И взломал гробы…

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, еще вчера мы собирались у Креста Христова. На нем была надпись на нескольких языках, которая гласила: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», чтобы все народы времен Христа могли ее прочитать. «И написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин. 19: 20). Но сегодня пребываем мы пред Христовой гробницей. Ни один из евангелистов не сообщает нам, была ли какая-то надпись на ней или нет.

EUG_5211.jpg

В чем разница между Крестом и гробницей? На Кресте был распят Человек, Который взял на себя все человеческие грехи, немощи и болезни, и смерть всего человечества. Но когда Человек сей сошел во ад, ужаснулся ад и сотрясся, и пал несокрушимый засов, ибо прикоснулась преисподняя не к мертвому человеку, но к Жизни. Сошедший во ад принес туда Свое Божество, которое соединил Он с нашей человечностью. Так писал об этом преподобный Ефрем Сирин в Нисибийских песнопениях: «Голос Господа нашего прозвучал в шеоле, и Он воскликнул и взломал гробы - один за другим. Трепет охватил смерть; шеол, который никогда не бывал освещен, озарили сиянием стражи, которые вошли в него, чтобы вывести мертвых навстречу Тому, Кто был мертв и дает жизнь всем». И здесь уже не нужна никакая надпись, ибо происходящее здесь и его последствия превосходят всякое человеческое понимание.

Братья и сестры, «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Надпись над этой гробницей может быть только «Любовь». Но Любовь эта святая настолько непостижима для нас, перстных людей, что никто не осмелился создать такую надпись и воздвигнуть ее над гробницей Христовой. Воистину, Любовь Божия несравнима с нашей человеческой любовью, которая всегда ограничена и греховна и не готова пожертвовать собой ради других. Мы, вероятно, способны пожертвовать собой ради одного человека, но отнюдь не ради всех других, не ради всего мира.

Только сама Любовь могла и может приять грешное человечество настолько, чтобы не только проявить к нему сострадание, но и взять на себя все наше неправедное и греховное и претворить его в доброе. Именно у гробницы Христовой находится источник богочеловеческой жизни. Это есть колыбель жизни. Поскольку Адам разрушил жизнь, своим грехом осудив ее на погибель, так и Новый Адам, страдая за всех на древе крестном, освободил нас всех от последствий преслушания первого Адама.

EUG_5611.jpg

Божия Любовь к нам настолько неизмерима, что она преображает весь мир и всего человека, и всех людей в этом мире. Отныне смерть упразднена, а с ней и всякое страдание. Ибо все страдания свидетельствуют только о победе Господа, Творца неба и земли, и нашей жизни. Христос Спаситель принес новую жизнь ветхой земле человеческого сердца. Он не только разрыхляет почву сердца и души человека, но и полностью обновляет ее. И становится она светлой и светоносной обителью Христовой в этом мире.

Дорогие, скоро-скоро велелепные, жизнеутверждающие слова зазвучат по всей земле, обновляя и преображая ее. И услышим мы: «Христос Воскрес!» Воистину воскресает Христос, и вся природа изменяется, все творение преображается, и восстанавливается мир между небом и землей. Отныне нет уже существенной разницы между небом и землей, ибо Бог сошел на землю и принес нам все божественное, а человек вознесся на небеса и принес туда все человеческое. Во времена Ветхого Завета Иаков узрел лестницу, по которой поднимались и спускались только ангелы. Отныне же человек восходит по этой лестнице и вместе с Богом правит всеми богатствами неба и земли. И больше не нужно нам ждать, ибо рай начинается уже здесь, в наших сердцах, на этой земле. Утратил ад тот ужас, который он когда-то внушал человеку, ибо Господь сошел в глубины адовы и сорвал с него двери и засовы.

И более не заперт ад, но все еще оказывает на нас влияние в те моменты, когда мы отдаляемся от радостного общения со Христом. Но это радостное Пасхальное состояние, которое мы предвкушаем, является лишь залогом будущего веселия, будущего общения нашего с Богом. И наполнится мир радостью о Воскресшем Христе, и услышим мы: «Христос воскресе!» Это есть наши истинная пища и питие, ибо написано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4). Только когда мы соединяемся со смыслом, с внутренним содержанием этих животворящих слов, мы приобретаем жизнь через каждое слово, исходящее из уст Божиих. Ибо мы надеемся достичь ангелоподобного, богочеловеческого, небесно-земного состояния.

53697686226_3caf962ff4_k.jpg

Завет сегодняшнего дня, дорогие братья и сестры, состоит в том, чтобы мы с благодарностью принимали любовь Божию и умножали ее в наших сердцах. Чтобы любовь сия святая могла освещать мир вокруг нас и, прежде всего, осияла наши собственные темные души, дабы заблестели они подобно сегодняшним церковным облачениям, подобно одеждам света. Господь с нами, братья и сестры, Господь ради нас сошел во ад и возводит нас в Свой небесный и блаженный рай. Аминь.

Перевела с немецкого Александра Калиновская

Сайт Orthodoxe-bibliothek.de

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить