«Что я, дурак что ли, чтобы попасть в ад!»

Афонские истории

Картинка.jpg

Если рай наполнится

Старец Паисий говорил: предположим, что наступило Второе пришествие Христа и парадоксальным образом рай наполнился так, что больше не осталось места, и тогда Господь скажет непопавшим:

– Извините, дети Мои, Я «ошибся» в Своих расчетах: не все смогут попасть в рай. Он уже переполнен!

И вот найдутся такие, кто станет скандалить и предъявлять претензии Господу:

– Почему Ты заранее не вписал нас в Свой райский список?! Мы не попали в рай, а ведь столько сделали для Тебя!

А великодушный человек скажет:

– Как здорово, что рай наполнился! Ничего страшного, что для нас не осталось места в раю. Пусть радуются те, кто попал в рай!

Пусть другой станет твоим «я», пусть он больше не будет для тебя чужим человеком
Говоря иначе, очень важно, как ты стоишь пред Богом. Идеальный вариант, когда чувствуешь другого человека как самого себя. Как говорит Христос: возлюби ближнего как самого себя. То есть пусть он станет твоим «я», пусть он больше не будет для тебя чужим человеком.

Да зачем же мне в ад!

Современные христиане, по крайней мере те, кто одних лет со мною, удивляются и не понимают основных вещей в Церкви. Они говорят:

– Разве не достаточно того, что я так много сделал для Бога? Что Он еще хочет?

Они не могут понять современный мир, они не могут понять сущность монашества. Они спрашивают:

– Зачем становиться монахом? Не могу ли я попасть в рай, подвизаясь в миру?

Разумеется, можешь попасть в рай. Но мы становимся монахами не для того, чтобы попасть в рай. Попадем ли мы в рай? Возможно ли это? Или и мы не попадем в рай?

На Афоне подвизался один старец. Звали его Арсением, родом он был с Кавказа. Он был простодушным человеком, плохо говорил по-гречески, больше знал турецкий язык. Когда ему было 75 лет, он жаловался, что старый Иосиф не взял его жить к себе, хотя обещал взять, но не взял.

Как-то сказали ему:

– Батюшка, ты не боишься умереть?

– Нет, не боюсь.

– Ну а вдруг попадешь в ад?

– Что я, дурак что ли, чтобы попасть в ад!

Говоря другими словами, это зависело от него. Наши отношения с Богом – это вопрос любви.

Чтобы не утонуть из любви

Вот еще что важно: ты можешь иметь любовь, но не иметь рассудительности. Из любви к другому ты приходишь к нему – без особой надобности, из любви часами проводишь с ним время или говоришь ему о вещах, которые не принесут ему никакой пользы.

Тут на Афоне почти все пользуются лодками. И как-то приснопамятный старец Паисий говорил: у кого-то есть лодка, в которой могут разместиться 12 человек, его попросили перевезти в Дафни, и сели уже 12 человек, а тут пришли еще двое и просят взять их тоже, и он – из любви к этим людям – посадит и их. А в результате лодка перевернется и все утонут.

Большая любовь, но без рассудительности – а итог плачевный: все утонут
Побуждение было хорошим, из любви: «Братия, все садитесь в мою лодку». Большая любовь, но без рассудительности – а итог плачевный: все утонут.

0,01 процента нарушения

Как-то с несколькими монахами мы отправились с Афона в Салоники – поехали на автобусе из Уранополиса. Передо мной сидели два монаха, подвизавшиеся в скиту Кавсокаливия. Один из них был, так сказать, немного более современным монахом, а другой много лет не покидал Афон. Оба зилоты, то есть традиционалисты, следовавшие старому календарю. Люди очень простодушные. Поездка длилась три-четыре часа, и вот один из них угостил другого конфетой, а тот спросил его:

– А она не молочная?

– Угощайся, брат! Да какая там молочная! Ешь, не бойся.

На беду этот инок, съев конфету, изучил ее обертку и узнал, что она содержит 0,01% молочных продуктов. Заварилась каша: крик, обвинения… – в общем, скандал, и только из-за того, что один из них нарушил пост 0,01 процента молочных продуктов.

Важнее беспокоиться не о капле масла, а о том, понимаем ли мы сущность и смысл поста
Многие слишком сосредотачиваются на этом вопросе. Хорошо, если из-за доброго помысла об акривии (то есть из-за стремления к строгости). Однако не следует быть слишком большими схоластами, чтобы у людей вне Церкви не складывалось впечатления, что мы больше интересуемся, есть ли капля растительного масла в еде в дни строгого поста, вместо того чтобы понимать действительную сущность и смысл поста.

Кто ты такой, чтобы судить других?

Вы, наверное, знаете, что некоторые пожилые люди имеют привычку разговаривать сами с собой и говорить вслух свои мысли.

Жил на Афоне один старец, Давид, и вот он решил, что, поднимаясь и спускаясь по лестнице, ведущей к его келье, он будет читать Иисусову молитву. У лестницы было много ступенек, и другие монахи говорили ему:

– Батюшка, пойди жить в келью внизу, возле храма!

А он отвечал им:

– Нет! Я хочу подниматься по лестнице!

Он хотел подниматься по лестнице, чтобы молиться. Кстати, он разговаривал сам с собой. И вот он ступал на первую ступеньку и говорил:

– Господи Иисусе Христе!

И сам себе отвечал:

– Ну, что ты хочешь, Давид?

Словно Господь отвечал ему. И говорил:

– Помилуй меня, мой Иисусе!

На следующей ступеньке он снова повторял:

– Господи Иисусе Христе!

– Что ты хочешь, дитя Мое?

– Ну, что я хочу… Ты знаешь, что я хочу. Ты же Бог. За столько лет монашества я не продвинулся ни на шаг, так разве смогу сделать это сейчас? Помилуй меня, Господи!

Однажды мы со старцем приехали на праздник в соседний монастырь. Вечерня закончилась, и мы сели рядом с ним. Он был очень простодушным человеком.

Разрешите мне рассказать вам, что произошло. Время шло, и не было слышно звона колокола, извещающего, что мы должны идти на трапезу. Спустя некоторое время началось бдение. Он сказал:

– Что такое?! Будет трапеза?

Мы ответили ему:

– Не волнуйся, батюшка!

А он продолжал:

– Но в нашем монастыре, как только закончится вечерня, мы идем ужинать в трапезную! Что же это за монастырь?! Куда вы привезли меня?!

А затем он сказал себе:

– Давид, кто ты такой? Ты наместник в этом монастыре? Нет. Ты духовник и исповедник? Нет. Ты священник? Нет. Тогда почему ты осуждаешь других?


Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Православен свят

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить