Дабы они не без нас достигли совершенства

Слово в Неделю всех святых

Дабы они не без нас достигли совершенства. Проповедь иеромонаха Иннокентия (Присадкова) на Божественной литургии
27 июня 2021 г. (Продолжительность 0:06:09 мин, размер 5.9 Мб)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

После праздника Святой Троицы Церковь отмечает память всех святых. Почему для нас важны святые? Потому что святые являются для нас самым простым доказательством истинности нашей веры и бытия Божия. 

Вы знаете, что человек не может существовать без веры, как не может жить без воды. Однако иногда вода бывает грязной или отравленной. И тем не менее, никто не скажет: раз я выпил отравленную воду, значит, вода вообще не нужна. Также происходит и с верой – там, где есть вера, там всегда существует авторитет, и мы всегда задаем самим себе вопрос: «А кто тот человек, который сказал то или это», то есть то, что мы должны принять за веру. Православные христиане воспринимают в качестве такого авторитета именно Иисуса Христа. Здесь возникает вопрос: мы ведь не видели Христа, откуда мы знаем, что на самом деле Он говорил? О Христе нам говорят Его ближайшие ученики. Апостолы видели Христа своими глазами, слышали своими ушами, но мы с вами и апостолов не видели. Откуда мы знаем, что они на самом деле ходили со Христом и видели Его чудеса? 

После апостолов были апостольские мужи, они нам сказали, что они видели апостолов, слышали их учение, взирали на их мученическую кончину. Но мы не знаем и апостольских мужей лично. Мы не знаем и тех христианских мучеников, которые пришли в Церковь после апостольских мужей. Но мы знаем христианских мучеников нашего поколения и поколения людей, которые жили перед нами, и эти люди так же, как и мы в определенный момент, перед лицом расправы исповедовали свою веру во Христа, и мы знаем этих людей, и они, эти исповедники XX века, указывают на авторитет святых всех поколений христианской Церкви. Они нам рассказали про подвиг древних христиан, и про апостольских мужей, и про самих апостолов, и про Господа нашего Иисуса Христа, и мы поверили им. Таким образом, мы узнали о Христе и Его учении благодаря преемственности святых, и эта преемственность начинается с Самого Иисуса Христа и заканчивается поколением исповедников, которых мы с вами знаем лично. 

Мы узнали о Христе и Его учении благодаря преемственности святых

Кто эти люди? Они не какие-то античные герои или мифологические персонажи, это обычные люди, миряне и священники, монашествующие, которые исповедовали свою веру и своим страданием, а иногда и смертью подтвердили свою искренность и свою решимость служить Богу. 

И сегодня мы с вами читали Писание, которое можно отнести к святым всех поколений христианства. 

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11: 32–38). Апостол Павел утверждает, что их подвиг имеет значение только при одном условии: и все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11: 39–40). Это значит, что ценность подвига этих людей зависит от нас, от нашей готовности взять эстафету доброго исповедания и понести ее следующим поколениям христиан.

Мы узнали о Христе и Его учении благодаря преемственности святых

Возможно, таких гонений, какие были в ранней церкви, уже не будет, никто не будет нас бросать ко львам. Современные гонения – это моральное подавление верующих людей, это вычеркивание человека из той системы ценностей, которая предполагает комфортную и благополучную жизнь, но это не должно смущать. Как же заканчивается это апостольское наставление, рассказывающее нам о примерах исповеднической веры? Апостол Павел говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Мы узнали о Христе и Его учении благодаря преемственности святых

Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12: 2–3). Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Елена   5 июля 2021, 14:07
Отец Иннокентий! Благодарю Вас за такую искреннюю проповедь! Самое интересное, что случайно в моем телефоне её нашел и с интересом прослушал невоцерковленный ребенок 8 лет, хочется верить, на пользу душе :)
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить