«Дух Божий есть крепость моя»

«Блажен, кто, наполняясь тишиной
И внемля ей благоговейным слухом,
В обыденном постигнет мир иной –
Дыханье созидающего Духа».
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о Духе Святом.

Мысленное Солнце – Бог, хотя Сам преимущественно на небесах, но Животворящим Духом Своим, как бы лучами Своими, сообщается всей разумной твари – Ангелам и человекам, проникая их духовное существо, освящая, оживляя, укрепляя и возращая, подобно солнечным лучам, проникающим органические и растительные тела, оживляющим и возращающим их.

1 - 2023-06-13T234444.641.JPG

*

Ветер один и тот же, но в бесчисленно-многих местах производит силы: так и Дух Божий один и тот же, но в бесчисленных соборах ангельских являет силу и крепость Свою, во всех святых человеках «дышет, идеже хощет, и глас Его слышиши» (Ин. 3: 8).

*

Все, приступающие работать Господу в молитве, научитесь быть подобно Ему: кроткими, смиренными и истинными сердцем; не имейте лукавства в душе, двоедушия, не будьте хладны, постарайтесь иметь Дух Его, ибо «кто Духа Христова не имат, сей несть Его» (Рим. 8: 9) Господь подобного Себе и сродного ищет в нас, к чему могла бы привиться благодать Его.

*

С величайшей осторожностью нужно держать в своем скудельном сосуде, в сердце, сокровище Духа – «реки во чреве своем воды живой» (Ин. 7: 38); нужно бодрствовать над своим сердцем, быть кротким, удерживаться от раздражительности и движений самолюбия, привязанности к земному, от нечистых восстаний плотских. В противном случае бесценное сокровище Духа мгновенно оставит нас: вдруг исчезнут из сердца мир и радость – это чувство необыкновенной, ангельски-духовной легкости души, парящей на свободе сердца и мысли; исчезнут и эти реки воды живой, которые пред тем только текли и напояли обильно бразды души.

Душу наполнит чуждый огнь, мучительно палящий внутренности, лишающий ее мира и радости, и наполняющий ее чувством скорби и тесноты, и подстрекающий к раздражительности и хуле. Так явно, так резко обозначаются и сменяются в нас Царство Божие и царство врага, царство жизни и царство смерти! Христианин видит это внутренними очами и удивляется Божией правде и святости, удивляется и недремлемости врага, всегда «яко лев рыкающего и ищущего кого поглотити» (1 Пет. 5: 8).

*

Чрез единый Дух Свой, живущий в Тайнах Тела и Крови, совершаемых во всех церквах мира, хочет Он соединить с Собою нас, отпадших чрез грех и покорность диаволу от соединения с Ним, и то, что во всех нас есть разъединяющего с Ним и между собою, отсечь и очистить. Да вси едино будут: «якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин. 17: 21). Вот цель Причащения!

2 - 2023-06-13T234445.489.JPG

*

Долго я не знал во всей ясности, как необходимо укрепление нашей души от Духа Святого. А теперь Многомилостивый дал мне узнать, как оно необходимо. Да, оно необходимо каждую минуту нашего бытия, как дыхание, необходимо на молитве и во всей жизни; без укрепления Его душа наша постоянно склонна ко всякому греху и, значит, к смерти духовной; она расслабевает, совершенно обессиливает от входящего в сердце зла и немощна становится для добра; без укрепления от Духа Святого чувствуешь, как сердце подмывается от различного зла и готово ежеминутно потонуть в бездне его. Тут-то надобно, чтобы сердце наше стояло на камне. А камень этот – Дух Святой: Он укрепляет наши силы и, если человек молится, Он укрепляет сердце его в вере и надежде на получение просимого; Он воспламеняет душу его любовью к Богу.

*

Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые – тебе благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе дух благий, Дух Святый. А когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, тогда – худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый.

Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ее возвышаться к Богу. Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения; а дух благий есть дух несомненной веры, дух добродетелей, дух свободы духовной и широты, дух мира и радости.

По этим признакам знай, когда в тебе – Дух Божий и когда – дух злой, и как можно чаще возвышайся благодарным сердцем к Всесвятому Духу, оживотворяющему и освящающему тебя, и всеми силами беги сомнения, неверия и страстей, с которыми вползает в нашу душу духовный змий, тать и убийца наших душ.

*

Ты спросишь, как в Боге три Лица? Отвечаю: «Не понимаю – как, но знаю, что так быть должно и иначе быть не может». Ты еще спросишь, отчего в Боге третье Лицо называется Духом и отчего Он – особое Лицо, когда Бог без того есть Дух? Отвечаю: «Дух Божий назван Духом по отношению к твари: Господь дунул Ипостасным Духом Своим, и явилось, по манию Его Животворящего Духа, бесчисленное множество духов: «Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6); дунул Духом Своим в состав человеческий: «И бысть человек в душу живу» (Быт. 2: 7), и от этого дыхания доселе рождаются люди и будут рождаться до скончания века по заповеди: «раститеся и множитеся» (Быт. 1: 28). Если столько личных отдельных существ Господь сотворил Духом Своим, то как же не быть Лицом или личным творящим Существом Самому Духу Божию? "Дух, идеже хощет, дышет" (Ин. 3: 8)».

*

Видите, Дух называется Духом как Ипостась Божия. Если есть бесчисленное множество сотворенных личных духов, то Самому ли Богу оставаться без Духа, как без Своего Лица – Самостоятельного, Ипостасного? В тебе есть дыхание, вещественное, неличное, а у Бога как Само-Живота оно – Дух личный, не разливающийся, но простой, все оживотворяющий.

*

Душа наша живет Божественным Духом, от Которого она имеет свое начало, и постоянно впитывает в себя для поддержания своей жизни жизнь Триипостасного Бога чрез свет ума, благорасположения, и желания сердца, и воли и крепости в добре.

3-превью.JPG

*

Сомневаться в Божестве Духа Святого – значит сомневаться в жизни своей, ибо Дух Святый всех оживотворяет и питает духовно, служит как бы духовным солнцем, воздухом, пищею и питием для души; значит отказаться от молитвы, ибо мы молимся Духом Святым, от истины и святости, ибо Дух Святый есть Дух истины и всякой святыни, от всякого духовного утешения в скорбях и болезнях, ибо Дух Святый один есть истинный и единственный Утешитель со Отцом и Сыном, от веры, ибо вера дается Духом Святым, от надежды и любви, ибо упование и любовь подаются сердцем также от Духа Святого: «любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 5), от силы духовной и телесной, ибо Дух Святый есть Дух силы и крепости, от премудрости и разума, от страха Божия, от дыхания своего, ибо Он есть Дыхание, воздух души.

Словом, значит обрекать себя на нравственное ничтожество и убивать себя. Не обращай внимания на сомнения в истине, они – дыхание духа лукавого, духа лжи – убийцы. «От плод их познаете их» (Мф. 7: 16). Сомнение в истине всегда убийственно для души. Всякая истина есть дыхание Духа Божия: слово Божие, творения св. отцов и учителей Церкви, слова и творения, дела всякого благочестивого и любящего истину человека.

*

Благоговей пред каждым словом, пред каждою мыслию слова Божия, писаний святых отцов и в том числе молитв и песнопений различных, которые мы слышим в церкви или кои дома произносим, потому что все это – дыхание и словеса Духа Святого: это, так сказать, Сам Дух Святый, ходатайствующий о нас и чрез нас «воздыханиями неизглаголанными».

*

Почему мы начинаем свои молитвы молитвою Царю Небесному – Духу истины? Потому, что Он – Учитель молитвы и Податель молитвы, Он пребывающий с нами ввек и действующий в мире.

*

Как смотреть на себя? Как на храм Святого Духа, как на дело рук Божиих, художественное, премудрое, чистое. Как много значит не пить вина и сикера! Непитие тесно связано с вселением Духа Святого.

4 (85).JPG

*

Вы ищите света вне, то есть ищите пристрастия к видимому свету, блеску, великолепию, а внутренним пренебрегаете (происходящим от чистоты сердца, молитвы), а между тем свет должен просиять извнутрь нас! О, по благодати Духа Святого в нас могут открыться потоки света нетленного, умного, невечернего!

*

Жалеешь сластей, а сердце – храм Духа Святого, не жалеешь? Бережешь сласти, деньги, а сердца не бережешь? Безумие.

*

Дух Святый объемлет любовию Своею творческою всех людей, весь мир. Укрепляйся в несомненном призывании Утешителя Духа.

*

Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Апостолы все говорили и написали Духом Святым. Иоанн Златоуст и другие учители – тоже.

*

Познай же ты, наконец, великое достоинство и назначение своего духа и прилепляйся всем сердцем к Господу – Бесконечному, Живоначальному Духу, а плоть и все плотское презирай как тление, как прах, как ничто или как болезнь, как скорбь, как оковы души.

прав. Иоанн Кронш..png
*

Недостойное принятие животворящих Таин производит великое опустошение в душе человека. Оно лишает ее всех добродетелей, или даров Духа Святого: веры, надежды и любви, кротости и смирения, мира, радости, долготерпения, воздержания; расстраивает все силы – душевные и телесные, так что человек является немощен и душою, и телом.

*

Что такое человек? Земля, оживотворенная Божиим Духом. Дух Божий преложил тогда землю в тело и кровь, дав ему душу; так хлеб и вино Евхаристии прелагаются Духом же Божиим в Тело и Кровь Господа Богочеловека, и Дух Его в них.

*

Когда сердце мое усомнится в том, что Дух Божий есть Ипостасная Сила Божия, укрепляющая меня в вере, надежде и любви, сердце мое тотчас обессиливает, и это осязательное доказательство того, что Дух Божий есть крепость моя: чрез Него-то я твердо верую в Иисуса Христа, ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12: 3).

*

Живая вода Духа Святого да наполнит мое сердце, и да потекут реки воды живой от сердца моего во славу Божию и спасение людей Божиих.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить