Дому Божию подобает святыня

В храмах мы приносим Вышнему свои молитвы и возвращаем Ему свои сердца. И потому дом этот называется домом молитвы (Мф. 21: 13). В храмах мы открываем свои душевные раны Врачу душ и телес и исцеляемся Его благодатью; и потому храм называется духовной врачебницей. В храмах совершается таинство Причащения, и мы утоляем тот голод души, который несравненно опаснее телесного. В храмах мы успокаиваем дух, утомленный суетой мира.

Картинка 1.jpg
Но входящие в храм должны помнить, что они вступают туда, где присутствует Бог, и что очи Его отверсты на входящих сюда. Стоящие здесь должны думать, что стоят на небесах. Это не простое место, но дом Божий, это врата небесные (Быт. 28: 17).

Дому Божию подобает святыня (Пс. 92: 5), и один день во дворах Божиих лучше тысячи (Пс. 83: 11), – говорит в псалмах царь Давид.

Но почему у нас столько скорбей и болезней, почему на наши молитвы нет ответа? Почему так мало спасающихся в самой Церкви? А как мы ведем себя в доме Божием? Плохо.

Неблагоговение, без сомнения, всегда есть тяжкий грех, и происходящее от него зло влечет на нас гнев Божий и Божие наказание. Апостол Павел говорит: Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3: 17). То есть кто обращает дом Божий в место нечестия, тому Господь попускает впадать в гибельные расположения духа.

Святитель Василий Великий еще в IV веке говорил, да и сейчас говорит, смотря на нас с Небес:

«Всякая тварь – и безмолвная, и вещающая, и надмирная, и земная – славит Создавшего. А жалкие люди, оставив дома и стекшись в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя на память себе свои грехи, не трепещут суда, но, с улыбкой простирая друг к другу руки, дом молитвы делают местом длинных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует, что в храме Божием всякий возносит славу (см. Пс. 28: 9)».

Послушаем святителя Тихона Задонского.

«А если входить в дом Божий, – говорит он, – и, войдя, думать о том, что и на другом месте запрещается, рассуждать о вещах суетных, разговаривать о земном, стоя перед Царем Небесным, оглядывать входящих и выходящих, смотреть только на одну церемонию, обряд, замечать, как кто стоит, во что одет, то лучше и не входить с таким намерением в святое место. Ибо это неполезно, даже и вредно. “Дом Мой, – говорит Господь, – домом молитвы наречется” (Мк. 11: 17; Лк. 19: 46)… Что бы сделал Христос Господь, если бы застал такое бесчинство в храме новой благодати, где совершаются Его страшные Таинства, если бы увидел смеющихся, и глумящихся, и дом молитвы превращающих в дом торговли? Но видит Он, видит это и ныне. И хотя ныне не изгоняет бичом из Своего храма, но изгонит из Храма вечной Славы и участь их с неверными положит, если не перестанут так делать и не умилостивят Его покаянием».

А святитель Иоанн Златоуст наказывает нам не только себя исправлять, но и призывать к порядку ближних, которые находятся рядом с нами. Тоже из IV века обращены к его современникам и к нам слова святителя:

«Например: совершается молитва, сидят холодно все – и юноши, и старцы, скорее изверги, нежели юноши, смеясь, хохоча, разговаривая, – и это ведь я слышал, – насмехаясь друг над другом, когда стоят на коленях; ты стоишь тут, юноша или старец, останови, когда видишь, укори, пригласи диакона, пригрози, сделай свое дело; и если он осмелится сделать что-нибудь против тебя, то, конечно, многие помогут тебе (должны помочь). Кто так неразумен, что, видя, как ты укоряешь за это, а те укоряются, не примет твоей стороны? Тогда ступай (домой), получив награду за молитву.

«Ты видишь, что некто недостойно ведет себя в храме? Останови его, укори», – призывает святитель Иоанн Златоуст
В доме господина мы тех слуг считаем усерднейшими, которые не оставляют ни одного сосуда лежать в беспорядке. Скажи мне: если бы ты увидел дома серебряный сосуд, выброшенный вон, то хотя бы ты и не был обязан к тому, не взял ли бы его и не внес ли бы в дом? Если бы увидел одежду, брошенную в беспорядке, то, хотя бы ты не должен был заботиться о ней, хотя бы ты был врагом приставленного к этому делу, но по расположению к господину не привел ли бы ее в порядок? Так и теперь. Это – сосуды; если видишь их лежащими в беспорядке, приведи в порядок; приди ко мне, я не откажусь; мне скажи, объяви; я не могу сам усмотреть всего, простите.

Вы видите, какое зло господствует во вселенной. Не без причины я говорил, что мы – куча сена, беспорядочное море. Не говорю о том, что они делают, но о том, что приходящие сюда предаются такому сну, что и не исправляют этого. Опять вижу, как одни разговаривают стоя, когда совершается молитва, а другие, более скромные, не только когда совершается молитва, но и когда священник благословляет. О, дерзость! Когда же будет спасение? Как же мы умилостивим Бога? Если придешь на место игр, то увидишь всех благочинно составляющих хор и – ничего нестройного. Как на лире, составленной разнообразно и вместе стройно, от благоустройства каждой из составных частей происходит один благозвучный тон, так точно и здесь из всех должно бы составляться одно стройное согласие.

Мы составляем одну Церковь, все мы – одно тело. И бесчинством одного нарушается благочиние всех
Мы составляем одну Церковь, стройно составленные члены одной Главы; все мы – одно тело; если один кто-то будет оставлен в пренебрежении, то все (тело) пренебрегается и растлевается. Так бесчинством одного нарушается благочиние всех. То поистине страшно, что ты приходишь сюда, не на место игр или пляски для забавы, и стоишь неблагочинно. Разве не знаешь, что стоишь вместе с ангелами? С ними поёшь, с ними воссылаешь хвалы – и стоя смеешься? Не удивительно ли, что удар молнии не ниспадает не только на них, но и на нас? Действительно, это достойно удара молнии. Предстоит Царь, смотрит воинство, а ты, пред их глазами стоя, смеешься или не удерживаешь смеющегося?.. Неужели не боятся Бога? Для нас недостаточно и душевной невнимательности, не довольно и того, что, молясь, блуждаем (мыслями) повсюду, но мы привносим еще смех и разговоры. Разве здесь зрелище?

Поэтому предаю вас Богу. И вам, которые здоровы, отныне заповедаю, что на вас будет суд и осуждение, если кто, увидев бесчинствующего или разговаривающего, особенно в такое время, не остановит и не исправит. Это – лучше молитвы. Оставь свою молитву и сделай ему внушение; тогда и ему принесешь пользу, и сам будешь с прибылью. Таким образом и все мы будем в состоянии спастись и достигнуть Царствия Небесного».

«Мы входим в Царские чертоги Небесные, вступаем в светлые области, внутри они исполнены великого молчания и неизреченных таин. Пусть никто в храме не печется о делах домашних, но и в доме размышляет о предметах церковного учения» (святитель Иоанн Златоуст).

Картинка 2.jpg
Господь есть Бог мира и тишины. Нам нужно учиться ценить богослужение и молитву. В храм входить тихо и благоговейно, как в дом Божий, в жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога. Свечи поставить и к иконам приложиться можно и до, и после богослужения, а не, опоздав, придя на Херувимскую песнь, расталкивая молящихся, ставить по свече на каждый подсвечник. Есть ли в этом страх Божий? Или в том, чтобы сражаться за очередь к Таинству, или в том, чтобы обсудить цены на коммунальные услуги, расспросить о здоровье или рассказать о житье-бытье в очереди на исповедь или помазание? Мы должны научиться слушать службу, песнопения, прошения, возгласы, не разводить базар на шестопсалмии, одеваться прилично храму Божию.

В храме начинается наша духовная жизнь, но для многих из нас она в храме и заканчивается. Мы не читаем ни утренних, ни вечерних молитв, ни Евангелия, ни книг духовных, мало или вообще не молимся в течение дня, поэтому совершенно необходимо вникать во всё совершающееся за богослужением, чтобы питаться хотя бы им. Только тогда за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие; всегда посещающий церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопению может отчетливо изучить все нужное для православного христианина на поприще веры, – напоминает нам святитель Игнатий (Брянчанинов) (см. его «Аскетические опыты»).

Если вне храма станем жить с молитвенным настроем, тогда и в храме будем стоять благоговейно
Но даже если мы идем в храм с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, то потом мысли начинают бродить и в голове происходит торг, еще шумнее того, какой встретил Господь в Иерусалимском храме. Отчего так? Оттого, что пребывание в храме есть отражение всей жизни. Потому, если хотим, чтобы пребывание в храме было достойным стоянием перед лицом Господа, будем готовиться к этому обычной жизнью: ходить, насколько можем, в любое время в молитвенном настроении. Этот труд приведет нас к тому, что и в храме все время будем стоять благоговейно. Это же благоговение воодушевит нас на благоговение и в обычной жизни. Так пойдем все выше и выше.

В будущей жизни никто не наслаждается тем, чего не любил в жизни настоящей, – а там будет нескончаемое богослужение, и богослужение именно общественное: там, как описывает апостол Иоанн Богослов, все святые люди и все ангелы Божии день и ночь вечно вместе поклоняются Богу.

Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в Небесный Нерукотворный Храм, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Храм – Небо на земле. Задумаемся: если мы здесь ведем себя так, так же будем вести себя и на Небе, которое уже здесь, в храме на богослужении. Кто нас туда пустит? И не скучно ли нам будет там? Там если и есть разговоры, то только о Боге, о святом. Там непрестанное богослужение, беседа с Богом, со святыми. О чем мы будем с ними говорить, если нам и здесь, на земле, невмоготу побыть с ними пару часов? Нам скучно со святыми? Нечего им рассказать, не о чем попросить? Не хотим и поучиться от них, послушать об их жизни, взять пример?

Святые предки наши смотрят на нас с икон и не признают в нас преемников своей веры. Посмотрим на иконостас, на образа, которые рядом с нами, почувствуем на себе их взгляды и будем вести себя в храме, да и в жизни, подобающим образом.

«Только и средств у нас осталось, что посещение храмов, – говорит святитель Феофан Затворник. – Если и это время будет у нас проходить без пользы, чем поддерживаться будет жизнь наша духовная и какого проку тогда ожидать от нас?»

Господь да дарует нам силу не только быть всегда неповинными пред святым храмом, но и да соделает нас способными к восприятию той благодати, которая дарована храму для нашего благополучия и вечного спасения, чтобы мы могли через двери этого храма достигнуть дверей Рая и войти в небесные обители.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить