении и любви, наша жизнь во Христе также затронет и воодушевит окружающих. Вот это и есть настоящая любовь.

Фото 3.jpg

Поэтому давайте помолимся о даровании нам мужества и смирения, чтобы мы могли любить жертвенно. Давайте стремиться подчинить себя воле Божией, не отдавая предпочтения собственным идеям, не становясь рабами своих эмоций и чувств. Давайте помолимся о том, чтобы смело говорить об истине в нашей культуре, не стыдясь своей веры, ведь она является вечной Истиной Христа. Давайте участвовать в богослужениях Церкви и в Таинствах, ведущих к нашему обожению. Давайте жертвовать собой и своими ресурсами. Это и есть та любовь, в которой нуждается мир. Агапе – Любовь, которую Бог дал нам в изобилии, чтобы мы, в свою очередь, могли отдавать ее другим. Да, даже тем, кто нас ненавидит, не ожидая ничего в ответ, ведь Христос сказал: «И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6: 35). Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт orthodoxannapolis.org

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить