«К вечной жизни мост золотой»

Выдержки из высказываний Новомучеников и исповедников Церкви Русской о причащении Святых Христовых Таин.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской:

Поистине со страхом и трепетом должны мы ныне, братие, приступить к великому таинству Тела и Крови Христовых, Которые суть «огнь, недостойныя попаляяй». 

1.jpg

Какой воистину достойный сокрушения сосуд представляем мы из себя!

Ныне хотим мы восприять Христа, Царя Славы, в храмины душ наших. Но какой малый угол в своем сердце оставляли мы и в сии дни для ожидаемого пришествия Спасителя нашего Бога! Ибо проявили ли мы ревность к очищению душ наших, чтобы уготовать себя к достойному сретению Его? Даже не такую ревность, а просто приобрели ли пламенное желание войти в общение с Ним; у всех ли были хотя бы искренние воздыхания о недостойном приятии Его? Увы!.. 

Кроме подобной немощности, заслонены еще двери сердца у многих из нас неверием, неверием в то, что может быть изменен тот греховный и суетный порядок жизни, которую вели мы, что не мечтательны обетования о благодати, которая может изменить души наши и возвести нас до той степени совершенства, на которую взошли святые, уверовавшие в Христа. 

*

Ныне мы, возлюбленные братие и сестры, приступаем к этому Источнику. Воспринимая в себя Христа, мы становимся причастниками бессмертия. Доселе душа наша была мертва для добрых дел, теперь она начинает жить для Христа.

Но такая перемена в душе человека совершается не всегда и не сразу; нужно еще нам много поскорбеть, пока не уничтожится в нашем сердце любовь к миру и не останется одна любовь ко Христу. Он ныне только посетил нас и сделал нас участниками Своей таинственной вечери; но, быть может, мы скоро забудем об этом посещении и снова предадимся удовольствиям мира. Мы ныне восприняли в свою душу только семя бессмертия, возрастать же оно может только тогда, когда мы будем умерщвлять свои страсти.

Ныне душа наша исполнена света и небесной радости, а завтра, быть может, покроет ее тьма и мрачная скорбь, происходящая от наших пристрастий к миру. Но вот во время этой-то скорби и будем вспоминать о той радости, какую испытали ныне. 

Посему, братие, приступив ныне к Божественной трапезе, воспламенимся любовью и желанием, чтобы как можно чаще приступать к ней. Вспомним о древних христианах, из которых многие приступали к причащению четыре раза в неделю. Соединяясь со Христом, мы исполнимся силою побеждать всякую страсть и постоянно будем делаться наследниками того бессмертия, которое обетовал Господь Иисус Христос всякому, вкушающему Его Плоти и Крови, сказав: «Аз воскрешу его в последний день». Аминь. 

Священномученик Онуфрий Гагалюк, архиепископ Курский:

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6: 54)

С великою радостью приветствую вас, причастники Тела и Крови Христовых. По вашим светлым лицам видно, что духовно торжествуете вы ныне. Долго ли удержитесь в этом добром настроении. Быть может, тот час же по выходе из сего святого храма, в вашу душу, как вихрь, ворвется и потушит огонь небесный, в вашей душе возгоревшейся… 

1.jpg

Преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский, когда приходил из своей пустынки в святую обитель Саpовскую для причащения Святых Христовых Таин – после причастия шел обратно, ни на кого не глядя, не принимая никого и не благословляя: он тогда углублялся в созерцание великой Божией милости и пребывал в единении со Сладчайшим Иисусом… 

Да, возлюбленные, в этом причащении Пречистых Таин мы предощущаем вечную радость духовную, которой сподобит Милосеpдный Господь всех своих веpных слуг в невечеpнем дне Цаpствия Своего. Здесь исполняются слова Господни о нас гpешных: «Истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9: 1).

Возблагодарим же Господа Спасителя за Его великую к нам любовь и милосердие. Постаpаемся чистою жизнью больше удеpживать в своей душе духовную радость. Чаще будем очищать душу свою в таинстве Покаяния и приступать к Святой Чаше Христовой. Нет ничего доpоже и ценнее этой радости, так что если кто имеет и многое, но сего не имеет – он нищий. А кто приобщается достойно Тела и Крови Христовой, тот имеет самое главное в жизни, по словам Спасителя: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13: 45–46).

Арсений Жадановский, епископ Серпуховский:

Ты заботишься о частом причащении. А знаешь ли, что вместе с этим от тебя требуется? – Постоянная бдительность над своим сердцем, ибо если ты причащаешься, а после этого одолеваешься какою-либо страстию, например, гневом, или завистию, или тщеславием, гордостию, или нечистыми помыслами, или другою страстию, то погибает у тебя плод Святого Причащения. Великое дело – принимать Святые Тайны, и велики от этого плоды: обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной оно требует от нас и подготовки. А потому хочешь от Святого Причащения получать благодать Божию – старайся всемерно об исправлении своего сердца.

*

Так, к Святому Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, причащаясь каждый раз в смиренном чувстве, иначе на почве частого и недостойного принятия Святых Тайн может возникнуть самообольщение. Однажды ко мне в церкви подошла женщина и стала мне выговаривать, что ее каждый день не допускают до Святого Причащения, а между прочим, на мой вопрос, исповедуется ли она в своих грехах и достойна ли она каждый день, уж как женщина, причащаться, она ответила, что у нее нет грехов. А другая требовала ежедневного причащения, между тем как от нее разило табаком. Велико Святое Причащение, но по его великости требуется великое и приготовление, великое достоинство к его восприятию. «Огонь бо есть, недостойныя попаляяй». 

Священномученик Иоанн Восторгов:

Таинство Святого Причащения есть Богообщение. Но как изъяснит это Богообщение ум человеческий, если он не может уразуметь ежедневно и ежечасно наблюдаемой тайны – общения человека с человеком? Как же можно уразуметь тайну общения не человека с человеком, а человека с Богом? Едва разумеваем, яже на земли, а яже на небеси – кто изследи?

1.jpg

Таинство Причащения есть чудное, непостижимое изменение – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь нашего Искупителя, и преподается оно чадам веры в жизнь вечную. Да, это тайна. Но может ли разум человека дерзновенно искать ее постижения? 

Если вы, братие, были внимательны к богослужению святых и великих дней поста, то могли и должны были закрепить в душе одну молитву церковную, весьма часто повторяемую во дни говения:

«Приближися нам, Господи, приближися, везде сый! Яко же с апостолами Твоими всегда сый, сице и Тебе желающим соедини себе Щедре» (из молитвослова 3-го часа).

Чувствуете ли вы, что эти слова вылились из глубины души как бы всего человеческого рода? Видите ли, как они отвечают основному неистребимому, духовному стремлению человека искать Бога, вступить с Ним в союз, в завет, в общение? Не может человек быть без Бога. Если он не знает Бога истинного, он будет просить, как евреи Аарона: «Сделай нам бога, чтобы он шел перед нами» (Исх. 32: 1). 

Велика тайна причащения… Страшно приступить к ней, но не приступить – еще страшнее: это значит отлучить себя от общения и единения с Богом и вечной жизни.

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский:

Древние христиане причащались каждый день, мужчины и женщины. Позже причащались реже, но не менее одного раза в неделю. Для принятия Святых Таин верующие подходили прямо к престолу, так как тогда иконостас не отделял алтаря от храма. Сначала причащались все мужчины, потом женщины; больным или занятым службой Святое Причащение диаконы носили на дом. Так чиста была жизнь первых христиан, что они могли каждый день быть готовыми к Святому Причащению.

Вот какова была Литургия в древнее время. Если вас теперь спросят, други мои, что такое литургия Божественная, отвечайте, что она – завещание Спасителя нашего. Он Своими словами: «Сие творите в Мое воспоминание» – оставил нам как бы завещание совершать Литургию – вкушать Его Животворящее Тело и Кровь. Скажите, что Литургия – это бриллиант, дивный подарок Христа. Литургия – это река укрепляющая, освежающая, истекшая из ребра распятого Иисуса. Литургия – это мост золотой, по которому только и можно прийти к вечной жизни. 

Наше сердце загорается от огня Святого Причащения. Любите же святую Литургию, потому что в ней отражается Свет Тихий Христос, любите, потому что только в Литургии вы можете узреть, почувствовать Христа. 

1.jpg

Священник Анатолий Жураковский:

И ночи были белы, белы, белы…
Жизнь стала сном и явью стали сны.
Заря неувядающей весны
Дня незакатного огнем прордела.
Немолчно Выг шумел. И сердце пело.
Исчезли, стерлись вековые грани
Меж шепотом молитв и трепетом признаний.
Душа была, как плоть, и духом стало тело.
Как зов архангела, любовь была чиста. 
Прикосновенья, словно волны света.
И юности неложные обеты
Запечатлелись язвами Креста.
И Дух сошел… И тайным дуновеньем
Соединил начало с чаянным концом.
Надежду вечности и память о былом,
Тоску земли и радость воскресенья.
Пришла разлука со своим мечом,
Но нас ли устрашит раздельность мира —
Мы приобщились из Его Потира
И ночью сочетали сердце с Днем.

Священноисповедник Сергий Правдолюбов, протоиерей:

Отходя от Святой Чаши, имей пасхальное настроение. У тебя Пасха! Твоя личная Пасха. Ты воскреснешь в последний день, как воскрес Христос. До вечера не становись на колени. Пусть ликует и радуется дух твой… Чаще про себя тверди: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже!!!»

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить