Господь намного больше любит тебя, чем ты самого себя. Часть 1

Иногда я испытываю горечь, когда во время Исповеди вижу людей, которые десятилетиями находятся в Церкви, но останавливаются в своем духовном развитии. Не потому, что у них нет возможности духовно преуспевать и исполнить заповеди нашего Господа, Который является нашим полным освящением, а из-за своей духовной лени и уныния. Они останавливаются, как водяная мельница, которая должна постоянно вращаться, но не вращается. Я часто испытываю огромную боль, наблюдая за тем, как исповедующие христиане живут так, словно они не исповедуются. Они отходят от аналоя, словно ничего не произошло. Всё одно и то же, и как только они приходят из храма домой, устраивают ссоры со своими женами, ругаются со своими детьми. Где же благодать Святого Причастия? Разве ее нет? Она есть, но мы не относимся подобающе к Божиим Дарам, поэтому мы живем в состоянии духовной шизофрении: одно думаем, а другое делаем, хотим что-то сделать, но не можем этого сделать и отчаиваемся, доходим до предельной точки и говорим: 

– Ну, что я в своей жизни успел сделать? Я сдаюсь.

Мы отчаиваемся, останавливаемся и не двигаемся духовно вперед. 

Часто нас искушают помыслы и «шепчут» нам: 

– Испытай Христа! Что хорошего Он тебе сделал? Хочу вернуться в мирскую жизнь! 

И они возвращаются. 

1 (27).JPG

В чем же причина, что люди не преуспевают в духовной жизни? Во-первых, мы являемся потомками ветхого Адама. Через грехопадение наших прародителей мы все облеклись в закон тления, в закон смерти. И как говорит святой апостол Павел: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» (Рим. 7: 23). Мы терзаемся и доходим до того, что говорим вместе со святым апостолом Павлом: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 24). Если мы говорим это со смирением, то спасаемся, если с отчаянием – погибаем. Этот момент очень важен именно тогда, когда мы отчаиваемся. Отчаяние может привести нас к великому благословению, но может и привести к глубинам ада. 

Помните, чтó Господь сказал святому Силуану Афонскому, когда тот двенадцать лет усердно молился, спал всего один час в сутки, но впал в отчаяние, потому что молился, делал поклоны и видел перед собой бесов, которые хотели отвлечь его внимание от молитвы? Он был в отчаянии и сказал: 

– Господи, Ты неумолимый! 

И в этот момент святому Силуану явился Господь и сказал: 

– Держи свой ум в аду и не отчаивайся!

Держи свой ум в аду и не отчаивайся!

Я думаю, что это самое современное послание, которое может дать нам Христос. Мы полны грехов, падений, страстей, но мы также благословлены возможностью сбросить с себя все это рабство ветхого Адама. Мы снимаем старую одежду ветхого Адама и облачаемся в новую одежду. Это требует некоторой борьбы, и именно о ней я хочу поговорить.

Когда мы спросили авву Сисоя, как нам избавиться от страстей, он ответил: «Чтобы сбросить свою старую кожу, змей должен пройти через узкую щель». Иначе нельзя – таков духовный закон. Чтобы снять с себя ветхую одежду тления, мы должны пройти через жерло аскетизма. 

Но вы скажете мне: 

– Батюшка, вам там хорошо в монастырях, вы монахи, дали обеты девства, послушания, нестяжания, вы совершаете бдения, вы одни, а мы другие, мы живем в миру. Как мы можем подвизаться? 

Помните, что сказал авва Лонгин одному брату-иноку: 

– Дай кровь и прими Дух! 

То же самое говорит и святой апостол Павел в своем Послании к Евреям: «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9: 22). 

2 (29).JPG
Святой апостол Павел

В Новом Завете пролитие крови животных прекратилось, и предобраз уступил место сущности. Тень уступила место благодати – мы должны пролить другую кровь, то есть (духовно) убить себя, убить свои желания. Это является самой тяжелой жертвой, это является нашим освящением. Разумеется, даже само слово «аскетизм» иногда вызывает в нас аллергию, и мы говорим: 

– Какой аскетизм? Что мне сейчас делать? Какая у меня мера? Я не могу ни поститься, ни спать, я ничего не могу делать! 

И не узнав своих возможностей, мы отчаиваемся и всё бросаем. 

Таким образом, мы не оправдываем не только себя, но и тело Церкви, которая ожидает от нас освящения. Мы не оправдываем само Воплощение нашего Господа, жизненно и онтологически отрекаемся от Него. Почему Христос стал Человеком? Именно потому, что мы не могли сами снять с себя эту тленную одежду, Он без греха облачился в нашу тленную одежду, чтобы помочь нам. Это как дедушка, который сам не может ходить и берет под руку свою дочь, своего сына, кого-то другого, кто может ходить и ведет его по дороге. Так же и Христос взял нас под руки, взял всю человеческую природу, чтобы привести нас к Своему Небесному Отцу. Мы должны искать путь для нашей личной аскезы. «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал» (1 Кор. 7: 17), – говорит святой апостол Павел. Такова реальность.

Нам в монастырях легче подвизаться и легче победить свои страсти, потому что у нас нет внешних обстоятельств, которые мешают и связывают нас по рукам и ногам. В миру есть много препятствий, монашеская жизнь легкая. Я уверен в этом, и монахи это говорят. Жизнь в миру тяжелая и требует больше жертв. Нам не нужно многим жертвовать – только своей волей. Вы в миру от скольких вещей должны отказаться, для того чтобы подвизаться! Но самый малый подвиг, который вы совершите, боголюбие которое проявите, Христос примет как тысячу наших подвигов. Один ваш подвиг будет равен тысяче наших подвигов. И этим одним подвигом вы можете спасти себя – с одним фунтом стерлингом вы можете войти в рай, а с тысячами миллионов фунтов стерлингов можете остаться за пределами рая. Почему? Потому что тот, кто много знает, от того и Господь много потребует.

3 (27).JPG
Иеромонах Афанасий Симонопетритский

В деле избавления от тленных одежд есть определенные условия, и первое – наличие духовного наставника. Если у нас нет опытного водителя за рулем нашей души, если у нас нет шофера в нашем автомобиле, чтобы направлять нас, то мы погубим себя. Сами мы никогда не должны делать ни малейшего движения в духовной жизни, потому что есть риск впасть в прелесть. Вы видите, что монахи, великие отцы смиряли себя, и даже после великих видений они всегда обращались за советом к своему ближнему, даже к самому простому монаху, и говорили: 

– Брат, у меня было видение, я видел ангелов, видел такого-то святого, Пресвятую Богородицу. Что ты об этом думаешь? Это видение или это духовная прелесть?

Они не верили в свои способности и свою святость, но считали себя совершенно недостойными таких видений и вещей. И мы, имеющие много грехов, когда наши духовные глаза затуманиваются и на них выступает «гной» страстей, не можем прозреть, если не обратимся к духовному врачу, чтобы он прописал нам лекарство, подходящие очки, иначе мы духовно погибнем. Но здесь мы должны быть очень осторожны. Мы должны искать подходящего нам духовного врача, потому что есть врачи с разными по степени духовными «дипломами». И как мы стараемся найти хорошего семейного врача, которому мы доверяем нашу жизнь и лечение наших болезней, так мы должны найти и хорошего духовника. 

Вы можете меня спросить: «Где можно найти такого духовника?» Слава Богу, здесь есть такие духовники. Я знаю много монахов, отцов с рассудительностью, с человеколюбием, с любовью, с пониманием, со страхом Божиим, которые могут вами руководить. Те, у кого нет духовника, обязательно найдете себе такого духовного врача. Почему? Потому что без духовника вы окажетесь у психиатра. Промежуточного решения не существует. Либо духовник, либо психиатр. 

Стресс, с которым вы каждый день сталкиваетесь в вашей жизни, будет приводить вас к таким безвыходным положениям, что вы не сможете сами с ними справиться. Не вредите своей душе, не губите себя, проявите смирение перед духовником, скажите ему: 

– Батюшка, я согрешил! 

Проявите смирение перед духовником, скажите ему: «Батюшка, я согрешил!»

Сколько лекарств вам ни давали бы врачи, они не могут дать вам той благодати, которую может дать вам благодать епитрахили, когда вы смиренно встанете под нее. Благодать, которую дал нам Господь, велика, и мы должны благодарить и прославлять Его. 

Встречали ли вы хотя бы одного духовного человека, страдающего психологическими проблемами? Если вы найдете такого человека, то обязательно представьте его мне, потому что я до сих пор не встречал такого человека. Встречали ли вы кого-то, кто молится и испытывает стресс? Встречали ли вы кого-то, кто сознательно причащается и имеет проблемы? Даже проблемы со здоровьем легче преодолеваются. Встречали ли вы кого-то, кто читает Псалтирь и разгневается? Кого-то, кто читает Священное Писание, был бы ложно обвинен? Почему? Потому что через все эти средства обретается Святой Дух. 

Человек, который живет согласно Христу в меру возможностей в нынешней жизни, – это совершенный человек. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48), – говорит нам Христос. Чем больше мы открываем свое сердце Христу и принимаем Его в себя как личного Спасителя, как личного Искупителя, тем больше мы приближаемся к Нему, общаемся с Ним, становимся христообразными и боголепными. Тогда вся наша жизнь проходит под руководством Святого Духа, и наши слова, мысли и сердце стремятся к Богу. Но мы не можем обрести все это без опытного духовного наставника.

4 (25).jpg

Кто-то может возразить: «Чем же духовник может мне помочь больше, чем психиатр? Я выпью успокоительную таблетку и усну». 

Я согласен: принимайте таблетки, прописанные психиатром, но попробуйте и те таблетки, которые предлагает наша Церковь. Я не против психиатров, особенно когда у них есть страх Божий, тогда они существенно могут помочь нашей встревоженной душе. Но психиатр без веры в Бога, без страха Божия, без веры в существование человеческой души подобен обезвреженному зверю. Приблизьтесь ко Христу, больше молитесь, больше исповедуйтесь, смиренно встаньте под епитрахилью, и вы увидите, как из вашей жизни исчезнут тревоги, беспокойства, и увидите, как Господь откроет вам пути среди жизненных трудностей. 

Психиатр может помочь нам в пределах нашего биологического выживания. Шестьдесят, семьдесят, восемьдесят лет мы себя можем хорошо чувствовать благодаря антидепрессантам. Но что будет дальше с нашей душой? Мы всегда должны думать о жизни после смерти. Достичь вечности – вот что должно быть нашей целью. 

Вы можете сказать мне:

– Батюшка, как хорошо вы об этом говорите! Но часто мы получаем тяжелое наследство. Мой отец был алкоголиком, и я родился алкоголиком, моя мать была нервной, и я унаследовал ее плохие недостатки. 

В ответ я скажу вам следующее. Давайте смиренно примем свое состояние. Как ты, брат? Ты видишь только одним глазом. Ты совсем потерял зрение. Хорошо, что ты незрячий и жаждешь увидеть солнце. Христос – это Свет миру, Он для слепых и для зрячих. Глаза, которые нам дал Господь, могут помочь нам спастись или ввергнуть нас в океан погибели. Пусть каждый примет свое реальное состояние. Да, это трудно сделать. На Исповеди я вижу, как некоторые люди хотят духовно усовершенствоваться, но то наследство, которое досталось им от родителей, то удушье души не уходит. 

5 (14).JPG

Но как они могут исчезнуть? Вкусите Христа и посмотрите, кем вы станете?! Мы видим это в монастырях. Вы думаете, что каждый, кто приходит в монастырь, – ангел? Никто ангелом не приходит в монастырь. Мы грешны, и поэтому мы уходим в монастырь, чтобы спастись, чтобы исцелиться. Туда приходят люди очень разные. И те, кто действительно живет духовной жизнью, меняются, у них, словно у птиц, вырастают крылья, и вскоре они начинают летать. 

Давайте смиренно принимать то, что дал нам Господь, не завидовать другим и не говорить: «Почему другой должен быть умнее меня?» Потому что если ты, брат, будешь обладать интеллектом, которым обладает другой человек, то тогда ты можешь стать современным Гитлером. И вместо того, чтобы приносить пользу, ты станешь поводом для того, чтобы уничтожить себя и покалечить других. 

«Почему у меня нет много денег?» Потому что если бы Господь дал тебе много денег, то ты забудешь Его, отвергнешь Его и погубишь свою душу. 

Эти «почему» мы должны отбросить: они не соответствуют нашей христианской принадлежности, и мы со смирением должны прославить Бога за то, что Он дал каждому, и просить Его дать нам силы нести наш личный крест.

(Продолжение следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
«Православен свят»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить