«Ищите прежде Царства Божьего и правды его»

Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

1.jpg

Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Игумен Павел (Полуков). 3 июля 2022 г. (Продолжительность 0:12:01 мин, размер 16,5 Мб).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Над смыслом жизни люди думали всегда. Древние античные времена породили множество философских школ, предлагающих свои варианты ответов о смысле земного бытия. Искавший истину Сократ видел совершенствование души главной жизненной целью. Жаждущий правды Аристотель полагал основы человеческого существования познания мира, а сластолюбец Эпикур провозгласил наслаждение высшей ценностью, к которой нужно стремиться. Но как же подтвердить правильность того или иного мировоззрения, правильность выбора? Чье авторитетное мнение внесет ясность в этот извечный вопрос человека? Не Того ли, Кто утвердил небеса разумом, основал на водах землю, и определили сами законы мироздания?

И вот в сегодняшнем Евангельском чтении сияние славы Отчей Иисус Христос дает в простой форме ответ на вопрос, над которым бились тысячи умов всего человеческого сообщества на протяжении столетий и тысячелетий, да, в общем-то, и продолжают биться до сих пор – о смысле земного бытия каждого. «Ищите прежде Царства Божьего и правды его» (Мф. 6: 33) – вот утверждение истины, которая наполняет священной ценностью каждого, кто к ней приобщается. Она с такой предельной ясностью изложена не созерцателем этого царства, не заурядным причастником его мистического бытия, но самим его Владыкой и Создателем.

Чье свидетельство может быть еще более авторитетным? Того, кто создал этот мир за шесть дней. А ведь изначально весь мир и был задуман как Царствие Божие. К чему следует стремиться человеческой душе? К возвращению к своему изначальному человечеству, связь с которым прервалась после грехопадения.

2.jpg

Слово «царство» в библейских книгах имеет два значения: правление царя и территория, принадлежащая царю или подвластная ему. Евангелист Матфей в своем благовестии, отрывок которого мы сегодня слышали, 32 раза употребляет выражение «Царство Небесное» и 5 раз – «Царство Божие». Чем же оно является по своей сути? Царство Божие представляет собой абсолютную власть господства Бога над видимым и невидимым миром. Да, эта власть иногда кажется нам спящей, как бы дремлющей перед вызовами и угрозами человеческого насилия, но последнее слово всегда будет за Богом – Царем земным и Царем небесным.

Первое условие вступления в Царство Божие – это признание Бога Царем своей жизни

Некоторые места священных книг показывают, что понятие «Царство Божие» имеет еще один смысл – власть Бога, которой мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. Поэтому первое условие вступления в Царство Божие – это признание Бога Царем своей жизни, к которому устремлены все чаяния, надежды и лучшие проявления человеческого духа. Царство Божие проявляется лишь там, где происходит встреча Бога и человека, когда творение впускает в свое сердце Творца и дает ему там лучшую обитель. Да, сам Царь иногда стоит и кротко стучит, как бы спрашивая разрешение, чтобы войти в человеческую душу, но никогда не входит туда без нашего добровольного согласия. Когда мы ожидаем Царство Небесное – мы ищем прежде всего Христа, Который есть «путь, истина и жизнь» (см.: Ин. 14: 6). Сам Христос есть Царствие Небесное. Когда Он говорит об этом Царстве в притчах и образах, Он говорит, прежде всего, о Себе Самом. Всё Евангелие христоцентрично, в центре проповеди Спасителя всегда Он Сам. Но Его Царство, как сказано Им же, не от мира сего. Оно не в пище и питие, не в преходящей славе, не в могуществе. Оно – надмирное бытие с Богом, в котором только, по слову блаженного Августина, и может упокоиться или успокоиться наше сердце. А упокоение и успокоение нашего сердца – не есть ли то самое человеческое счастье, к которому каждый из нас стремится.

3.jpg

Великие цари древности Давид и Соломон, обладая всей полнотой власти, богатства и славы, писали о том, что совсем не в этом они нашли радость для своих душ. Когда Христос в Нагорной проповеди говорил Своим слушателям (а они в основной массе своей были простецами) о Царстве, то прагматичный ум древнего иудея хотел ощутить это Царство здесь и сейчас, посмотреть на него, восхититься им, войти в него видимым образом. Суровая реальность научила их мало верить словам и всегда искать какого-то материального подтверждения. Что греха таить, сами апостолы искали для себя лучшего места в Царствии Божием, но оказалось, что это Царство внутри нас есть, то есть не нужно было куда-то идти, что-то завоевывать, преодолевать расстояния, а нужно было вначале заглянуть в себя и ощутить в себе тот царственный потенциал, который создан в нас Богом. Но мало увидеть самого себя, нужно, прежде всего, увидеть себя со Христом, в соединении с Ним, искать Христа, Его близости, Его ощутимого присутствия не только в храмах и таинствах, но и в ежедневных событиях своей жизни. И на самом деле это не такая уж и сложная задача, если слышать Его заповеди и стараться исполнять их.

Сегодня на Литургии, которая называется Таинством Царства, многие подойдут к Таинству Причастия и, дай Бог, приобщатся к Царствию Небесному уже здесь и сейчас. Будем помнить, что это царствование невидимым образом начинается здесь, хотя оно дается нам и с трудом. Но если мы не приложим усилия и не ощутим его здесь, то вряд ли ощутим его после исхода в вечность. Христианин ищет в этой вечности, прежде всего, Христа, а не рая, потому что для нас рай там, где Христос, а где Христос – там и рай.

Для нас рай там, где Христос, а где Христос – там и рай

Вчера, братья и сестры, была память святителя Иоанна Шанхайского, и всегда эти евангельские слова важны для нас еще тем, что подтверждаются в людях, которых мы знаем. Часто в жизни нам бывает трудно, мы порой не видим результата своей молитвы, своего хождения в храм, нас одолевают страсти и, казалось бы, это Царствие Божие становится как бы недостижимым. Но вспомним историю Иоанна Шанхайского, который был в Китае, и во Франции, и в Сербии, и в Америке, и везде он поддерживал людей именно примером этого Царства, своей молитвой, своей верой, своей помощью людям. И ведь многие его воспринимали как странного человека, человека непонятного: ходит епископ в потертой рясе, не расчесывает бороду, босиком иногда приходит, как-то странно себя ведет. И даже многие люди его стеснялись. Одна русская дама, которая находилась в госпитале в Париже, узнала, что владыка Иоанн придет к ней посетить, он передал записку, и вот она, конечно, обрадовалась, но, с другой стороны, как бы застеснялась французских дам неправославных, потому что сейчас придет епископ внешне неопрятный, внешне чудаковатый, странный человек. И когда он пришел, поговорил с ней, помолился, помазал ее освященным маслом, соседка по койке, француженка, сказала: «Какая вы счастливая, что имеете возможность общаться с этим человеком. Когда болеют мои дети, я выгоняю их на улицу на ту дорогу, по которой ходит ваш епископ, и наказываю им обязательно взять у него благословение, и как бы они ни болели, они всегда поправляются».

4.jpg
Святитель Иоанн Шанхайский

Владыка Иоанн как раз имел возможность доказать нам эту возможность как бы непопечения, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии. Мы знаем, например, что в Шанхае он образовал приют для детей: для русских, для китайских деток. Приют разрастался, он ходил в самые злачные места, собирал детей, вытаскивал, спасал их от дальнейшего падения. И близкие ему люди, которые занимались этим приютом, укоряли его: «Что вы делаете? Даже на то количество человек, которое есть, не хватает еды. Вы приводите еще и обрекаете на голод всех, кто здесь есть». А в чем дело? «А в том, что завтра, например, нашим детям нечем завтракать, нужна хотя бы овсянка». Услышав это, владыка ушел в свою келью и так усердно молился всю ночь, а он был большим молитвенником, что даже соседи по комнате, которые жили в этом здании, выразили свое недовольство. Но утром пришел некий господин, англичанин, и сказал, что хочет помочь этому приюту и привез несколько мешков овсянки.

Если ты ищешь, прежде всего, Царства Божьего и правды Его, остальное все приложится

Разве владыка не заботился о приюте? Заботился: они писали объявления в газетах, он ходил по разным людям, придумывались идеи, чтобы привлечь людей к проблемам этого приюта. Но проблема решилась после сильной молитвы. Вот пусть этот случай жизни святителя Иоанна Шанхайского будет для нас очень важным, и вообще, кто читал – перечитайте, кто не читал, обязательно заинтересуйтесь этим, без преувеличения, великим человеком. Потому что обращая внимание на таких людей, хочется жить, хочется молиться, и не то что веришь, а знаешь твердо, что Бог рядом, и если ты ищешь, прежде всего, Царства Божьего и правды Его, остальное все приложится нам. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить