Десять дев: одна берется, а другая оставляется

Евангельские чтения Великого Вторника продолжают последние беседы Господа с народом. Они о последнем времени, об отсутствии плодов, о зарытом таланте, об обличении лицемеров, о спасаемых и погибающих, о взятых и оставленных, о готовности к вечной жизни, о принимаемых в Царство и неспособных жить в нем.

1.jpg

так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется (Мф. 24: 39–41).

Кого где застанет Господь, оттуда и берет. Одного работающего на поле берет, другого оставляет. Одну мелющую берет, другую оставляет. По видимости делающих одну и ту же работу, но получающих различный плод. Благочестивых берет, нечестивых оставляет. Берет избранных, а оставляет непригодных для Царства Небесного.

В одной из сегодняшних притч, Христос говорит: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами» (Мф. 24: 48–51).  

По словам блаженного Иеронима Стридонского, рассечет, т. е. отделит от общества святых. Подвергнет одной участи с лицемерами, потому что лицемер «одно показывает, а другим является в действительности; подобно этому и на поле, и у жерновов он показывается делающим то же, что и человек принадлежащий Церкви, а конец его дела говорит о противоположном направлении воли». Так и мы, верующие, вроде и верим, и проявляем свою веру, исполняя какие-то церковные правила, а в итоге остаемся без плода, без благодати Духа Святаго, которую, по сути, и не ищем, но в которой, по словам преподобного Серафима, и есть цель христианской жизни.

Мы вроде и проявляем свою веру, а в итоге остаемся без плода, без благодати Духа Святаго, которую, по сути, и не ищем

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», – говорит Господь (Мф. 23: 13). Лицемерие – это не что-то далекое, не присущее нам, оно бывает у каждого из нас. Лицемерие – когда мы хотим показаться не такими, какие есть на самом деле, или делаем одно, а на сердце у нас другое. Стоим на службе в храме, а сердце в другом месте. Читаем молитвы, глаза в буквах, но ум далек от Бога. «Эти люди чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня», – говорил Бог через пророка. Лицемерие – это и когда мы помогаем кому-то, а в сердце раздражение, озлобление. Вроде и доброе дело, а плод не чист. «Доброхотного дателя любит Бог». 

Всё, что делается с лицемерием, неустойчиво, нестабильно. Как сын из притчи Понедельника, сказал отцу иду, государь, и не пошел (Мф. 21: 30). Положивший руку на плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царства.

В центре смыслов Великого Вторника стоит притча о десяти девах, «пять из них были мудры, а пять – юродивы». Как и в предыдущих словах Спасителя, «одна берется, а другая оставляется». Одни пущены в Царство, других участь с лицемерами.

1.jpg

Юродивые девы ведь были не какими-то грешницами, далекими от Бога, Господь и их называет девами. Юродивые девы – это не безбожники, не еретики, не раскольники, ведь они сидели вместе с мудрыми девами, не ссорились, так же ждали Жениха. 

Раз они девы, значит Он их призвал. И значит они откликнулись и пришли даже на брак. Не пошли смотреть купленное поле или проверять волов… Они вышли встречать Жениха. Почему же Он их не впустил? Неужели Он не всех любит?! И они же стучались, просили пустить! И если уж их не впустил, то нас?

Суть Суда не в самом Суде, не в разбирательстве, а в нашей готовности или неготовности войти в Царство и жить в нем. Об этом и говорит притча. Одни девы были готовы, а другие – не готовы, не собрали багаж, не были готовы к путешествию. Даже если Господь впустит, они не получат от Царства того, что оно может дать. Не смогут там жить, потому что слепы к духовному миру. Они не подготовили себя, свое духовное зрение, чувства. Это означают светильники. Когда пришло время войти, у них не оказалось елея, светильники бесполезны, они пусты.

Суть Суда не в разбирательстве, а в нашей готовности или неготовности войти в Царство и жить в нем

Елей – это добрые дела, милосердие. А блаженный Августин говорит, что «у мудрых дев елей истинный – смиренная любовь к Богу». Юродивые не понуждали себя к соединению со Христом, в чем и выражаются добрые дела, поэтому и остались чуждыми Ему. Они, может, и знали молитвы, читали их утром и вечером, и целый день. Но в них не было Духа, они так и не узнали Бога и не приложили достаточных усилий, чтобы приблизится к Нему.

Наша цель не в самих постах и молитвах, и милостынях, а в стяжании Духа Святаго, о чем говорил преподобный Серафим в беседе с Мотовиловым. Именно благодать Духа Святаго мы должны просить, искать, беречь, хранить, копить. Тогда Он будет наполнять наши светильники, просвещать наше духовное зрение и чувства.

Масло – это и терпение. Жених замедлил прийти, и масло у неразумных закончилось. 

Все девы были спокойны, радостны, полагая что у них всё готово к встрече. Но как они встревожились, когда раздались крики о приближении Жениха! Светильники хоть и горели, но уже затухали, а елея нет. В полночь никто не торгует, и неразумные девы, зря поискав масло, вернулись, стуча в двери.

1.jpg

Мы всё откладываем и откладываем: завтра помолюсь, завтра поисповедуюсь, завтра сделаю, сегодня устал, с ног валюсь. И внезапно, как тать в ночи, наступает полночь юродивых дев. Фитиль почти догорел, масла нет, почти ничего нет. Всю жизнь подкармливал бесов, вот пришли. А с Богом лично не знаком, о чем можно с Ним говорить целую вечность?! Не знаю. И Господь говорит: «Не знаю вас».

Пост прошел, как всегда, почти мимо, может, коснулся краем. Елея нет, что уж говорить о приумноженных талантах!

Понедельник, вторник, среда Страстной седмицы – Евангельские сюжеты об упущенных возможностях: бесплодная смоковница, неверный раб, десять дев, зарытые таланты, предательство Иуды. Бог дает возможности всем, но как мы ими пользуемся?

Как же сподобиться быть взятым? В Евангельском чтении на утрене Великого Вторника Господь оставляет нам указатель, это «первая и наибольшая заповедь»: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим и вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37–39).

Они показывают, как избавиться от лицемерия и сподобиться быть взятым в удел, в Царство. Вложить всё сердце, всю душу, все помышления в любовь к Богу. Так, заповедью победить и лицемерие на богослужении, и в молитве, и в общении.

Еще дает Господь день, жизнь на собирание елея, плодов, умножение талантов, на подготовку к жизни в Царстве Небесном.

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24: 42). Аминь.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить