«Ископаша себе кладенцы сокрушеныя»

Не знает добродетель страстных чувств!
Не страшно ли услышать: дом ваш пуст?

*

Питаем страсти, как питают псов,
Хотя не дать им пищу в нашей власти.
И потому ни Кротость, ни Любовь
К нам не войдут: их разорвут на части.

Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о страстях и борьбе с ними.

Страсти – плоды запрещенного дерева. Бог запретил прикасаться к ним и их вкушать и сказал: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 17). Человек прельщается благовидностию страстей, вкушает от плодов их. И что же? Умирает. Для одних эти плоды – богатство, не в качестве его, но в количестве (хотят больше собрать как можно); для других – женщина, на которую и зрят преступно, с вожделением, а потом и плод рвут с ней, и прочее.

Фото 1.jpg

Большая часть людей носят добровольно в сердце своем тяжесть сатанинскую, но так привыкли к ней, что часто и не чувствуют ее и даже увеличивают ее незаметно. Иногда, впрочем, злобный враг удесятеряет в них свою тяжесть, и тогда они страшно унывают, малодушествуют, ропщут, хулят имя Божие. <…> О, как много людей, которые «оставиша Господа, Источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды (живой) содержати» (Иер. 2: 13). Весьма много у людей этих разбитых колодцев – почти у всякого свой. Кладенцы сокрушенные – сердца наши, страсти наши.

*

Страсти задерживают свободу мысли, воли, омрачают сердце: они враги духовного преуспеяния нашего, духовной жизни нашей. Какие это страсти? – Чревоугодие, жадность к пище и питью, пресыщение и многопитие, блуд, честолюбие, гордость, злоба, зависть, скупость, малодушие, уныние.

*

Замечай за собою – за своими страстями, особенно в домашнем быту, где они свободно проглядывают, как кроты в безопасном месте; вне дома одни ваши страсти обыкновенно прикрываются другими страстями, более благовидными, а там нет возможности выгнать этих черных кротов, подкапывающих целость нашей души.

*

Когда на пути к Богу будешь встречать препятствия, поставляемые диаволом: сомнение и неверие сердца, также сердечную злобу иногда к лицам, заслуживающим безусловное почтение и любовь, равно и другие страсти, не возмущайся ими, но знай, что они – дым и смрад врага, который пройдет от единого мановения Господа Иисуса Христа.

*

Страсти по духовному устроению заразительны; например: злоба, еще не высказанная на словах, не выраженная на деле, а скрывающаяся лишь в сердце и отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу, и другим приметна. Возмущаюсь я страстью, мое возмущение касается и сердца другого, делается какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое. Уничтожишь в себе страсть к брату, уничтожится и в нем; успокоишься сам, успокоится и он. Какая тесная связь между душами!

Фото 2.jpeg

Очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце крепко привязаны к чему-либо плотскому, например к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце страсти: ненависть, зависть к другим, потому что страсти обыкновенно связывают сердце.

*

Гордость – демон; злоба – тот же демон; зависть – тот же демон; мерзость блудная – тот же демон; насильная хула – тот же демон; насильное сомнение в истине – демон; уныние – демон; различные страсти, а действует во всех один сатана; различные страсти, а вместе – лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно, один дух с сатаною. Подвергаясь злобному и яростному насилию многоразличных страстей и грызению диавола при совершении различных дел Божиих, принимай эти страдания, как страдания за имя Христово, и радуйся в страданиях своих, благодаря Бога; ибо диавол уготовляет тебе, сам того не зная, блистательнейшие венцы от Господа!

*

Корень всякого зла есть самолюбивое сердце, или саможаление, самощадение; от самолюбия или чрезмерной и незаконной любви к самому себе проистекают все страсти: холодность, бесчувственность и жестокосердие по отношению к Богу и ближнему, злое нетерпение, или раздражительность, ненависть, зависть, скупость, уныние, гордость, сомнение, маловерие и неверие, жадность к пище и питию, или чревоугодие, любостяжание, тщеславие, леность, лицемерие.

*

Не жалей себя никогда ни в чем, распни себя – своего ветхого человека, гнездящегося преимущественно в плоти, – ты отсечешь все свои страсти. Терпи благодушно все, что случается неприятного для плоти, не щади ее, иди напротив ей, и ты будешь истинный последователь Христов. Вся мудрость христианина в том, чтобы ему в жизни своей благоразумно идти напротив своей плоти во всем.

*

Мы должны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность.

*

Наука наук – побеждать грех, в нас живущий, или действующие в нас страсти. Например, великая мудрость – ни на кого и ни за что не сердиться, ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло, а всеми мерами извинять его. Мудрость – презирать корысть, сласти, а любить нестяжание и простоту в пище и питье с всегдашнею умеренностью. Мудрость – никому не льстить, но всякому говорить правду безбоязненно. Мудрость – не прельщаться красотою лица, но уважать во всяком красивом и некрасивом человеке красоту образа Божия, одинакового у всех. Мудрость – любить врагов и не мстить им ни словом, ни мыслию, ни делом. Мудрость – не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным, да стяжем себе «сокровище неоскудеемо на небесех» (Лк. 12: 33). Увы! Мы едва не всякую науку изучили, а науки удаляться греха вовсе не учили и оказываемся часто совершенными невеждами в этой нравственной науке.

Фото 3.jpg

Мы проводим какую-то своеобразную, а не христианскую жизнь. Зависть, гордость, осуждение, вражда, ненависть, злоба, неправда, нечистота плотская не изгнаны из наших сердец, но крепко и широко уживаются в них. Внешность, внешность и внешность занимает и прельщает нас и руководит нами… Лицо, наряд, блеск, вещественная выгода, прибыль, наружное почтение от других занимают всю нашу душу, а внутреннее благолепие или безобразие души, добродетели или страсти, нравственное приобретение, например, подача милостыни, борьба с какою-либо страстию, преодоление какого-либо дурного навыка, какой-либо страсти – это многим и в голову не приходит. Так мелочна, одностороння наша жизнь, так неверна, бесцельна, беззаконна, безобразна! Где же христианство? Где Евангелие? Где Церковь? Ее правила, уставы?..

*

«Удержи язык твой от зла» (Пс. 33: 14). Не высказывай языком никакого зла, никакой страсти. Пусть она замрет в тебе самом.

*

Когда злой дух тяготит твое сердце, склоняя его к какой-либо страсти, вооружись мужеством и терпением и лиши его тем всякой надежды на дальнейший успех: отстанет, когда увидит твою твердость. Но худо, если будешь малодушествовать: возьмет силу над твоим сердцем. Опыт.

*

Будем усердно молиться Ему, Богу сердец, чтобы Он дал нам сердце чистое, и всячески будем стараться очищать сердца свои от всякого греха, от всякой страсти, от всякой привязанности страстной к чему-либо житейскому, от помыслов сомнения, маловерия, неверия, лукавства, хулы.

*

Страсти слишком убийственны, чтобы поддаваться им. Все силы ума и сердца напряги к тому, чтобы избавиться от них, весь жар души. Бога имей в мыслях и в сердце.

*

Бойся малейшего движения какой-либо страсти, иначе бес овладеет тобою и жестоко посмеется, натиранится над тобою. Чем сильнее и продолжительнее движение страсти, тем сильнее вцепится в тебя диавол. Опыт. Особенно он вцепляется под праздники и в праздники.

Фото 4.jpg

Когда тобою начнет овладевать какая-либо страсть, вспомни тогда о том великом муже, коего не было более между рожденными от жен, то есть об Иоанне, Предтече Господнем, и проследи мысленно его жизнь. Имея в виду такой светлый пример, гони им прочь мрак страсти от сердца твоего.

*

При находах страстей с живою верою ухватывайся за Крест – и страсти непременно утихнут. Так, я сегодня только вспомнил с искренностию при изображении крестного знамения, куда меня влечет он, какие блага исходатайствовал мне, – и страсть, давящая и жгущая, прошла. Крест поистине обоюдоострый меч, которым я по благодати Христовой отсекаю свои страсти – страсти чресл, чрева, сердца, воли.

*

Научись премудрости Игнатия Богоносца – носить в сердце своем Христа, и тогда не возьмет тебя никакое смущение, не одолеет тебя никакая страсть.

*

Когда на кого-либо дышишь злобою и презрением, тогда во избежание этой страсти, столь пагубной для тебя самого, немедленно твори внутреннюю молитву пред лицом того самого человека, на которого дышишь злобою и который и на тебя, может быть, дышит тою же злобою (а может быть, и вовсе нет). Говори: «Спаси и помилуй такого-то раба Твоего или такую-то рабу Твою и молитвами их помилуй меня, грешного или грешную», – и верь, злоба твоя исчезнет из сердца, огонь и теснота также исчезнут, и ты успокоишься. Это говорится с опыта.

*

Примечай за собой: в негодовании на кого-либо, кажущемся тебе справедливым, не действуют ли твои страсти: самолюбие, гордость, ненависть, зависть и другие. Страсти прикрываются часто, как личиной, видом истины.

*

Когда сам находишься под влиянием страсти, тогда никого не наказывай, ибо ты должен наказать прежде самого себя за увлечение страстию и за то, что допустил и в других беспорядок своим страстным увлечением.

Фото 5=превью.jpg

Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха, – проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу грех стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе, и спасешься, и других спасешь.

*

Тебя борют страсти, и от твоего неумения бороться с ними они побеждают тебя и показывают тебя в нехорошем виде. Умудряйся всю жизнь побеждать их и не забывай, что и других также борют страсти и выставляют их напоказ людям в неблагоприятном виде. Поэтому имей снисхождение к немощи человеческой, зная, что все мы ходим среди сетей. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). От юности моея мнози борют мя страсти. Но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить