Дивный плод радости духовной

«И святые его радостию возрадуются» (Пс. 131: 16)

Епископ Вениамин (Милов):

Ныне, возлюбленные братия, слово наше будет о том, как надо приобретать духовную радость, потому что все мы теперь печальны, все удручены скорбями и у всех нас слишком много горя. <…> Царствие Божие достигается исполнением всех заповедей, объединяющихся под одним словом – любовь. О присутствии этой любви говорит тихая духовная радость, которая сквозит в чертах лица тех, кто обладает любовью. У нас же теперь вокруг уныние, скорбные лица – знак того, что нет в людях духовной радости. А все святые обладали духовной радостью, поэтому и на иконах они изображены с радостными лицами.

1.jpg
Епископ Вениамин Милов

*

Ничто не может дать нам духовной радости: ни место, ни положение, ни богатство. Когда человек раздражается, что с ним бывает? Его охватывает невыразимая злоба. Если он видит другого человека, имеющего над ним превосходство духовное, его грызет зависть; если ему дают возможность приобрести что-либо, у него развивается корыстолюбие. Как же нам научиться отбрасывать от себя эти пороки и приобретать духовную радость? Иоанн Златоуст говорит: «Древо, дающее сладкие плоды, имеет под землей горькие корни». И мы, чтобы получить сладкий плод – духовную радость, должны иметь в сердце два горьких корня. Этими корнями будут у нас осуждение самого себя и неосуждение ближних и постоянное окаявание себя в своих грехах.

*

К этим двум горьким корням мы должны прибавить любовь к ближним нашим, потому что, когда окаявание и осуждение себя очистят сердце наше, нужна еще любовь, которая служит источником духовной радости. Эта любовь должна проявляться во всем.

*

Следует мягко и с любовью относиться ко всем страждущим и несчастным и помогать бедным чем только можно, хотя бы добрым словом. И если мы будем исполнять все это, если примем в сердце свое два горьких корня и будем иметь любовь Христову, то Господь придет и утешит нас, по слову Иоанна Кассиана, когда Ему ведомо. Он лишит нас печали и воздыхания. И вся горечь наших подвигов послужит нам для того, чтобы возрастить в душе дивный плод радости духовной, ибо Спаситель сказал: «Печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).

Протоиерей Валентин Свенцицкий:

Люди очень мало и плохо умеют переживать положительное в жизни, они очень сильно чувствуют боль и очень плохо ощущают радость <…> Что бы мы ни взяли в жизни нашей, нам нужно известное усилие, чтобы заставить себя чувствовать, переживать, радоваться тому, что имеем. Причина сего коренится в самом нашем душевном строе. Человеку трудно переродиться и так строить внутреннюю свою жизнь, чтобы ощущать положительное ее содержание. Слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь!» – решительно не усваиваются нами в нашей повседневной жизни; хотя оснований для этой постоянной радости великое множество, если бы только мы могли должным образом переживать то, что нам дает Господь.

*

Что же дает нам Господь? Господь дает нам воскресение. Ну давайте представим себе воскресение не как отвлеченный догмат веры, а как нечто постоянно ощущаемое в душе. Разве можно было бы тогда постоянно не испытывать чувство радости. Что по сравнению с радостью вечной жизни и грядущего всеобщего воскресения наши печали, скорби, неприятности в квартире, сокращения по службе, какая-нибудь обида нашего соседа – все то, что так легко повергает в уныние и отчаяние? Как можно впадать в уныние, когда Христос воскрес, когда мы знаем, что и мы сопричастники этого воскресения!

Схиархимандрит Иоанн (Маслов):

Подвизайтесь стяжать своей святой жизнью ту радость, которую Бог уготовал любящим Его. И тогда мы услышим голос Божий: «Приидите, благословенные Отца Моего». И получите небесную славу. Радость христианская есть предвкушение радости вечной.

*

Каждый подвиг благочестия проливает в наше сердце неизъяснимое утешение. Каждая победа над страстью сопровождается благодатным миром в душе и приносит радость нашему духу, с которой не могут сравняться все радости мира. За каждым делом любви и милосердия христианского следует услаждение сердца от Духа Святого, о котором не может иметь понятия человек, преданный плотским удовольствиями. Радость христианская без любви не бывает.

2, превью.jpg

*

О временных благах радоваться как о благодеяниях Божиих и радость возводить к Богу. Скорби внешние не являются препятствием радости истинной.

Протоиерей Валентин Амфитеатров:

Чтобы в душе нашей была тихая радость, мы должны постоянно помнить, что Иисус Христос – Сын Божий и что, веруя в Него, мы можем получить жизнь вечную. Быть со Христом – это такое счастие, которого глаз наш не может обнять, а язык объяснить; мы должны так неразрывно соединиться со Христом, как бы прилепиться к Нему, подобно тому, как ветка прилепляется к дереву или, как говорит апостол, росток соединяется с виноградной лозой.

*

Кто хочет, чтобы в нем был мир, благодать, радость, а также чтобы и между ближними его господствовал мир, дружба, любовь, тот должен покаяться, то есть совсем измениться; а главное, он должен искать утешения в Господе своем Спасителе, Который всегда готов помочь кающемуся; он должен помнить, что и Сам Господь сказал: «Где грех, там и благодать».

*

Трудитесь, всегда рассчитывайте, что труд вознаградится, и постоянно думайте о смерти. Мать трудится для детей, слуга – для хозяев, а, в сущности, все для Бога; есть руки и ноги – работай, трудись, если и каплю благодати получишь, то ощутишь великую радость.

Архимандрит Таврион Батозский:

Порадуйтесь! В основу причащения положите радость. Смотрите, как Господь милостив к нам! Постарайтесь держать себя в этой святости.

*

С чего начинается радость нашего спасения? Является архангел и, приветствуя Пречистую Деву, говорит: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Начинается Евангелие, начинается спасение человечества, начинается мое спасение.

3.jpg

*

В приветствии Архангела мы видим, как Господь почтил человека. Посмотрите, насколько достоин, насколько велик, насколько прекрасен человек! А в чем же человек находит свою радость? В том, «что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» <…> Точно так же каждый человек радуется в надежде, когда он прочувствует благодатную радость, увидев свое предназначение на жизненном пути, если он исповедует истинную веру в Бога. Точно так же, как Пречистая Дева, он радуется тому, что призрел Господь на смирение раба своего.

*

Слова же Богородицы «Величит душа Моя Господа» раскрывают всю глубину Ее веры. Это означает: люди, радуйтесь тому, что Господь, Спаситель наш, с нами. Вот величайшая красота, вот содержание, вот Царство Божие, вот вечность жизни в Боге, вот что составляет сущность человеческого бытия.

*

Пречистая Богоматерь, идя на подвиг, принимая его, говорит: «Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». Она радуется этому спасению. Вот так же каждый из нас должен осознавать великую свою радость, как дитя Божие, великую возможность этой благодати, потребность в ней. Каждый человек должен иметь опору в радости о Боге, Спасителе своем. Вот в чем должна заключаться наша радость. И если бы мы могли так же радоваться о Боге, Спасителе нашем, то, наверное, у нас не было бы недостатков, и мы бы уже здесь, на земле, жили в Царствии Божием.

*

Господь преизобильно дает нам Свою благодать. И мы с вами должны стремиться жить в этой благодатной жизни, удержать эту благодать. И примером здесь нам служит Пречистая Богоматерь. Для того, чтобы нам преисполниться благодати, мы должны чувствовать радость о Боге. Апостол Павел говорит нам о том, чтобы мы постоянно радовались о Нем, постоянно за все Его благодарили. Особенно в настоящее время мы постоянно должны чувствовать эту величайшую потребность в радости о Боге.

4.jpg

Архангел сказал Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». И это обращение относится к тебе, человек. Какое еще может быть более драгоценное сокровище и радость для тебя, если ты можешь сказать, что возрадовался дух твой о Боге, Спасителе твоем?

*

Каждый должен стремиться к этой благодати, и тогда внутренне мы будет переживать эту величайшую радость, в которой все опоры нашей жизни. Полагая в основу нашей жизни слова Пресвятой Богородицы «Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем», живя так, стремясь к этому, мы удостоимся именно того, что Господь обещал нам. А Господь обещал радость, блаженство, святость, бессмертие, вечное царство, Царство Небесное.

Преподобный Серафим Глинский (Романцов):

Спасайся о Господе со страхом и усердием ради вечного блаженства. Гори всегда, как свеча пред Богом. В Нем вся наша радость, утешение и покой. Кто принимает болезнь и всевозможные скорби и лишения как от руки Божией, тех Господь спасает. А в спасении вся наша радость и цель жизни.

*

Для облегчения твоего и утешения советую тебе приобрести непрестанную молитву Иисусову. Старайся как можно чаще повторять великие святые слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Имея при этом полное смирение и сокрушение в своих грехах, считая себя ниже и хуже всех, и тогда ты восчувствуешь такую радость на душе, что и описать невозможно.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить