«Ищу не вашего, а вас»

В Евангелии много высказываний нашего Спасителя, трудных для понимания. Многие из них почти забыты даже теми, кто искренне стремится быть верными христианами. На одно из них я бы хотел обратить наше внимание сегодня.

«Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14: 12–14)

1 (17).jpg

Если мы будем честны с самими собой, думаю, что большинство из нас обнаружит, что мысль последовать этим словам Христа вызывает у нас чувство глубокого дискомфорта. Я не пытаюсь предположить, что Христос запрещает приглашать наших друзей и семью на обед. Но я думаю, что Он был вполне серьезен, когда повелел нам приглашать «нищих, увечных, хромых, слепых»

Сколько из нас на самом деле так делает? Более того, многие ли из нас способны даже подумать об этом, не испытывая глубокого чувства тревоги?.. Возможно, я ошибаюсь. Возможно, у многих современных христиан действительно есть привычка приглашать бездомных и инвалидов к себе домой на обед…

Бедняки не подвергались стигматизации в Средние века. Во всяком случае, они считались в нравственном отношении выше богатых, особенно если они добровольно отказались от светского богатства и привилегий. Монахи, дворяне и богатые омывали ноги беднякам и приглашали их за стол. Король Франции Луис в XIII веке сам резал хлеб и наливал питье для бедняков, которых кормил за своим столом. Если почитать жития святых, станет ясно, что он был далеко не единичным исключением. И хотя подобное попечение по отношению к бедным является типично христианским явлением, оно также находит отголоски во многих древних культурах и религиозных традициях по всему миру. Однако на современном Западе оно почти мертво…

В недавнем выпуске The Alabama Baptist шериф штата рассказывает об иностранном студенте по обмену, который заканчивал свое образование в США и собирался отправиться домой. Своему соседу по комнате он сказал: «Ты можешь взять этот чемодан и все, что есть в нем». Друг спросил: «Что там?» Студент ответил: «Когда я уехал из дома в Америку, моя семья заполнила его подарками, которые нужно было подарить семьям, пригласившим меня в свои дома. Но меня никто так и не пригласил, так что все эти подарки до сих пор в чемодане». Шериф говорит, что это едва ли не самая грустная история, которую он слышал за долгое время.

Но это вовсе не означает, что сейчас бедные совершенно забыты. Напротив, современность способствовала созданию организаций и программ социального обеспечения, посвященных исключительно заботе о нуждающихся. Милостыня стала систематизированной, благотворительность – организованной.

Слово «милостыня» происходит от греческого слова έλεος, что означает «милость». Это же слово постоянно повторяется верующими на православном богослужении: Κύριε ἐλέησον («Господи, помилуй»). Раздавать милостыню – значит соучаствовать в милости и любви Божией. И это совершенно не означает просто дать кому-то подачку.

Раздавать милостыню – значит соучаствовать в милости и любви Божией

Точно так же слово «благотворительность» когда-то означало «любовь». И не просто любовь, нет, когда-то оно означало Божественную любовь, любовь к Богу, любовь великую и вечную. О ней святой Павел однажды провозгласил на века вперед: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13: 13).

Но в наши дни слово «благотворительность» означает чек, который мы выписываем раз в месяц и отвлеченно вкладываем в конверт, чтобы больше никогда о нем не вспоминать.

И так случилось, что мы, американцы, можем ежегодно тратить сотни миллиардов на «благотворительность», и все же по большей части нам никогда даже не придет в голову пригласить хотя бы одного обездоленного незнакомца в наши дома… Более того, я искренне верю, что большинство из нас предпочли бы расстаться с сотнями или даже тысячами с трудом заработанных денег, чем провести хотя бы один такой вечер в компании нуждающихся.

И хотя это удручающее явление, возможно, достигло своего апогея в наше время, его корни уходят как минимум на несколько столетий в прошлое. В XIX веке в одном из романов Чарльз Диккенс описывает «телескопическую филантропию» некой миссис, чья постоянная одержимость миссионерской работой на другом конце света делает ее слепой к страданиям, которые она причиняет своей семье. Точно так же в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского появляется персонаж, про которого сказано:

«Я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц <…> В одни сутки я могу даже лучшего человека возненавидеть: одного за то, что он долго ест за обедом, другого за то, что у него насморк и он беспрерывно сморкается. Я, говорит, становлюсь врагом людей, чуть-чуть лишь те ко мне прикоснутся. Зато всегда так происходило, что чем более я ненавидел людей в частности, тем пламеннее становилась любовь моя к человечеству вообще»

Оба романа представляют этих персонажей с некоторой долей юмора, но трагедия здесь смертельно серьезна и, если честно, не так уж далека от состояния нашего собственного сердца.

Что же это за трагедия по своей сути? Мы можем получить о ней некоторое представление из следующих размышлений одного современного автора, который ссылается на «Этику» Аристотеля:

«Дружба, по Аристотелю, – «наиболее необходимая» добродетель. Дружба является одной из основ цивилизации. Это то, что объединяет город. Мы видим эту идею и в классической, и в современной литературе. Например, в “Одиссее” дружба и гостеприимство (то есть приветствие незнакомца как друга) являются типичными человеческими качествами».

2 (14).jpg

Я хочу продолжить ход этих мыслей. Но, прежде чем это сделать, я должен указать, что именно по этой причине отшельническая, уединенная жизнь так опасна для тех монашествующих, кто не провел сначала долгие годы обучения смирению, послушанию и любви в общежительном монастыре. Если монах уходит в пустыню, думая, что наконец освобождается от бремени своих братьев, то он быстро и несомненно погибнет. Христианскую уединенную жизнь может правильно вести лишь тот, чье сердце, по словам преподобного Исаака Сирина (истинного отшельника par excellence), «горит любовью ко всему творению».

Мне кажется, что мы утратили этот высокий взгляд на дружбу как на аспект человеческой идентичности. Мы живем в пещерах, на огороженных задних дворах и «пожираем» друг друга по телевидению, в кино, в социальных сетях... И поскольку наша жизнь (в целом я говорю об американской культуре) строится вокруг максимизации физического удовольствия, а не добродетели, она должна закончиться чем-то трагическим, когда способность тела к физическому удовольствию ослабнет. Кризис общества начинается с этого низкого взгляда на человеческую природу и не закончится до тех пор, пока не будет восстановлен более широкий взгляд, чего я не вижу в ближайшее время.

Умирание Запада, которое мы видим повсюду вокруг себя, является в самом прямом смысле логическим результатом общества, которое теперь не любит бедных, а просто ненавидит нищету, – общества, в котором люди решили отдавать друг другу свои деньги, но не самих себя. Современное западное общество бесконечно далеко отошло от того духа, в котором святой Павел когда-то воскликнул: «Ибо я ищу не вашего, а вас» (2 Кор. 12: 14).

И мы, будучи христианами, давайте не будем позволять себе быть сбитыми с толку многими проповедниками так называемого «социального Евангелия». Наша вера не является попыткой искоренить бедность. Господь сказал: «Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Мф. 26: 11). Более того, Он многократно провозглашал блаженство бедных, а богатым и благополучным проповедовал горе.

Как соотнести все это с огромным упором на милостыню в христианской жизни? На самом деле, все очень просто: христианская милостыня не имеет ничего общего с деньгами – она всецело связана со Христом. Милостыня заключается в том, чтобы повиноваться заповеди Христа: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16: 9). 

Христианская милостыня не имеет ничего общего с деньгами – она всецело связана со Христом

Милостыня состоит в том, чтобы превратить никчемные вещи этой суетной и быстротечной жизни в средство, чтобы показать другому человеку вечную любовь Божию. Ранние христиане вызывали удивление у окружавшего их светского общества именно тем, что проявляли равнодушие к богатству, свободно раздавая его тем, кого общество презирало, как ничтожество.

Рассмотрим следующий отрывок из книги Деяний:

«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян. 3: 1–8).

Здесь святой Петр исполнил истинную цель милостыни, хотя и не дал ни серебра, ни золота. Святой Петр подарил ему даже не физическое исцеление, нет. Вместо этого он дал хромому – и всем вокруг – самый драгоценный дар из всех, когда позже воскликнул: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3: 19).

Теперь я спрошу вас: что если бы святой Петр просто вынул двадцатку, бросил ее в шляпу человека и ушел?..

Подумайте также, о чем нас предупреждали, говоря о Страшном Суде, когда мы предстанем перед Христом и дадим отчет о наших жизнях на этой земле: «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Эти удивительные и чудесные слова нашего Спасителя говорят о том, что у нас есть шанс каждый день встречаться с Ним во плоти. Но мы никогда не встретимся с Ним – и в конце времен мы не окажемся исполнившими Его заповеди, – если будем думать, что Ему нужны только наши деньги. Он не просит чек или милостыню. В лице каждого странника и каждого нищего, которого мы встречаем, Он взывает: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23: 26).

3 (13).jpg

Что мы потеряли во всех наших фондах и пособиях, в наших социальных программах и благотворительных мероприятиях, так это именно это: мы потеряли Христа, мы потеряли друг друга. И в результате мы уже на пути к тому, чтобы потерять наши сердца, саму нашу человечность… Последуем же примеру святых первоверховных апостолов Петра и Павла и повинуемся словам их Божественного Учителя.

Перевела с английского Александра Калиновская 

Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить