Деятельное слово Бога

Проповедь митрополита Павла (Язиджи) в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Митрополит Павел (Язиджи)
В сегодняшнем евангельском повествовании мы читаем, помимо прочего, такие слова: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8: 8).

Читая этот евангельский отрывок, мы видим, что Господь Иисус Христос был очень впечатлен верой римского сотника-язычника. Иисус удивился и сказал следовавшим за Ним некоторым евреям и Своим ученикам: Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8: 10). Он ответил сотнику: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе (Мф. 8: 13). И слуга сотника был исцелен в тот же час.

Сотник не ошибся, когда обратился к Иисусу: «Скажи только слово». Слова Иисуса было достаточно, чтобы исцелить слугу. Слово Божье всегда действенно. В Священном Писании слово Божие означает действие. При сотворении мира Бог сказал: «Да будет так», и Его слово немедленно было преобразовано в действия, и всё было создано (см. Быт. 1: 1). Слово Бога отличается от слова людей. Решающее слово Бога несет всю силу творить и исполнять. Он сказал, и было сделано, Он приказал, и было создано. Вопрос в том, всегда ли слово Божие действенно?

Слово Божье всегда действенно. В Священном Писании слово Божие означает действие

Слово Божие несет в себе потенциал и силу для совершения действия. Оно действенно для любого материального творения. Однако у человека всё зависит от его человеческой свободы. Богу было легче создать целую Вселенную одним словом, нежели сформировать в отдельном человеке соответствующее расположение к Себе.

Человек – свободное существо. Посредством своей свободы он может отказаться следовать велению Божию, что сделает это веление неэффективным. Словом Божиим было создано всё творение, но это слово подчиняется отклику человека, и человеческая судьба зависит от его же свободной воли.

Если Бог протянет Свою святую руку к человеку, а человек отодвинет свою, тогда Бог ничего не сможет сделать. Создатель – любящий Отец, и Он уважает свободу человека. Он научает человека и воспитывает его Своей любовной заботой, а не принуждением. Слово Божие – это приказ к созиданию. Он приказал, и было создано. Однако для человека этот приказ является не более, чем божественным советом. 

Встреча с сотником произошла в череде дел и чудес, совершенных Иисусом после Его Нагорной проповеди, то есть после того, как Он вложил в уши Своих последователей божественные слова и новые заповеди.

Христос учил и трудился. Люди поверили в Него через Его слова и действия. Он учил как словами, так и делами. Бог виртуозен, и Он намного больше, чем опытный учитель. 

Его слова всегда нацеливают на действия. По этой причине, когда Христос творил чудеса, Он спрашивал перед каждым чудом: «Веруешь ли ты?» или «Ты хочешь?» Если человек не верит или не хочет, воли Господа недостаточно для совершения действия. Воля Господа всегда способна действовать, но она не действует без разрешения человека. Путь Господа – это поиск положительного ответа человеческой веры, а не исполнение божественного приказа.

Если человек не верит или не хочет, воли Господа недостаточно для совершения действия. Воля Господа не действует без разрешения человека

Мы называем верой человеческое принятие доброй воли Слова Божия. Взаимодействие Бога с людьми зависит от их веры в Него.

Человеческая вера в Бога проявляется в жизни в разных формах. Однако истинная вера, которую возлюбил Иисус, принадлежала сотнику. Его вера характеризуется подлинным признаком веры в Бога. В чем уникальность веры сотника, которая привела к исцелению его слуги по повелению Христа?

Уникальной чертой, которая отличала сотника, было то, что он сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, прежде чем он попросил Иисуса: Скажи только слово (Мф. 8: 8).

Это признак истинной человеческой веры в Бога – чувство собственного недостоинства. Мы верим в одну истину, но эта истина подобна двухсторонней монете. Одна сторона – это любовь и забота Бога, а другая – наши сломленность и недостоинство. Бог ничем нам не обязан. Мы верим в Бога, у Которого недостойны просить прощения. Наш Бог не только справедлив, но Он также исполнен любящей доброты и долготерпения. Он не хочет смерти грешника, но предпочитает, чтобы тот покаялся и вернулся к Нему.

Наш Бог – не наш работник и не слуга наших нужд. Мы оскорбили Его любовь, забыв о своем недостоинстве. Если мы будем иметь веру сотника, Он даст нам праведность и прощение. Наш Бог – Бог милости и благодати.

Бог – не наш работник и не слуга наших нужд. Мы оскорбили Его любовь, забыв о своем недостоинстве

Итак, в смирении наша вера призывает Божественную любовь. Без этого смирения мы в конечном итоге будем смотреть на Бога как на своего слугу, а не как на нашего Учителя. Иисус не нашел такой сильной веры во всем Израиле. Это событие призывает нас соответствовать подобной вере. Мы верим в Бога, Чья любовь и одновременно наша любовь притягивают нас к Нему, и у нас нет ни права, ни решимости идти к Нему без именно такой любви.

Перевела с английского Александра Калиновская
Блог арабского православия


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить