Духовная карта Патмоса. Часть 2

Окончание. Часть 1

Великим подвижником, жившим на Патмосе и во многих других местах, был монах Феоктист. Он родом из Малой Азии, там был рукоположен в епископы, но на Патмос прибыл как простой монах. Он скрыл, как и некоторые святые, свой архиерейский сан. Скрыл свой сан, чтобы не удостоиться чести, и жил строгой аскетичной жизнью. 

И он подвизался в самых суровых местах, как святой Макарий Коринфский, который побывал много где и сумел взрастить в себе мир Христов, эту сладость присутствия Христа. То же самое мы видим и у отца Феоктиста. Он пошел подвизаться в пещере Генупа, как ее называли местные жители, потому что, согласно преданию, там жил колдун, с которым боролся святой Иоанн Богослов. Местные жители думали, что эта пещера полна демонов. И что они делали, когда наступали сумерки? Вот как в повседневном быту оживает предание. Люди закрывали окна, выходившие на пещеру. Они боялись. Чтобы избавить их от страха, отец Феоктист пошел в эту пещеру подвизаться. Это самое неподходящее для человека место, потому что в пещере полно пресмыкающихся и змей, да и климат там суровый. Однако он пошел туда подвизаться. Почему? Чтобы показать людям, что и в нашем сердце, в нашей душе, в нашем теле могут быть темные демонические стороны. Но борьбой, подвижничеством, молитвой ты можешь победить их и освятить – отец Феоктист показал это. И то, что раньше пугало и беспокоило тебя в твоем уме, в твоем сердце и твоем теле, теперь стало таким, что может утешить тебя и доставить тебе радость. То, что раньше было твоим адом, страхом и напряжением, теперь может стать твоей радостью, твоим миром и настоящим раем.

Отец Феоктист долгое время подвизался в пещере Генупа. Его святая жизнь имела много особенных черт. Остановимся на одной из них. Человек, ощутивший Божию милость, милостив и к своему ближнему.

Подвизаясь в пещере со змеями, отец Феоктист хотел показать: и наши темные стороны мы можем победить молитвой

Однажды несколько рабочих пришли помогать ему. Это было во время Великого поста, но он полил оливковым маслом их еду. Потому что они много работали, дробили камни, копали. Этот великий подвижник полил оливковым маслом их еду, но они были недовольны этим и сказали старцу:

– Геронда, мы тоже в пост не едим с оливковым маслом!

Когда рабочие поели, отец Феоктист предпринял следующее. Он сделал небольшой комок из грязи и положил его себе за пояс. Затем сделал такие же комья из грязи и для рабочих и попросил рабочих положить их так же себе за пояса, сказав:

– Продолжайте свою работу, а вечером мы поговорим!

Рабочие ушли, а вечером снова встретились со старцем. Он опять полил оливковым маслом их еду и сказал рабочим:

– Покажите мне комья из грязи, которые вы после обеда положили за ваши пояса.

Один из рабочих хотел было достать из-за пояса этот комок, но не нашел его. Почему? Потому что во время работы они много делали разных движений, наклонялись, поворачивались, копали, и комок грязи превратился в горстку пыли. Когда все осмотрели свои пояса и ничего не нашли, старец достал из-за пояса свой комок и сказал:

– Я не должен есть с оливковым маслом, потому что моя работа – чтение молитв. Вот видите? Я ничего не делал. Я не устал. То масло, которое вы съели на обед, вышло во время ваших трудов. Оно не осталось в вашем теле. А если бы я ел с оливковым маслом, оно осталось бы во мне.

Простые, но замечательные случаи, показывающие, как святые обращались с людьми, насколько чувствительными, нежными и благородными были они, хотя вели суровую аскетичную жизнь. Они жили в суровых местах и в суровой аскезе, но при этом были чуткими и открытыми к каждому человеку. Поэтому они могли утешать людей своей любовью и своим опытом и приводить их ко Христу.

На Патмосе было и много монахинь. На Патмосе везде старцы и старицы, куда бы ты ни ступил; таков не только Патмос, но и вся Греция. Это Синаксарь. Святые люди освятили эти места.

Возле большого монастыря святого евангелиста Иоанна Богослова есть женский монастырь в честь иконы «Живоносный Источник». Тут подвизалось много монахинь. Одна из них, когда ее посылали в магазин, могла вернуться в святую обитель не только без покупок, но и без верхней одежды и обуви. Потому что все раздавала нищим.

И вот как-то раз она вернулась в монастырь, и настоятельница спросила ее:

– А где же покупки?

– Я отдала их нищим.

– А где твоя обувь?

– Я ее тоже отдала им.

– Ну а где же твое пальто? Ты же замерзнешь в подряснике.

– И его отдала.

И тогда настоятельница одарила ее благословенным проклятием, сказав:

– Да освятятся твои руки, чадо мое!

Так она «прокляла» монахиню, дав ей свое благословение. И действительно, после кончины этой инокини, когда спустя время были обретены ее останки, оказалось, что руки ее остались нетленными. Тление смерти не смогло коснуться этих рук. Рук, которые отдавали и раздавали. Рук, которые ничего себе не оставляли, рук, которые обнимали и утешали людей.

Тление смерти не смогло коснуться этих рук – рук, которые отдавали и раздавали

Другая монахиня, Христодула, стояла у монастырских ворот. Люди старшего возраста, жившие на Патмосе, помнят этих святых. Эта монахиня стояла у ворот и, когда кто-нибудь проходил, говорила ему:

 – Принеси мне немного хлеба! Сбегай ко мне домой. 

Ее дом был поблизости. А еще она говорила:

– Принеси мне чего-нибудь! Можешь пойти в бакалейную лавку и что-нибудь мне купить?

И многие проходившие мимо этих ворот разворачивались и делали то, о чем она просила их. Потому что она умела «заставить» их выполнить ее просьбу. И так в течение 60 лет она стояла у монастырских ворот. На ее отпевании покойный старец Павел (Никитарас) в прощальном слове сказал: «60 лет она не покидала монастырь и жила в нем, как узница. 60 лет она не сделала ни шагу вне монастыря. Рядом ее дом, родственники, племянники, но она 60 лет не выходила из святой обители».

«Узница», чьи «заточение», подвижничество, посвящение, жертва явились на ее отпевании. Здесь раскрылось величие ее освященной души.

Эти люди, жившие как затворники, были величайшими путниками духа, потому что молитвой, духом они могли «путешествовать» по всему миру, быть рядом с каждым человеком, утешать и питать его молитвой.

Все качества этих освященных людей собрал воедино в себе преподобный старец Амфилохий.

Однажды святой Амфилохий и отец Павел (Никитарас), который тогда был молодым диаконом, пошли служить в храм Пресвятой Богородицы на Патмосе, в котором находилась чудотворная икона Божией Матери. И хотя они, как и святой старец Нектарий Эгинский, несли подвиг многих лишений, так что часто доходило до того, что они голодали, и ничего не имели, святой Амфилохий повторял:

– Кто бы ни пришел, дайте ему! Ничего себе не оставляйте! Хотите иметь? Если хотите иметь, то отдавайте!

То же самое делал и святой Нектарий, который не имел снисхождения только к самому себе. Он все отдавал другим. Отдавал другим все, что имел, а если не имел, то пытался найти, что можно было бы отдать людям.

Преподобный Амфилохий нашел две горсти муки, сделал просфору, с которой и пошел совершать богослужение в храме Пресвятой Богородицы. Это были тяжелые дни. У дверей церкви он увидел мужчину – оборванного, полуголого, замерзшего, худого, как скелет, умирающего от голода. Старец, не задумываясь, отломил кусок просфоры и положил в рот нищему. Отец Павел был недоволен и сказал:

– Геронда, что ты делаешь? У нас нет другой просфоры. С чем мы будем служить!

Но старец Амфилохий, ученик ученика любви, повернулся к нему и так отвечал:

– Отец Павел, человек – это тоже великое таинство!

И тогда старец Амфилохий сказал: «Человек – это великое таинство!»
Преподобный Амфилохий, как и все подвижники, полюбившие Христа, чувствовал святое таинство человека. Этому таинству они хотели служить. Вот почему они пребывали в любви, смирялись, молились, совершали бдения, давали милостыню, утешали; они чувствовали, что каждый человек – это великое таинство и каждый из нас должен быть его священнослужителем, а не его богохульником.

Святой старец Амфилохий разговаривал с каждым человеком. Он мог быть уставшим, невыспавшимся, голодным, но кто бы ни пришел к старцу, он кормил его, заботился о нем, беседовал с ним и давал ему советы. В любое время.

Многие сегодня говорят о его любви к природе.

У ног старца Феоктиста, о котором мы уже рассказывали, всегда были змеи, он держал их и в руках. Как-то раз некий человек, подойдя к старцу и увидев змею, хотел ее убить, он старец сказал:

– Не трогай моих друзей. Ты хочешь оставить меня без этой дружеской компании?

Он дружил со змеями. Чистый человек, как Адам до грехопадения. Друг всему и всем.

Святой Нектарий давал воду даже муравьям. Святой Силуан Афонский заплакал, увидев сломанную ветку дерева. Конечно же, и святой Амфилохий любил природу, он сажал деревья, заботился о них, потому-то одно из деревьев и упало во время его отпевания. Он любил природу, потому что, как и старец Ефрем Катунакский, чувствовал: природа – не что иное, как храм хвалы и благодарения Триединому Богу Творцу. Старец Ефрем даже слышал, как скалы воспевают и славословят Бога, как деревья поют, как птицы участвуют в богослужении и благодарении.

Святой Амфилохий любил природу, но больше всего любил Бога и людей. И хотя он постоянно общался с людьми и увещевал их, он пребывал все время в святом внутреннем безмолвии. И сегодня в Фивах живет человек, который, как только увидит его фотографию и услышит его имя, начинает плакать. Потому что с детства помнит святого Амфилохия, как он ездил на ослике, но всегда, встретив по дороге детей, слезал с осла, чтобы дать им конфету, улыбался им и обнимал их. Святой Амфилохий говорил со всеми, но при этом в нем не прекращала свою работу мастерская умной молитвы, святого безмолвия и возвышенной невидимости. Мы не видели его харизмы, потому что он ее тщательно скрывал.

Патмос – священное место: здесь жили, подвизались, достигли духовных высот святые люди. Святой Амфилохий подвизался не только в посте, молитве, спал на земле, пребывал в бдении, но подвизался и в любви, в незлобии, нес тяжелый и великий крест прощения. Он прощал своих клеветников, не держал зла на тех, кто злословил его и пытался очернить. Так что остров Патмос – это Синаксарь.

Кто-то написал: «Тинос – остров Пресвятой Богородицы, Патмос – остров святого и целомудренного Иоанна, и посреди – Распятый Христос».

Давайте вспомним и преподобного Паисия. Однажды он летел на самолете над Малой Азией, увидел огни, поднимающиеся от земли к небу, и когда его спросили:

– Что это такое? –

ответил:

– Это места, где святые подвизались и умерли мученической смертью.

Эти места приняли благодать от духовных людей. Мы останемся бедными, если, живя в этой стране и имея всех этих святых, не сможем взять что-то из их духовного богатства, любви, истинного богослужения.

Все эти святые показывают нам, как мы можем превратить нашу жизнь в Рай, любя Христа и нашего брата!

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт «Задругата»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить