«Господи, помоги нашему неверию!»

Проповедь в Неделю преподобного Иоанна Лествичника


«Господи, помоги нашему неверию!». Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва) на Литургии, 3 апреля 2022 г. (Продолжительность 0:15:14 мин, размер 20,9 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали за службой Евангельское чтение об исцелении Христом бесноватого отрока. В этом рассказе, который предлагает нам святой апостол и евангелист Марк, мы можем найти очень многое. Когда, казалось бы, далекое, отстоящее от нас событие древних времен соединяется с нашей современной жизнью теми непреходящими струнками, связями, которые дает нам Божественная благодать, которыми вооружает нас Святое Евангелие.

Евангелие, пусть даже в своих самых коротких повествованиях, эпизодах, рассказах, как многогранный драгоценный камень, имеет множество оттенков, граней, углов, под которыми отражается лучи благодати Божией. Давайте попробуем разобрать и то чтение, которое преподает нам Святая Церковь сегодня.

«Учитель, я привeл к Тебе сына моего, одержимого духом немым. Где бы ни схватывал его этот дух (а другой евангелист говорит: «В новолуния схватывал его дух»), повергает его на землю, многократно бросал его в огонь и воду, но если что можешь, говорит отец этого отрока, сжалься над ним и помоги нам».

Казалось бы, простое повествование, но кто разговаривает со Спасителем? Тварь, пылинка, какое-то несчастное насекомое, как говорил Ефрем Сирин, великой подвижник: «Малое зловоние разговаривает с Всемогущим Богом, Творцом, Хозяином всей Вселенной». 

«Если что можешь», говорит он. Из этого мы можем заключить, что этот человек не имел глубокой веры, такой, как сотник. «Сжалься и помоги нам».

1.jpeg

Господь, будучи самой Милостью и самой Любовью, не осуждает его маловерие, а, как бы утешая, говорит: «Если сколько-нибудь будешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9: 23). И заклинает духа: «Дух немой и глухой, изыди из этого отрока», а потом, когда этот дух нечистый вышел и ребенок был исцелен, сказал: «О роде неверный, а в другом Евангелии говорит евангелист: «…и развращенный», – доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мк. 9: 19).

Что же мы видим? Извечная проблема, которую мы учили в школе, проблема отцов и детей. Почему так получается, что дети, которые растут в Церкви у верующих родителей, которых крестили, миропомазали, наставляли в вере, перестают ходить в храм, не слышат, что говорят им их родители? Они как бы глухие, не могут сказать ничего того, что отражает самую важную ценность в человеке его творческое начало, его связь с Богом. Они как бы немы, перемалывают суету и пустоту в своих устах и сообщения по гаджетам, а жизнь проходит и уходит безвозвратно. «О роде неверный и развращенный», – почему же здесь встаeт этот вопрос? Ведь верность и вера представляют собой нечто иное, отличающееся от разума. Если мы сохраняем кому-то верность, мы должны не нарушать каких-то законов, каких-то границ, которыми определены наши отношения. И такой закон существует. Его изрeк не кто иной, как Сам Господь в Святом Евангелии: «Аще кто Меня любит, заповеди Мои сохранит» (Ин. 14: 23).

2.jpeg

В чем же важность исполнения этих заповедей? Один из мудрейших древних египетских подвижников, философ, богослов, великий постник Марк Подвижник сказал о Крещении: «Христианство совершенно, и преподаeт совершенство, но не делает совершенными не творящих заповедей». А если мы выполняем заповеди, мы становимся как бы сотворцами Богу, Его соработниками, Его сподвижниками в деле спасения своего и окружающих нас людей.

Если мы выполняем заповеди, мы становимся сотворцами Богу, Его сподвижниками в деле спасения своего и окружающих нас людей

Но давайте вспомним, что же такое творение? Как Бог сотворил человека, и как мы можем быть сотворцами в этом деле? В книге Бытия мы читаем: «И взял Бог прах от земли и вылепил Бог человека» (Быт. 2: 7), а в другом месте той же книги Ветхого Завета мы читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт 1: 27). 

Дело в том, что в греческом переводе Библии для обозначения этих двух действий «сотворил» используются два разных слова: «этлосен», что значит вылепил как бы из глины, и «эпиисен», что значит сотворил нечто великое, сотворил нечто духовное. И если мы читаем Псалтирь, к сожалению, даже на славянском языке, мы не можем различить эти слова, слыша, например, фразу: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Пс. 118: 73), потому что мы должны были бы ее перевести так: «Руки Твои сотворили меня и вылепили меня».

Святой Василий Великий говорит о том, что если Бог сотворил внутреннего человека по образу и подобию, то лепка имеет дело с глиной, то есть с плотью, с материей. Если Бог творит, а христиане Его сотворцы, то мы можем также вложить в своих детей либо прах и глину, из которых мы будем лепить их: думать, в какой музыкальной школе ребeнок будет обучаться, как будет заниматься спортом, в какое учебное заведение пойдeт, какой доход даст ему эта профессия. И мы можем быть сотворцами и в глаголе «сотворил по подобию» – «эписен». А что этот ребeнок сделает для того, чтобы наследовать Царствие Небесное? Как этот ребeнок, дочь или сын, будет жить, чтобы иметь тесное общение с Богом? Как сделать так, чтобы он любил Бога и доказал это тем, что творит заповеди? 

В жизнь современного ребeнка, так же, как и в жизнь того несчастного отрока, вторгается диавол

Я обратил внимание, что в храме накануне, на всенощном бдении, было очень мало детей. Если мы сейчас посмотрим, наверное, больше половины – женщины, немного детей. В жизнь современного ребeнка, так же, как и в жизнь того несчастного отрока, вторгается диавол. Если Бог творит, то диавол разоряет. Разоряет даже глину и прах, превращает их в гной и навоз, пытается низвести человека к тому пределу злобы, неверности, неверия и развращенности, куда ниспал этот противник Бога. К сожалению, такие примеры мы можем видеть.

3.jpeg

Совсем недавно одна женщина, которая приехала из Голландии, спросила меня: «Батюшка, вы знаете, какая самая популярная передача в Голландии?» Я говорю: «Интересно». Мне же интересно – монахи очень любопытные – знать, какая самая популярная передача в Голландии. И она говорит: «В студию приходят мужчина и женщина, женщина и женщина, женщина и мужчина, садятся друг напротив друга за стол и делают друг другу обезболивающий укол. После этого они вырезают друг у друга кусок плоти из тела, начинают его есть, готовить и обсуждают вкус этого мяса человеческого».

Святые отцы говорят, что обстоятельства нашей жизни суть проводники воли Божией

Представляете, насколько может ниспасть человек. Насколько диавол может над ним надругаться. Наверно, это состояние мало чем отличается от состояния отрока, о котором мы читали в сегодняшнем Евангелии. Это уже, что называется, сатанинская система координат, в которой существуют эти люди. Но как же нам утвердиться в вере? Порой всматриваясь в обстоятельства нашей жизни, ибо святые отцы говорят, что обстоятельства нашей жизни суть проводники воли Божией. Даже человек простой, неискушенный в богословии может утвердиться в вере.

Совсем недавно мы небольшой группой совершили паломничество в Псково-Печерский монастырь и услышали рассказ священников, которые служат там уже, быть может, больше 30 лет.

Приехал паломник, электрик на судне. Там предъявляются очень высокие требования: нельзя сделать так, чтобы расхождение по фазе превосходило какой-то минимальный уровень, потому что это грозит либо отключением электричества, либо пожаром. На судне нельзя допустить, чтобы хоть малейшая опасность короткого замыкания существовала. И вот этот электрик судна приехал и многократно со слезами повторял: «Господи, как я утвердился здесь в вере! Господи, как я утвердился здесь в вере! Вы даже не представляете, как я утвердился здесь в вере!», а священники и духовники не понимают, что здесь произошло и говорят: «Что-то произошло особенное с вами? Как вы утвердились в вере в Псково-Печерском монастыре?» Кто знает историю монастыря, помнит, что монастырь существовал еще до присоединения города Печоры к Союзу Советских Социалистических Республик, и проводку в этом монастыре начали монтировать еще в буржуазной Эстонии, как ее называли во времена нашей юности. Потом был наместником будущий патриарх Пимен, потом отец Алипий, владыка Павел, и при каждом из них эта проводка модернизировалась. Этот электрик говорит: «Вы знаете, друзья, здесь есть два варианта, вернее, один: половина монастыря должна сгореть, потому что там по всем законам физики должно произойти короткое замыкание, а во второй половине монастыря не должно быть электричества вообще. Но монастырь не горит, а электричество работает во всем монастыре. Как я утвердился в вере, если бы вы знали. Как я утвердился в вере!»

4.jpeg

Конечно, случай наполовину анекдотичный, но заставляет нас задуматься серьезно над тем, что обстоятельства нашей жизни могут представлять для человека, который укреплен в вере, неперестающее чудо. 

Исаак Сирин, глубокий богослов, который опытом прошел это богословие, не как некоторые, которые заканчивают какой-нибудь Оксфорд или колледж Святого Креста в Соединенных Штатах и тут же садятся и начинают строчить богословские труды. А он жил в пустыне, претерпел страшные нападения от демонов, и он написал: «Душа, однажды и навсегда предавшая себя Богу верою и стяжавшая многими опытами познание содействия Божия, уже не заботится о себе. Связанная удивлением и молчанием, она не может возвратиться к средствам, которые представляет разум, и действовать ими, чтобы из-за их противоположного направления вере не лишиться Промышления Божия».

Кажется странным, правда? «И действовать ими», то есть руководствоваться разумом, «чтобы из-за противоположного направления вере не лишиться Промышления Божия».

Будем вооружаться такой сильной верой, которую через общение с Богом (а мы входим в теснейшее общение с ним в Таинстве Причащения) приобрел отец этого несчастного отрока.

Воскликнем: «Господи, помоги нашему неверию! Настави нас в вере, в разуме, отжени от нас лукавых духов злобы поднебесной и сподоби войти в Царствие Небесное!» Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить