Достаточно хороший христианин

Грамотно сформулированная цель – уже полпути до ее достижения. И, признаться, эти полпути нам – верующим христианам – еще идти и идти.

1.jpg

Впервые мы с мужем задумались об этом в связи с семинарией. Какого пастыря хотят воспитать наши духовные школы: критически мыслящего пастыря-лидера или забитого пастыря-смиреныша? Если лидера, то почему все свежее, живое и самостоятельное встречает подозрительный взгляд? Если смиреныша, то откуда взяться инициативному, говорящему со властью пастырю, вызывающему у людей уважение? В общем, этот вопрос так и остался для нас открытым.

Вы можете сказать: «Зачем мудрить? Задача пастыря – стать хорошим христианином». Но ваш ответ только подстегнет мое любопытство и заставит спросить: «А хороший христианин – это кто?» Без расплывчатого «любит Бога, стяжал мирный дух и вознесся на небо нетленными мощами»? Как это выглядит на практике? С нетерпением буду ждать вашего ответа, а пока что поделюсь своим. Он требует доработки, но я так рада была его, хотя бы приблизительный, найти, что моя радость рвется наружу. Делюсь с вами черновиком своей мысли: 

«Хороший христианин – это тот, кто уже может что-то отдать»

Попробую объяснить. Очень часто человек приходит в храм в поисках исцеления. Он зависим, он одинок, у него где-то внутри болит что-то невидимое. И человек начинает лечиться: молиться, читать книги, участвовать в таинствах, бороться со страстями. Он делает это с дерзновением и усердием, а потому Господь дает ему просимое и человек (конечно, не на 100%, но все-таки) становится здоров. В нем остаются предрасположенности, почва сердца нуждается в профилактической борьбе с баобабами, но в целом и в общем он – в ремиссии. Всё под контролем. Жить иногда больно, но все-таки по большей части радостно. 

У человека появляется много сил. Раньше они уходили на плач о грехах и духовную борьбу, а теперь он готов не вырывать сорняки, а сажать цветы. Но вот беда: местный батюшка уже рассказал все, что знал сам, регент спел все доступные составу клироса песнопения, а организатор паломнических поездок исчерпал все свое воображение. Человек растерян: ему больше нечего брать.

У человека появляется много сил. Теперь он готов сажать цветы

В этой точке христианин может заскучать и начать искать свежий опыт вне лона Церкви. Может направить свою энергию на нервозное самокопание: «А не грешу ли я тем, что вижу так мало грехов, не поискать ли скрытые мотивы в моих безобидных поступках?» А может начать отдавать.

1.jpg

Конечно, мы все – и христиане, и не христиане, и счастливые, и несчастные, – что-то да отдаем. Отдаем любовь, время, советы и деньги. Отдаем семье, друзьям, коллегам, а иногда и попрошайкам. Но все-таки нам привычнее и роднее получать: взаимную любовь, дружескую поддержку, прощение от Бога. «Человек берущий» – наше естественно-комфортное детское состояние. Состояние, которое рано или поздно (а лучше – вовремя) нужно перерастать.

«Человек отдающий». И даже не обязательно жизнь за други своя. А впрочем… Да, именно жизнь. Просто кто-то отдает ее всю сразу на поле брани, а кто-то отдает ее по чуть-чуть, в маленьких бытовых заботах мирных дней.

Кто-то отдает жизнь всю сразу на поле брани, а кто-то – по чуть-чуть, в маленьких бытовых заботах

Человек отдающий, приходя в трапезную, не садится на лавочку в ожидании тарелки, а берет половник и накладывает еду для всех. На клиросе человек отдающий не просто поет от сих до сих, а приносит что-то свежее и новое: напев, интонацию, отношение. Человек отдающий – хозяин. Не в значении «я сижу во главе стола и жду от вас богатые подарки», а в значении «я служу своим гостям». А еще человек отдающий, сажающий в мирном расположении духа цветы добра, не винит себя за медленный темп посадки или за пробивающиеся из почвы сердца сорняки.

В популярной психологии есть термин «достаточно хорошая мать». Он помогает мамам бороться с нездоровым перфекционизмом, прощать себе свое несовершенство. Если применить эту находку к христианству, то получится термин «достаточно хороший христианин». Не идеальный, потому что идеал не достижим. Но достаточно хороший для того, чтобы жить среди своих братьев. Чтобы любить и быть любимым. Чтобы делиться своим опытом, чтобы любоваться Божьими закатами, чтобы щедро помогать другим и без ложного стеснения просить о помощи, когда наступают трудные времена.

1.jpg

Идеальный христианин – грехоцентричен. Он, подобно человеку с обсессивно-компульсивным расстройством, видит вокруг грязь и зловредные бактерии. Он часами отмывает свою душу на исповеди, не смотря на других людей как на источник искушений и проблем. Достаточно хороший христианин – Христо- и человекоцентричен. Он видит в себе грех и старается с ним бороться, но это не является делом его жизни. Его дело – сажать тыквы добрых дел, которые своими широкими листьями сами защищают огород души от сорняков.

Я хочу стать христианкой, выросшей до слова «отдавать» бытовых заботах

Поэтому сейчас моя мечта и цель – стать достаточно хорошей христианкой, способной не только ждать от Церкви помощи и поддержки, но и отдавать ей в ответ себя: свои таланты, свои улыбки, свое неравнодушие, свои внимательное присутствие и бережное обращение. Я хочу стать христианкой, простившей себе свое несовершенство так же, как я простила бы несовершенства других людей. Я хочу стать христианкой, выросшей до слова «отдавать»…


Мария Чебан 23 июня 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Наталья   27 июня 2022, 12:06
Благодарю, Мария, за направление, заданное в статье. И мне когда-то действительно помог термин "достаточно хорошая мать".
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить