Чтобы сделать дни настоящего века днями века будущего

Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Чтобы сделать дни настоящего века днями века будущего. Проповедь иеромонаха Иоанна (Лудищева) на Божественной литургии
06 декабря 2020 г. (Продолжительность 0:07:10 мин, размер 6.8 Мб)

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником воскресного дня, с днем памяти святого благоверного князя Александра Невского и святителя Митрофана, епископа Воронежского!

Святые призывают нас из каждого богослужебного текста, из каждого чтения Священного Писания извлекать уроки, которые мы можем приложить, применить и исполнить в своей жизни. Сегодня в Апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла:

«Блюдите (смотрите), как опасно ходите, поступайте не как неразумные, но как мудрые, искупующе время (дорожа временем, приобретая время), потому что дни лукавы» (Еф. 5: 15–16).

«Блюдите (смотрите), как опасно ходите, поступайте не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5: 15).

Значение слова блюсти – «охранять, беречь, держать под наблюдением».

Апостол говорит нам о мудрости во Христе и о том, что мы должны поступать с рассуждением. Эта мудрость Христова проявляется в доброй обеспокоенности человека о том, как говорит апостол, «как опасно ходим», обеспокоенности человека о его жизни, когда он задумывается над тем, что мешает его духовному преуспеянию, просит Божией помощи и трудится над исправлением себя.

Мудрость Христова – это обеспокоенность о нашей жизни, когда мы задумываемся над тем, что мешает нашему духовному преуспеянию

Человек видит, что в одном случае он повел себя гордо, и сразу задумывается над тем, чем побеждается гордость: смирением. И потому, когда он видит случаи, побуждающие его к смирению: нанесенная ему обида, неоцененные, незамеченные труды, неуступчивость другого, – то добрая обеспокоенность («как опасно ходим»), мудрость Христова побуждает незлобиво, необидчиво, со смирением Христовым всё это перенести.

Осознавая важность исполнения заповедей Божиих, человек задумывается: исполняю ли их? Не равнодушен ли я к другому человеку, забочусь ли я о другом, прощаю ли я других людей, отзывчив ли к их просьбам, не обижаю ли кого-то своим невниманием? И такая добрая обеспокоенность побуждает стремиться к их исполнению, порой останавливаясь и говоря: «То, что я делаю, – неправильно, я сбился с пути».

«Блюдите, смотрите, как опасно ходите» – эта добрая обеспокоенность проявляется и в других обстоятельствах нашей жизни.

Например, мы читаем душеполезную книгу и останавливаемся на том месте, которое на нас производит впечатление. Применяем это к себе и стараемся исполнить в жизни. И так постепенно учимся идти правильным путем в духовной жизни. Человек начинает следить за тем, чего ему не хватает для того, чтобы обрести Христа.

Это побуждение апостола поступать во всем с Христовой мудростью, смотреть, «как опасно ходим», пробуждает наши спящие (невнимательные) души. Как и говорит апостол: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5: 14).

Мы слышали и получили много доброго, но ничего не делаем, потому что не имеем доброго побуждения. И только когда в человеке появляется добрая обеспокоенность, то чувство, о котором говорит апостол: «смотрите (блюдите), как опасно ходите», – он начинает размышлять о своей жизни и ищет во всем Христа.

«Искупующе время (дорожа временем, приобретая время), потому что дни лукавы» (Еф. 5: 16).

Мудрость – дорожить временем (приобретать время), «потому что дни лукавы» (Еф. 5: 16).

Искупующе в старославянском языке означает «выкупить, искупить», позднее это слово приобрело и другие значения: «освободить, уплатив деньги, выкупить; избавить, освободить, спасти (от гибели, бедствия и т. п.); перен. приобрести ценой чего-либо, в обмен на что-либо».

Не тратить времени попусту, а всеми силами стремиться поступать по Христовым заповедям, что способствует достижению истинной цели нашей жизни – жизни вечной со Христом в Царстве Небесном.

Нынешний век лукав, полон зла. Он хочет отнять у нас всё наше время – растратить наше время на исполнение злого. А нам необходимо стараться не допускать до этого, стараться удержать время за собой, использовать его для добрых евангельских дел, для наших вечных целей. Святые говорят: если мы используем время как должно, то некоторым образом изменяем его: злые дни превращаем в добрые и делаем их из дней настоящего века днями будущего века. И при всей изменчивости жизни во времени необходимо нам заботиться о неуклонном, постоянном следовании за Христом.

Праведный Иосиф, сын Иакова, всегда одно имел целью – угодить Богу. И это неизменным было у него при многократном изменении обстоятельств его жизни. Не изменили этого ни ненависть братьев, ни состояние рабства, ни мрачность темницы, ни власть над всем Египтом. Всегда он был одинаков и, приобретая себе время, дни злые превращал в добрые. Это же самое можно сказать и об Иове. Разным подвергался он искушениям; но ни богатство, ни бедность, ни раны, ни укоры друзей, ни заброшенность всеми, ни потом восстановление его благоденствия – ничто не изменяло его. Он приобретал себе время и дни злые превращал в добрые.

Вот такой урок мудрости Христовой в доброй обеспокоенности, урок делать дни настоящего века днями века будущего через исполнение заповедей Христовых извлечем из сегодняшнего Апостольского чтения.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить