Да воссияет свет Его присносущный

Проповедь в праздник Преображения Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. 

Дорогие братья и сестры, сегодня святая Церковь во множестве богослужебных песнопений и в различных образах и иконических списках, в проповедях и богословских творениях, в слове Божием славит, торжественно величает и духовно празднует свет в преславном Преображении Господнем. 

Евангелисты единогласно повествуют нам об этом величайшем чуде и эсхатологическом событии как об образе Церкви. Происходит Преображение Господне после того, как ученики признали Христа Сыном Бога Живого. Тогда это для многих не было очевидным. Беседа учителя с учениками произошла в Кесарии Филипповой, где Петр от лица всех произнес исповедание веры. Это очень важный, почти переломный момент в отношениях с Господом. В состоянии учеников, еще не апостолов. 

Также Преображению предшествует предсказание о втором и славном пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Все это было необходимым именно перед явлением света, который считается неизреченным, чтобы ученики, а вместе с ними и мы познали, что Сын Божий принял честь и славу, которая заключается в перенесении страданий, мучений и креста. 

Господь Сам избирает Петра, Иакова и Иоанна для того, чтобы они Ему сопутствовали в восхождении на гору ради молитвы. Это такой близкий круг учеников-сотаинников. Остальные из двенадцати остались у подножия. 

Во время Преображения ослепленные страхом Божиим ученики уже новыми очами, измененными силой Святого Духа, увидели рядом со Христом пророков Моисея и Илию. Они говорили о страдании Господа. Который в дальнейшем должен был идти на вольное распятие во Иерусалим. Мы прозреваем в деталях Преображения всю полноту бытия Церкви. Ее глава Христос и ветхозаветные пророки, земная Церковь в лице учеников и будущих благовестников вселенной, сошедшее облако и глас Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк. 9: 7).

Мы прозреваем в деталях Преображения всю полноту бытия Церкви

Смысл духовного видения учеников – слава и Крест всегда идут вместе. Это было главной мыслью, которую должны были познать ученики, дабы не соблазниться во время распятия. Что все-таки произошло, и они разбежались. Только Иоанн, апостол любви, будущий Богослов, остался со Христом до конца. Он, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов стали, как созерцатели Божественного света, и тайнозрителями, на собственном опыте светоносными свидетелями света от Света. Вот как святитель Григорий говорит: «Бог есть свет высочайший, недоступный. Я говорю о свете, созерцаемом в Отце, в Сыне и в Святом Духе. Второй же свет – ангел, некая струя или причастие первого света. Третий Свет есть человек». 

Бог есть свет высочайший, недоступный... созерцаемый в Отце, в Сыне и в Святом Духе

О проявлении Божественного света можно сказать и в человеческой истории. Светом был писаный закон, почему лицо Моисея прославляется им. Светом, похитившим Илию на огненной колеснице. Светом, явленным ученикам на горе Божеством, едва не оказавшимся слишком сильным для их зрения. 

Еще один учитель о свете Божественных энергий. Святитель Григорий Палама отражает в словах: «Что же произошло с учениками на горе? Свет видится в свете, и в подобном же свете видяще. Если нет никакого другого действия, то видящие, отойдя от всего прочего, все равно становятся всецело светом и уподобляются видимому. Взглянем ли на себя, видим свет. На то ли что видим, все тот же свет. На то ли через что видим – свет и здесь», – подчеркивая, что Бога не видел никто. Иоанну Богослову вторя, Григорий Палаама самым сильным доказательством о возможности быть причастником Божественного естества считал Преображение Господне перед учениками. Ведь еще один участник необычного, близкого по силе благодати Крещению Господню и чуду в Кане Галилейской, Петр в своем послании пишет, что он был очевидцем Его величия. 

Как это может быть? Господь сделал это, являя Своим ученикам то, чем Он был, открывая им глаза и делая их из слепых зрячими. Преподобный Симеон Новый Богослов продолжает, говоря о Божественном Свете, что Его можно не только видеть, но и вкушать, принимая Причащение Тела и Крови Христовых. В тропаре сегодняшнего праздника поется: «Показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху» – будем все вместе и мы надеяться, что и нам воссияет свет Его присносущный, аминь. 



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить