Исцеление бесноватого

Сегодня, в десятое воскресенье после Пятидесятницы, читается отрывок из Евангелия от Матфея (17: 14–23) об исцелении одержимого юноши. Этот случай произошел после события Преображения Господня на горе Фавор перед апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. После этого Господь с тремя апостолами спустился с горы к остальным ученикам и народу, а затем к Нему пришел человек и попросил Его об исцелении своего беснующегося сына.

ИХ.jpg

Этот отец привел сына к Иисусу, думая, что отрок страдает припадками из-за воздействия луны. Он считал, что приступы, схватывающие его, были связаны с полной луной. Греческий оригинал этого текста говорит о юноше как о «сомнамбуле», а в некоторых английских переводах о нем говорится как о «безумном». 

Но причиной его припадков была не луна, а враг рода человеческого, который обманул людей и заставил их думать, что такие вещи, как луна, являются причиной страданий. И до тех пор, пока люди верят, что зло исходит от луны – творения Бога – они богохульствуют о Его творении и деяниях Его рук как о зле. Это полностью противоречит идее о том, что при сотворении мира «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Бог создал планеты и звезды, чтобы показать Свое величие, чтобы все прославляло Его: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь» (Пс. 18: 2). Также в 103-м псалме говорится: «Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой… Яко возвеличишася дела твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси». 

ИХ.jpg

Из описания отца следует, что это враг рода человеческого истязал его сына и бросал его в огонь и в воду, чтобы уничтожить его, подобно тому, что происходило с бесноватым в стране Гадаринской. Мы помним, что тогда легион вышел из одержимого и вошел в стадо свиней. Итак, в случае с молодым человеком из сегодняшнего евангельского отрывка кажется, что причина его болезни не связана с естественным здоровьем, но за его припадками стоит злая, сатанинская сила или, согласно св. Луке, он был одержим нечистым духом: «Его схватывает дух» (Лк. 9: 39). Этот случай также упоминается в Евангелиях от Марка (Мк. 9: 17–29) и от Луки (Лк. 9: 37–42), где добавлены некоторые подробности о состоянии этого юноши. По Марку, к юноше прикоснулся «дух немой», а по словам евангелиста Луки, – «дух нечистый». Как видно из этого описания, молодой человек был одержим бесом, который причинял ему боль и мучил его, и намеревался убить его.

Из сегодняшнего евангельского повествования очевидно, что отец этого юноши был слаб в вере. Он переложил признание своего собственного неверия на учеников, утверждая, что это они были слишком слабы, чтобы исцелить его сына: «Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (Мк. 9: 22). В повествовании евангелиста Марка недостаток веры отца также проявляется в том, как именно он просил Господа Иисуса исцелить своего сына: «Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9: 22).

ИХ.jpg

Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что не все ученики Христовы имели недостаток в вере, поскольку трое из них: Петр, Иаков и Иоанн, которых апостол Павел называет в Послании к Галатам «столпами веры», на тот момент отсутствовали. Их не было с тем народом и остальными учениками, когда отец привел сына к ним. Но они были на горе Фаворе с Господом Иисусом во время Преображения Господня (Мф. 1: 17).

ИХ.jpg

Господь ответил человеку, который пытался обвинить учеников, а не признать слабость своей веры: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17: 17). Это сильное и твердое заявление было направлено не только против этого отца, но скорее оно было адресовано толпе, слабым ученикам и каждому неверующему.

ИХ.jpg

В Евангелии от Марка есть более подробные сведения о диалоге, который произошел между Иисусом и отцом юноши до фактического исцеления его сына. После того, как Иисус упрекнул толпу в их неверии, не оскорбляя никого лично, Он подошел к отцу и сказал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9: 23). Тогда отец ответил фразой, которую каждый может повторять в каждом поколении: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9: 24). Господь Иисус прямо не упрекал отца, который испытывал боль, и не осуждал его за недостаток веры, но обратился ко всем присутствующим, говоря: «О, род неверный!» Христос, как всегда, проявил к этому скорбящему и страдающему человеку большую заботу, кротость и доброту.

Отец ответил фразой, которую каждый может повторять в каждом поколении: «Верую, Господи! Помоги моему неверию»

После того, как Иисус исцелил юношу и изгнал из него беса, ученики подошли к Нему наедине, чтобы спросить: «Почему мы не могли изгнать его?» Иисус дал Своим ученикам власть над нечистыми духами, «чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10: 1). Недостаток веры или ее полное отсутствие, думается, было причиной их неспособности изгнать беса.

ИХ.jpg

В этом евангельском отрывке Господь Иисус Христос поднимает тему веры и подчеркивает, что вера – необходимое условие для исцеления. Во всех чудесах Он спрашивает просящего об одном: «Ты веришь? Да будет тебе по вере твоей». Христос подчеркивает необходимость веры, которая может «двигать горами». Другими словами, вера, даже если она всего лишь с горчичное зерно, может сделать то, чего невозможно достичь человеческими усилиями. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Как горчичное зерно, маленькое по размеру, но мощное в действии, посеянное на небольшом участке, дает много побегов, а когда оно вырастет, может дать приют птицам, так и вера в душе человека очень быстро творит величайшие дела. Так что имейте веру в Него, чтобы вы могли получить от Него более, такую веру, которая действует сверх человеческих сил».

Во всех чудесах Он спрашивает просящего об одном: «Ты веришь? Да будет тебе по вере твоей»

Господь Иисус Христос продолжает учить, что «сей род» изгоняется только через молитву и пост. Молитва и пост – две жизненно важные опоры духовной жизни и прочное основание веры. Иисус учил Своих учеников и на их примере учит нас важности поста и молитвы в Своей Нагорной проповеди (см.: Мф. 6).

Преподобный Максим Исповедник пишет о двух видах страстей: плотских и душевных (психических). Пост – это лекарство от телесных страстей, а молитва – от душевных. Человек как психосоматическая единица (с душой и телом) нуждается и в посте, и в молитве, которые необходимы в духовной борьбе человека с «родом сим». И то, и другое укрепляет веру.

Пост – это лекарство от телесных страстей, а молитва – от душевных

Сегодняшний евангельский отрывок заканчивается описанием последующих после этого событий: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет». (Мф. 17: 22–23). Этими словами Господь начал готовить Своих учеников к делу, которое казалось им невообразимым, чтобы укрепить и укоренить их веру. Чтобы, когда все это произойдет, они сохранили свою веру в Него.

Этот отрывок снова и снова напоминает нам, что враг пытается искушать нас разными способами и маскируется под разные виды и формы, чтобы обмануть нас и взять контроль над нашей жизнью. Его цель – мучить и уничтожать нас. С другой стороны, сегодняшнее чтение также показывает нам важность веры в Господа Иисуса Христа, Который проявил Свое сострадание, заботу и мягкость к Своему народу. Христос подтверждает Свою власть над сатаной как «победоносную». И говорит, что Он Тот, Кто сокрушит его силу после Своей смерти на Кресте, а затем посредством Своего славного Воскресения. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийской Архиепископии Австралии

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить