«Да не увянет любовь христианская»

О любви к ближним

Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский:

В практическом поведении не нужно замыкаться в себе, а нужно новое принуждение себя к христианскому любвеобильному служению ближнему, с полною открытою сердечностью, без подневольного снисхождения. 

1.JPG

Священномученик Сергий Мечев:

Молитесь Господу, просите Его, чтобы снял с вас тесноту, замыкание в себе, чтобы получили вы расширенное сердце! Он изведет вас на широту и даст вам пространство. Тогда не глазами плоти, а очами сердца увидите вы собранных Господом вокруг вас чад Его, вашу семью, а в ней – наиболее близких, ваше сообитание. И запоется в вашем сердце, как бывало в день преподобного Сергия в моем: «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе».

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский:

Не гневайтесь, не сетуйте друг на друга, не злобьтесь, не бранитесь, а злобьтесь только на грехи, на беса, к греху влекущего: гневайтесь на еретиков, с ними не мирствуйте, а между собой, верные, в мире, в любви, в согласии живите.

Имущие, помогайте неимущим, богатый, больше давай, убогий, по силе своей милосердствуй… По сему уразумеют все, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. 

Паства моя любимая…  да не увянет в тебе присно любовь христианская, все покрывающая, прощающая, немощи немощных носящая, а не себе угождающая. Сейте обильно, обильно и пожнете, по слову апостольскому. 

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий:

Если материальное милосердие не всегда доступно всем, то духовная милостыня всем и всегда возможна. А плоды ее настолько выше плодов материальной милостыни, насколько душа выше тела. Эта милостыня и высока, и в то же время самая легкая и доступная. Иногда одно ласковое, от сердца сказанное слово, любовный взгляд, пожатие руки есть милостыня, Богу угодная. 

1.JPG

Без любви нельзя спастись… Так как любовь есть необходимое условие для получения вечного спасения, то должно ясно себе представить ту любовь, которая приводит ко спасению. Так как она приводит к вечному блаженству, то и первая ее черта – это:

А) Вечность. Она «никогда не перестает». Как бы ее ни оскорбили или обманули, она не прекращается.

Б) Она есть самопожертвование. Она ничего для себя не требует, а всем себя отдает. Она «душу свою полагает за ближних» (Ин. 15: 13).

В) Она бескорыстна, «не ищет своего» (1 Кор. 13: 5); не преследует своих выгод и не ждет благодарности или награды. Делать добро, отдавать всем себя есть ее потребность, свойство.

Г) «Она не мыслит зла» (1 Кор. 13: 5), всем все прощает. Ее гонят, она же служит гонителям; ее мучают, а она молится за мучителей. Примеры: апостолы, архидиакон Стефан (Деян. 7: 60) и мученики.

Д) Внешние условия ее не уменьшают: болезненное изуродование лица любимого человека порождает к нему еще большую любовь и жалость; бедность вызывает нежную заботливость.

Е) Она собою всех обнимает, всех делает близкими.

Вот главные черты спасительной христианской любви. 

Тебе дано было познать сладость обычной, человеческой любви. Вспомни то время, когда впервые ты полюбил и взаимно был любим, – каким прекрасным тогда казался мир Божий, какими добрыми все люди, как счастлив был ты сам.

Расшири же свое сердце, взойди на высшую ступень любви, – и ты будешь еще более счастлив.

Как приятно жить, когда ты любишь одного человека, но сколь счастливее тот, который полюбил все человечество, для которого все люди – братья, близкие, родные. Не думай, что люди, не любящие нас, отнимут у нас это счастье. Нет, ибо христианская любовь ничего от людей не требует, а сама все им дает. И даже среди гонений и мук она дает радости, ибо она любит гонителей и мучителей своих. Источником ее являются не люди, а вечный, неизменяемый, всеблагий, всесвятый, совершеннейший Господь. В Нем ее счастье и радость.

1.JPG

Любовь – величайшая добродетель. Как приятна она… Что делает любовь в семье, любовь на службе, любовь в обществе… любовь в Церкви Христовой? Всюду она соединяет, все умиротворяет, сглаживает, дает силы, терпенье. Любовь больше веры и надежды. Она «никогда не перестает» (1 Кор. 13: 8). Она Богу приятна; она – ключ, которым открывается дверь Царствия Небесного.

Но если Богу угодна любовь вообще, то любовь ко врагам – в особенности… Христос не знает врагов и благотворит всем: за всех Он пострадал и то же делать завещал нам. Тот, кто делает добро врагу своему и любит его, своим должником делает Самого Господа. Твое добро на земле остается неоплаченным, заплатит за него Сам Христос, сказавший: «Любите врагов ваших». 

Любовь – дар Божий. Человек должен трудиться над собой, дабы удержать и развить в себе любовь, но подается она Богом; Он – ее источник и Податель. Молись Христу о ниспослании в сердце твое любви. Жалуйся в молитве Богу на диавола, когда он обкрадывает твою душу, и проси защиты. 

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховской:

Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу.

1.JPG

Какое наше отношение должно быть ко всем так называемым падшим людям? Всем нам приходится сталкиваться с ними в жизни и многим из нас даже жить в семье. Не отвращаться от них мы должны, не презирать и осуждать, а жалеть и молиться о них. Если благодать Божия не оставляет падших, то нам ли, подобострастным им и грешным людям, от них отвращаться? 

Мы так о них должны думать: человеческое несовершенство довело их до падения, враг рода человеческого их запнул, сам же по себе человек, как носитель образа Божия, достоин одного только сожаления, как и говорит святой апостол Павел: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 24). 

Такое непрезрительное, обходительное, доброе, мягкое, смиренное, ласковое обращение с грешными людьми способно умягчить их загрубелое, черствое сердце, и, кто знает, быть может, чрез это мы заставим их подумать, что такое добро, любовь, и наведем их мысль и сердце на путь восхождения к Богу.

Святое Евангелие заповедует отвергнуться себя, взять крест и следовать за Христом, заповедует каждому терпеть скорби, лишения, болезни и труды, а по отношению к другим быть милостивыми, сострадательными, не забывать нищих и убогих, облегчать положение страждущих. Не помни себя, а все делай для другого. Вот что может улучшить нашу жизнь, уменьшить наше земное несчастье. Тогда будет и то, о чем говорит опять-таки Слово Божие: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6: 2), то есть если мы понесем скорби и несчастья других, то понесут и наши скорби и облегчат их, и тем улучшится общее положение всех людей.

Каждое доброе слово, сказанное ближнему от сердца, возвращается в твою душу новым теплым приливом благодати.

1.JPG

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), епископ Курский:

О, если бы в общественной жизни пpоцветала христианская любовь! Тогда не было бы войн, вpажды, насилий, неспpаведливостей, а была бы та счастливая, в условиях земных, жизнь, о коей так мечтают измученные люди…

*

Побольше любви, и только тогда человеческая жизнь может измениться. Только Христос, истинный Бог и истинный человек, может оздоpовить человеческое гpешное общество и дать ему новую счастливую, насколько это возможно на земле, жизнь, полную любви, как и говорит Он: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34).

Преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник:

Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть его сущность. Бог зрит на сердце. Как должны мы смириться, видя, что ко всякому нашему делу примешивается страсть!.. 

Священномученик Александр Миропольский:

В тесной, неразрывной связи с любовью к Богу стоит любовь к ближнему потому, что жизнь всех людей должна быть едина с Божественной жизнью, которая проявляется в любви. Где нет любви, там нет и единства с Богом, там разделение и беспорядок, там нет Церкви. Поэтому Христос Спаситель, Источник любви, и Его святые апостолы и мужи апостольские – все проповедуют любовь. «Люби ближнего более своей души», – сказал апостол Варнава.

«Не называй ничего своей собственностью, употребляй руки свои для милостыни», т. е. для дел любви, ибо жизнь любви, проявляющаяся в деятельности, есть естественная обязанность человека. Только древнее и современное самолюбие извратило жизнь, ставшую служением себе вместо служения Богу – Первоисточнику жизни и любви.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить