Чтобы выйти из тьмы к Свету

Слово в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении

Чтобы выйти из тьмы к Свету. Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва) на Божественной литургии
24 января 2021 г. (Продолжительность 0:12:16 мин, размер 11.7 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали краткое евангельское повествование, может быть, одно из не самых пространных в воскресных чтениях, но по значению своему и по важности содержания превосходящее многие и многие другие отрывки из Святого Евангелия. Казалось бы, в нем нет ничего особенного. После предания святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна Господь и Бог наш Иисус Христос, уча нас благоразумной осторожности, удаляется из Своего родного Назарета в дальние пределы земель Завулоновых и Неффалимовых – достояние двух сыновей Иакова патриарха. Эти земли располагались за Иорданом и славились не тем, что в них происходило что-то связанное с богопочитанием, со славой народа Израилева, а наоборот. Земли эти были заселены множеством языческих народов. Там жили, кроме евреев, финикийцы, сирийцы, арабы, римляне, большинство из которых были покорены суевериями, следовали языческим обычаям, а порой вдавались не в прямое богообщение, а в общение с падшими духами, занимаясь магией, всякого рода восточным чародейством и смущая, заражая своим зловерием тех людей, которые соприкасались с ними.

В Евангелии эта земля называется «тенью смертной». И туда пришел Господь Иисус Христос.

Отчего же так произошло? Отчего люди вынуждены были жить без Бога, вдаваясь в суетные верования, поклоняясь бесам, веря всякой бесплотной твари и потому, конечно, не имея никакого общения с Богом, но отдаляясь от Него?

Господь создал человека из небытия, дал ему, прежде всего, бытие, и бытие благодатное, поместил его в рай, исполнил его тех великих даров, которыми обладал Сам. А мы знаем из Священного Писания, что это, прежде всего, любовь и свобода, ибо сказано в Библии: «Бог Любы есть» – Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 16); и: «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17) – свобода настоящая, благодатная, Божия. Этими дарами, как образ Божий, был почтен человек в Эдеме, но у него, как у творения, наделенного свободой, был выбор. Либо следовать тем заповедям, которые дал Господь, и пребывать с Богом, либо пойти по пути самости, по пути эгоизма, по пути безумного любопытства и этим самым отделить себя от величайшего дара, данного человеку, – дара Богообщения. К сожалению, человек избрал второе, и то, что он получил, – не благое, а злое; мы это иго греха, иго проклятия несем на себе. Мы как бы являем собою эти земли Завулоновы и Неффалимовы, к которым приходит Господь, стучит в наше сердце и ждет, когда мы его отверзем навстречу Его Божественной благодати.

Это мы являем собою темные земли Завулоновы и Неффалимовы, в которые приходит Господь

После искупления человека Крестным подвигом Спасителя нам дана особая благодать. Благодать, которая витает уже не в раю, а в земном раю – в Церкви Божией, в мистическом Теле Христовом, от Сионской горницы до наших дней опекающей нас, как любящая мать.

Удивительным образом чтения и Евангелия, и Апостола сегодня гармоничны. Господь преподает в сегодняшнем Евангелии, может быть, важнейшую из всех заповедей: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное», вторя Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, который тоже начал с этого свою проповедь. И как говорят святые отцы, заповедь покаяния – одно из таинств Святой Церкви – обнимает собой все остальные заповеди Божии. В своем роде эта заповедь является главнейшей и всеобъемлющей по своему значению для человека. Чтобы нас снова вернуть в рай, восстановить тот прекрасный образ, который был попран нашим эгоизмом. И в сегодняшнем Апостоле нам как бы описываются те высокие степени Царствия Небесного, которые может получить человек. Это и апостольское служение, и пророческое, и пастырское, и учительское, «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова – то есть Церкви, – доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 12–13).

Заповедь покаяния дана, чтобы восстановить в нас тот прекрасный образ, который попран нашим эгоизмом

Как же нам войти в этот возраст? Как же нам соединиться со Христом через познание Его? Войти в Святая Святых Царствия Небесного, которое, по неложному слову Спасителя, находится недалеко от нас, а точнее сказать – так близко, как мы и представить себе не можем. Ибо сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21).

Тот свет, который сияет в земли Неффалимовы и Завулоновы нашей души, проходит, к сожалению, через призмы нашего испорченного духовного зрения, призмы нашего кривого, извращенного грехом восприятия. Ту любовь, ту свободу, которые Бог дал нам как Своему образу, мы извращаем, делаем чем-то противоположным. Если мы посмотрим продолжение того отрывка из Апостола, который читали сегодня, мы узнаем, что по хитрому искусству обольщения можем мы сбиваться, становиться колеблющимися и увлекающимися ветрами иных учений, а не учением Христовым.

Вспомним совсем недавнее по историческим масштабам время – 1917–1918 годы. Казалось бы, любовь, свобода – но как они были извращены «по лукавству человеков» (Еф. 4: 14), как говорит апостол. А мы должны понимать, что слово Божие имеет глубокое смысловое, а порой и символическое значение. Ибо, по трактовке святых отцов, зачастую, и в частности в Псалтири, человеком называется не кто иной, как враг рода человеческого – диавол. «Избави мя от человека лукава» (Пс. 139: 1), – слышим мы слова псалма. Святые отцы говорят в данном случае не о человеке, а о диаволе. Это диавол извращает понятия, изначально заложенные в человека Богом, так, чтобы ошельмовать, унизить, убить человека, погубить в нем все то прекрасное, что даровано было Богом ему как венцу Своего творения. Посмотрите, во что превратилась любовь! В любовь к эксплуатируемым. А тяга к свободе? Ведь, собственно, точно никто не мог объяснить, от чего нужно было освободиться. От ига царизма? Или от каких-то несправедливых социальных явлений? Тяга к свободе тогда обернулась огромной бойней, когда погибли миллионы, когда несчастье захлестнуло почти каждую семью. И, наверное, сегодня нам надо подумать о том, чтобы не повторять этих ошибок.

А что же нужно сделать для того, чтобы призма наших душ стала прозрачной и чистой, не была подобна найденному на свалке и исцарапанному пластику, а являла собой прозрачный горный хрусталь? Для этого нам преподана та самая важная заповедь, о которой сегодня благовествовал евангелист Матфей: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное». Если мы действительно серьезно подойдем к покаянию, то это будет не формальным лепетом перед аналоем, это будет той искрой, из которой может возжечься столп огненный, что будет освещать не только вас, но и всех тех, кто окружает вас, с кем вы можете находить связь не только в непосредственном общении, но и находясь в отдалении от них, в общении своей молитвой, которая будет до края земли.

Мы сегодня готовились к принятию Святого Причастия и читали молитвы. Если помните, в них есть слова: «Аще и пойду во тьме, Ты со мною пребываеши». Дай, Господи, чтобы принятие Святых Таин, соединение сейчас с Самими Телом и Кровью Господа Иисуса Христа извело нас из сени смертной, из этих темных земель, зараженных языческими предрассудками, эгоизмом, самостью, и ввело в теснейшее общение с Тем, Кто дал нам бытие, свободу и любовь, – с нашим Творцом, Промыслителем и величайшим Благодетелем Богом. Аминь.



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить