Фарисеи и мытари сегодня

Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Фарисеи и мытари сегодня. Проповедь иеромонаха Иннокентия (Присадкова) на Божественной литургии
21 февраля 2021 г. (Продолжительность 0:09:34 мин, размер 9.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Два человека вошли помолиться в храм, молились оба искренне, но один вышел более оправданным. Мытарь и фарисей – два разных устроения души.

Фарисей, как известно, особый ревнитель закона; эти люди во времена Христа особым образом одевались, они молились, творили милостыню, изучали закон и, в общем-то, исполняли его. Но у них была одна особенность: они любили славу от людей и многие дела делали напоказ. Так, например, они молились напоказ, творили милостыню, вся их одежда и атрибутика тоже подчас свидетельствовала о том, что они были преуспевающими людьми в делании закона. И эта показная праведность способствовала взращиванию в человеке тщеславия. И фарисей молится такими словами: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11–12). Фарисей как бы хвалит Бога, как бы благодарит Его за то, что не такой, как иные, но по сути он надмевается над этими грешными людьми. В молитве своей он не кается, а хвалится, и это тоже свидетельствует о надменном, тщеславном духе.

А что же мытарь? Мытарь – его полная противоположность. И по виду его ясно, что он не праведник, а грешный человек. Мытарь – это сборщик податей, который собирает деньги у собственного народа и передает их в казну оккупационным властям Римской империи. Но и молится он как грешный человек: он стоит в сторонке, он испытывает, видимо, огромную боль в душе из-за своего положения, из-за того отвержения, которое есть в его жизни от его собратьев, что он чувствует постоянно. Он даже не смеет поднять глаза к небу и молится, бия себя в грудь, говоря только: «Боже, милостив буди ко мне, грешному» (Лк. 18: 13). И вот исходя из всего этого Христос говорит: «Человек, который грешит тяжко и постоянно, но смиряется пред Богом, не осуждает других, – такой человек в молитве выходит более оправданным, чем тот, кто стремится исполнить все, но надмевается над своими собратьями».

Что же дальше? Христос говорит, что мытарь вышел оправданным в дом свой более, нежели фарисей. Обратим внимание: Он говорит, что мытарь вышел оправданным, но не говорит, что мытарь спасся либо каким-то образом получил некое особое благословение от Бога – об этом мы ничего не знаем, и в Писании об этом не говорится. Бывает, что некоторые сравнивают мытаря с разбойником, который покаялся, но разбойник страдал и безропотно принял эти страдания, поэтому Христос и сказал, что он будет в раю. А в этой притче нет продолжения, нет дальнейшей оценки участи этого мытаря, но есть оценка его правильного духа на молитве, когда человек себя воспринимает грешным, смиряется перед другими и перед Богом.

Но это все было в те далекие времена, а что же сейчас? Православное фарисейство тоже существует. В чем его особенность, и как оно себя проявляет? В первую очередь, в осуждении ближнего. Тот, кто осуждает ближнего, так или иначе имеет эти качества фарисейские. Еще одна особенность именно нашего современного положения: у нас в Православии праведным считается тот, кто чувствует себя грешным человеком. И нередко можно встретить такие высказывания – публичные, на людях, – когда кто-то говорит о себе: «Я грешный, во мне очень много грехов» и так далее и тому подобное; а кто-то называет себя даже именами различных животных – такой вот зоопарк своеобразный. Это все, по сути, демонстрация своей праведности, человек этим говорит: «Я праведный, во мне много грехов, но я недалек от Бога». Вот такой явный симптом фарисейства, когда человек публично или при людях себя пытается таким образом проявить.

Все время при людях твердить: «Я грешный», – это демонстрация своей праведности, и это фарисейство

Следующая черта, которая свойственна современным фарисеям, – зависть к другим людям. Такой человек завидует, когда у другого что-то получается; а ведь, может быть, тот человек, у которого что-то получилось, менее талантлив, гораздо менее успешен, но в данный момент он преуспел, и тогда склонный к зависти пытается его унизить в глазах других, оболгать, найти какие-то недостатки, чтобы самому через это возвыситься. А мы знаем, что в Писании сказано: фарисеи, книжники и начальники распяли Иисуса Христа из зависти, потому что Христос имел славу среди людей и составлял в этом смысле конкуренцию фарисеям. А вся их показная деятельность была направлена на то, чтобы получить эти социальные дивиденды, а потом уже и материальные блага, статус, и в этом они были очень успешны.

Православный мытарь, в отличие от того мытаря, который описывается в сегодняшнем Евангелии, – это человек активный, и активность его заключается в том, что, помимо своей основной деятельности, которой он живет в мире, зарабатывая себе на пропитание, он постоянно старается исполнить Евангелие, он постоянно его изучает, но через какое-то время он все чаще и чаще замечает, что к его доброму делу, к исполнению заповедей Христа всегда примешивается где-то страсть, где-то тщеславие, где-то гордость, где-то на кого-то разозлился… Ты добрые и правильные дела делаешь и стремишься к ним, но в то же время видишь, как в душе живут эти страсти, живет этот грех как некоторое состояние. Православный мытарь видит в себе поступки грешные, которые он совершает, и поэтому ему сложно осуждать другого. Православный мытарь и тот человек, который имеет правильное расположение на молитве, смотрит прежде всего в себя, а не на ближнего, который грешит. И Христос завершает сегодняшнее обращение к нам такими словами: Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18: 14) – имеется в виду, что возвысится пред Богом.

Так что, дорогие отцы и братия, давайте со вниманием относиться к словам сегодняшней притчи о мытаре и фарисее, будем понимать, где в нашем сердце и где в нашей жизни мы проявляем себя как фарисей, а где у нас есть возможность стать православным мытарем, который не только выходит более оправданным на молитве из храма, но сама его жизнь в конечном итоге будет оправдана пред Богом. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить