«Чтобы Он явлен был» (Ин. 1: 31)

Слово на Крещение Господне

«Чтобы Он явлен был» (Ин. 1: 31). Проповедь иеромонаха Ионы (Кудрякова) на Божественной литургии
19 января 2021 г. (Продолжительность 0:05:42 мин, размер 5.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, как прежде, так и сегодня вся полнота Церкви празднует Крещение Господне и Богоявление.

Перед нашим духовным взором открывается толпа полураздетых людей. Они входят в реку Иордан, в их среде можно заметить фарисеев и саддукеев, известных в обществе учителей и законников. Они подходят к стоящему в воде Иоанну Крестителю, исповедуют свои грехи, омываются. Среди людского потока, стремящегося к воде, появляется величественная фигура Иисуса. Ему предстоит выйти на общественное служение. Ему около 30 лет…

Всем нам известно событие Богоявления: Сын Божий принимает Иоанново крещение, слышится глас Отца, и виден голубь, указывающий на присутствие Святого Духа.

Господь в Крещении связывал Ветхий и Новый Завет, исполнив первый. Зачем же Он крестился, если Сын Божий без греха? Принимая Крещение от Иоанна, Христос исполнял Ветхий Завет во всех заповедях и тем самым выражал единство со Своим народом, ведь Он брал грехи этого народа на Себя.

Вернемся немного вспять. Была ли встреча Спасителя с Иоанном впервые? Евангелист Лука рассказывает нам о сретении Их еще до Рождества Христова и рождения Предтечи. Вспомните, когда Дева Мария, имевшая во чреве, пришла к Елисавете, тоже беременной, то младенец в ее утробе радостно взыграл в присутствии Богомладенца. Все служение Иоанна было подготовительным. Аскетизм Предтечи служил к пользе всего народа страны Иудейской и иерусалимлян. Его покаянная проповедь звучала так сильно, что привлекала огромные массы, но он не был ни целителем, ни чудотворцем.

Первые ученики Христовы пришли от Иоанна, который указал им на Христа как на Агнца Божия, как на Мессию. Крещение Господне от Иоанна не имело абсолютного значения, а освящало воды присутствием Божиим. Крещение Иоанново не претендовало на сакраментальную значимость, не было таинством в нашем понимании – символически оно выражалось как омовение тела. Целью было прощение греха, но Креститель Господень лично сам прощения не давал. Вышедший из пустыни по глаголу Божию Предтеча приводил всех к покаянию, запечатлевал это крещение через омовение, что и было подготовлением к принятию Мессии. При всем том, что влияние Иоанна на народ было колоссальным, Предтеча точно и явно показывал, что истинное прощение грехов принадлежит Мессии, идущему за ним, а не ему.

Предтеча точно и явно показывал, что истинное прощение грехов принадлежит Мессии, идущему за ним

Господь недоумевающему Предтече, который должен был крестить Мессию, сказал: «Оставь теперь» – что означает ожидание и терпение, которое должен проявить Иоанн. «Ты увидишь Меня, каким желаешь, – то есть во славе, – но позже. Сейчас же необходимо исполнить весь Закон и освободить вас от осуждения. Нужно разрешить проклятия, для этого, – говорит Господь, – Я и воплотился».

В момент Богоявления многим казалось, что глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» – относится к Иоанну Предтече, но чтобы не было никакого сомнения, Кто есть Сын, чтобы мысль об удивительном Иоанне не укоренилась в сознании людей – а они думали так: «Пришел необычный человек креститься вместе с другими», – Дух Святой в виде голубя указывает именно на Иисуса – Единородного Сына Божия.

Крещение водой в новозаветное время понимается как Крещение Благодатью Духа Святого. Это Таинство, в котором омываются первородный и личные грехи. Запечатление Святым Духом происходит в Таинстве Миропомазания, подающего дары духовные. А причастием Святых Христовых Таин мы приобщаемся к Христу всецело.

Аминь!

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить