«Господь вместо предлежавшей Ему радости претерпел Крест»

1. Распятый Иисус Христос. Худ. Виктор Васнецов.jpg
Распятый Иисус Христос. Худ. Виктор Васнецов
Крест – место откровения. Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я, – говорит Господь (Ин. 8: 28). Крест – место Апокалипсиса, раскрытие не только тайны Бога, но и человека в личной судьбе каждого из нас и в истории. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, преследуемых зверем и убиенных; тела их были выставлены напоказ на месте, которое духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят (Откр. 11: 8). Это место, где Церковь пребывала во время самых великих за всю историю на нее гонений. И это место, где она пребывает до конца времен. Сегодня святые царственные страстотерпцы и все новые мученики и исповедники Российские, призывая свергнуть запинающий нас грех и с терпением проходить предлежащее нам поприще, напоминают о том, что Господь вместо предлежавшей Ему радости претерпел Крест. И такими мы видим их на иконе, где каждый держит в руке Крест Христов.

Господь вместо предлежавшей Ему радости претерпел Крест

О какой радости идет речь? О радости, о полноте блаженства, которую Господь превечно имел у Отца и которой Он вольно лишил Себя в воплощении? Или о радости легкой земной победы, предложенной Ему искусителем в пустыне? Или, может быть, о призрачной радости спасения от смерти, когда Он с крепким воплем молился в Гефсимании: Отче!.. Впрочем не Моя, – говоря, – но Твоя воля да будет (Лк. 22: 42), и отверг эту обманчивую радость, чтобы достигнуть той, которую Он имел изначально, и дать ее всем.

Есть некоторые из стоящих здесь, – говорит в Евангелии Господь, – которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе (Мк. 9: 1). Еще не о Втором Пришествии говорит Господь, а о победе на земле и о земной победе. О победе на земле, которой причастились Христовы ученики в Его воскресении. Некоторые из нас, стоящих здесь, сподобляются и сподобятся ее, узнавая то, что око не видело и ухо не слышало и что не всходило на сердце человека. И о земной победе, которую должны были одержать Его служители и которая еще может быть сегодня дарована Церкви, хотя, по-человечески рассуждая, это абсолютно немыслимо.

Что впереди могло ждать тогда Христа? Смерть – как разорителя закона и преступника. И ученики Его, которые конечно же рассеются, как только будет поражен Пастырь. Но через тридцать лет с небольшим, как свидетельствует история, после того как были сказаны эти слова, христианство распространилось по всей Малой Азии. Антиохия стала великим центром Церкви Христовой, христианство проникло в Египет, укрепилось в Александрии, пересекло море, прибыло в Рим и заняло Грецию. Совершилось победоносное, ничем не остановимое шествие веры Христовой в мире. Невозможное человекам оказалось возможным Богу.

Задумаемся в свете креста о путях Божиих в истории, которые столь часто не наши пути: о судьбах России, о революции 1917 года, о святом нашем государе, – обо всем, что происходит в мире. Постараемся увидеть в этом свете все, что совершается лично с каждым из нас. Совершенно очевидно, что успех или неуспех всякого начинания и предприятия зависит от того, насколько с нами Бог. С нами Бог – вот что с предельной силой, с крестной силой, означает распятие Христово. За грехи и беззакония наши предано поруганию наше Отечество, и мы терпим поражение за поражением. Сколько раз Ты спасал нас, Господи, заповедью Твоею, светом лица Твоего, а теперь Ты не хочешь идти с нами, потому что мы идем с силой мира сего и становимся, как говорит псалом, добычей ненавидящих нас. Но мы не можем забыть Тебя! И этой крестной молитвой молится Церковь: «Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи сил, помилуй нас!»

Крест – это не только сила, но и немощь, не только победа, но и поражение
Однако мы не должны ни на мгновение забывать о том, что крест не только сила, но и немощь, не только победа, но и поражение. В самом деле, разве Господь обещал Своим земное благоденствие? Разумеется, Он дал хлеб расслабленному от усталости и голода народу, но Он сделал это для того, чтобы научить, что есть другой Хлеб, сшедший с небес, и для того, чтобы дать этот Хлеб, пришел Он в мир. Он не обещает радостей земных Своим друзьям – Он возвещает, что они будут гонимы за имя Его.

И в политическом плане мы приходим к таким же утверждениям. Если бы верность Богу всегда была источником исторических побед, успех народов был бы доказательством благословения Божия, а неуспех – отвержения. «Посмотрите, – говорят, – на Америку и Европу, каким они наслаждаются благополучием и миром! И все это потому, что народы их не отступили от веры и нравственности, как Россия, которая вполне достойна теперь своей печальной участи». Но ничто так не опасно, как подобный скорый и поверхностный суд, который видит в успехе оправдание. Это еще надо разобраться, какая там вера, насколько прочна их нравственность и кто ближе стоит ко Кресту Христову. Возьмите, например, Голландию и Швецию, которые опережают другие страны по материальному процветанию и всевозможным демократическим свободам и в то же время не желают никому уступать первенство по распространенности разврата. И священная история Ветхого Завета свидетельствует, что избранный народ мог быть исполненным скорби народом, а победа языческих народов вовсе не означала их избрания. Тем более в Новом Завете странно было бы предаваться земным иллюзиям. Как будто Христос не бежал от толпы, которая хотела сделать Его царем, как будто Он не противопоставлял Божие и кесарево, как будто Он на вопрос Пилата: Ты царь Иудейский? – не дал решительного ответа: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18: 33: 36).

2. Святые Царственные страстотерпцы.jpg
Святые Царственные страстотерпцы
Однако есть, есть Божий суд в истории, ибо вся история как бы пронизана тайной креста, и эта тайна упраздняет одновременную, на плоскости лежащую взаимозависимость правды и счастья. То же самое следует сказать о судьбе последнего нашего святого царя, который является символом подлинной России. Противники канонизации императора Николая Александровича строили свои доказательства прежде всего на ложном, крестоборческом богословии: «Государь, – допускают они, – смертью своею искупил личные свои грехи, но не более». Книга Иова Многострадального напоминает нам, как опасны подобные заблуждения. В ней – ответ на очевидный соблазн, который составляет несправедливость этого мира, где невинные столь часто являются жертвами, в то время как их гонители торжествуют.

«Где же Бог?» – в отчаянии вопрошают ревнители земной правды. Бог – на кресте!

«Где же Бог?» – в отчаянии вопрошают ревнители земной правды. Бог – на кресте. Он научает нас ценить земное, согласно его значению. И Бог раздает богатства Своим врагам

точно так же, как друзьям. Он светит солнцем и дождит на неблагодарные и злые, чтобы, как говорит святой Иоанн Златоуст, сделать их безответными в день Суда, а праведникам, беззаконно мучимым, воздать большим утешением. А может быть, для того, чтобы луч света так коснулся однажды кого-нибудь из злых на земле, что перевернулась бы его душа и он с изумлением взглянул бы на милосердного Господа.

Крест – временное поражение – не дает остановиться на земных перспективах, удовлетвориться земным. Крест заставляет превосходить их, быть выше их. Он открывает душу вечной жизни. Но крест не противоречит земному плану, потому что он предполагает его существование. Земное – это плоть, которой нельзя пренебрегать, потому что она дана нам Богом.

И тайну тела, как тайну души, мы не можем никогда до конца постигнуть. Единственное, что мы знаем о нашем теле, – с этим телом мы умрем и воскреснем. Тайна творения и искупления – единая тайна Божественной любви, которая говорит нам: Какая польза человеку или какая польза народу, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8: 36).

 

Из книги: протоиерея Александра Шаргунова «Царь: Книга о святых царственных страстотерпцах». Изд-во Сретенского монастыря, 2018.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ирина   22 Июля 2019, 16:07
Благодарю за статью.

Бытует мнение, что православное христианство - это пережиток прошлого. Религия для слабаков и неудачников - лузеров, одним словом. Вот если бы ты, человек был успешен, любим, знатен, здоров..., то и Христос тебе был бы не нужен, зачем Он тебе, когда и так хорошо, замечательно.
В Церковь, как правило, в наше время приходят через скорбь, небольшой процент, как говорится "от чрева матери своей", и еще меньше по зову сердцу "когда и так всё хорошо". Чаще все же через скорбь.
Христос слабак. Как скорбно, больно это слышать. Так хочется спросить, а ты, так смог бы, как Он? Отдать вот также Себя на распятие? Позволить оскорблять Себя, насмехаться и бить? Познать горечь предательства, увидеть отступничество, услышать отречение: "Не знаю Его"? Терпеть злорадство, вкусить желчь и оцту, и от всего сердца простить и молить о прощении всех тех, кто творит Тебе зло? Господь слабак? Трусливы и слабые те, кто мнит о себе много, считает, что все в его силах, он - властелин. Захочет поступит с ближним так, как ему хочется, ведь у него власть и авторитет, а потому он может всё. А без своих связей и должностных возможностей, что можешь ты человек?
Христос - только и тогда Он - сила, когда распялся на Кресте. Без винно, без грешно, не по делом Своим, а потому не справедливо, Он Крестом говорит о Своем Совершенстве о непостижимой любви и к Богу и к человеку. Простить всех не взирая на лица, не взирая на зло творящее Ему. Ты, говорящий, что Христос слабый, ты также как Он сможешь простить?
Все, кто следует за  Ним, идет той же дорогой, что Господь и Учитель, все они мужественные и сильные, слабости в них нет.  Трусливый он может только тыкать пальцем и смеяться, но вот пойти за Ним, решимости нет.

Сила она не в мускулах и мужество не в доспехах, увы, устрашает не грозный тон и не дерзкий "наезд" на человека, вот здесь слабость и трусость. А сила - в молчании уст, мужество - в смирении и терпении, она в жертвенной любви, в той любви, где слышится слово: "нет больше любви, как если кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15:13).
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить