Как обрести свободу?

Слово в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Картинка 1.png
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы вспоминаем одно из чудесных избавлений нашей Родины заступлением Богоматери – избавление от полчищ Тамерлана: народ обрел свободу.

«Когда мы жертвуем Богу свою свободную волю, тогда Господь изливает на нас благодать, которая дает возможность преодолеть границы земного существования и включиться в поток вечности»[1]. Наши предки припали в покаянии к Богу, к Богородице, и Господь открыл проход чуду в нашу реальность: враг ушел. Люди включились через покаяние в молитву, и она вынесла наш народ из тесного мира, обложенного врагами, в свободный беспредельный мир Бога.

Этот эпизод отечественной истории – образ жизни каждой человеческой души: грехопадение, порабощение, покаяние, молитва и чудо избавления.

Мы не знаем, что было бы с нашим народом, если бы он не покаялся, но знаем точно, наверняка о нашей личной горькой участи, участи нашей души, если мы не покаемся, не вернемся под крепкую руку Божию: враг обложит нашу душу окопами, разрушит наши внутренние твердыни и отведет в вечный плен. Лукавый накладывает на нас подать уже в этой жизни, когда мы поддаемся ему, вступаем с ним в союз, в союз с духом мира.

В том же Тамерлане мы можем усмотреть дух мира, с ордами лукавых духов пронесшийся по всей земле, который погубил или пленил миллиарды душ человеческих. В покаявшейся душе русского народа можем усмотреть пример для нашей, пока еще не обратившейся к Богу душе. И чудо освобождения наших предков должно произойти с душой каждого из нас.

Свобода бывает внешней: от чего-то – от обстоятельств, или от кого-то – от людей, их мнений, желаний. Внешняя свобода – неограниченность – невозможна в этом мире, поэтому часто человек, разочаровываясь в ее поиске, ищет выход во внутренней, психологической свободе – свободе мысли, фантазий, воспоминаний, уходит в свой внутренний мир. Но ни внешняя, ни психологическая сферы не могут дать человеку полноты свободы, поскольку человек взаимосвязан и с миром, и с другими людьми и природа его ограничена.

Поскольку мы своими талантами, способностями взаимодополняем друг друга, то, обособляясь, уходя в себя, мы теряем часть своей свободы, свободы самовыражения, и обретаем ее, только преодолевая враждебность к другим, объединяясь с себе подобными, отказываясь от обладания собственными талантами для себя и направляя их на ближних. В нашей истории – это междоусобицы с полным поражением, с одной стороны, и, с другой – объединение народа в покаянии и едином молитвенном вопле, в соединении сил и, как следствие, победе.

Невозможна свобода от страдания, но возможна свобода для освобождения других от страданий и греха
«Включая в свою жизнь существование других личностей, человек все более обретает личную внутреннюю свободу»[2], свободу не «от» чего-то или кого-то, но свободу «для» – свободу существования для других. Невозможна свобода от боли, страдания, трагедии ближних, но возможна свобода для освобождения других от боли, страданий, греха, хотя это и не безболезненный путь. Пример этой свободы явил нам Господь в произвольном страдании для нас, ради нас. Он пострадал за нас, чтобы освободить нас от власти греха и смерти и сделать нас чадами Божиими. Господь предстательством Богородицы освободил наш народ, чтобы мы стали настоящими друзьями Его, чтобы Русь научилась быть святой. Бог дал нам свободу для созидания – созидания Святой Руси.

Мы должны переходить от свободы «от» к свободе «для», учиться пользоваться своей свободой для других.

Господь изгнал врагов и сейчас изгоняет их из наших душ, делает нас свободными. Но мы сами возвращаем врага, пускаем его в наши дома, в наши души, ищем хоть редкого общения с ним.

Вместе с внутренней свободой мы теряем еще и Вечность, но обычно не хотим этого замечать и не хотим бороться за свободу, потому что в наших зависимостях яд сладости, яд удовольствия. Мы заняты приманкой, она нам нравится, а силы души уходят.

Хотим ли мы быть свободными? Большинство из нас избирают легкий путь, рабство греху, отказываясь от борьбы за свободу. И мы ропщем, как древние иудеи роптали, выходя из Египта, жалея об оставленных котлах.

Свобода в христианском понимании – это и свобода от страстей, пристрастий, грехов. Спастись – это и значит стать по-настоящему свободным, потому что только бесстрастие может быть по-настоящему свободным. Бог, желая сохранить человеку свободу, ограждает его заповедями. Настоящая свобода может быть только в Боге, без Бога ее нет. То, что сейчас предлагает мир под видом свободы, – глубокое, безысходное рабство.

Пока мы бездействуем, мы можем этого не замечать, но как только услышим слова Спасителя: Следуй за Мною (Мф. 9: 9), понимаем, что наша свобода потеряна. Человек не понимает, что он на привязи, что его свобода ограничена, пока не захочет двинуться, отойти на какое-то расстояние.

Наши действия, поступки обусловлены не нашим личным выбором, а нашими привязанностями, страстями, привычками, инерцией.

Темная сила растаскивает нас по многим желаниям, лишая нас целостности. Суета, мелочи лишают нас свободы, раскрадывая наши силы по мелочам, и малозначимые песчинки этих мелочей превращаются в зыбучие пески, лишающие нас и духовной жизни, и жизни вообще. Мы – рабы суеты.

Картинка 2.png
Есть рабство желудку, когда человек не может отказаться от пищи, даже когда понимает, что она лишняя и вредная. Человек также зависит от различных страхов, обид, привязанности к интернету, телевизору, всяким зрелищам и развлечениям. В погоне за лишним комфортом мы тоже теряем свободу.

Святые отцы говорят: «Кому отдашь внимание, тому и поработишься». И здесь одно из главных орудий диавола: мы отдаем свое внимание СМИ, интернету, музыке и прочему мiру, а с вниманием отдаем и чувства, симпатии, затем мышление, а после и мировоззрение. На Бога нас уже не хватает. И здесь наш свободный выбор.

Свобода начинается с момента, когда ты увидел свою несвободу и ужаснулся. Путь к святости – это путь к свободе.

Свобода начинается с момента, когда ты увидел свою несвободу и ужаснулся
Есть такой образ-притча. Бог говорит человеку: «Встань и иди». Человек говорит: «Я не могу: я камень держу». Бог говорит: «Камень отложи в сторону». Человек: «Нет, это мой камень», – и встать не может[3].

Наша задача – каждый день находить свои камни и откладывать их, чтобы идти. Таким образом мы будем продвигаться к Свету.

Из-за этих камней – страстей, привычек, принципов, неуступчивости – мы не можем не только идти к Богу, но мы не можем и жить на земле полноценно. Не можем найти работу, не можем общаться с ближним, постоянно ссоримся, обижаемся, ругаемся; занятые своими камнями, не можем расслабиться и просто порадоваться жизни, потому что «я держу камень, и он мой!»

Будем стараться каждый день оставлять, откладывать от себя, отодвигать то, что нам не нужно, не приносит пользы и явно вредит, забирая внимание и сердце от Бога. Для начала это будут какие-то бесполезные мелочи, вещи, занимающие пространство нашей жизни. Позже – то, что мы настяжали, чем завалены наши шкафы и полки, что лежит без употребления, но периодически требует дань – наше внимание и заботу.

Начнем откладывать от себя камни привычек, привязанность к которым портит наше здоровье, наши отношения с близкими, то, к чему «я привык, и ты мне не мешай!»

Постепенно душа будет освобождаться от лишнего груза, от захламленности, станет легче дышать, появится больше света. Это первые проблески свободы, за которую мы продолжим бороться. Начнут ослабевать узы наших страстей, у нас появится больше времени, сил и внимания на борьбу с ними.

Мы будем молиться и просить помощи у Бога, и через маленькие пока окна свободы благодать начнет обильнее проникать в нашу жизнь, помогая и укрепляя нас в борьбе за Вечность.

Свобода радостна, но, чтобы сохранить ее, требуется непрестанное внимание, трезвение, все наши границы, внешние и внутренние, должны быть под контролем. И хотя это напряженный и ответственный труд, но он принесет нам настоящую радость и полноценную жизнь.

Поражение не требует особых усилий от человека, победа же, свобода завоевываются большими усилиями, кровью.

Будем ценить свободу, которую заслужили и отвоевали нам наши предки, и более всего будем ценить свободу, которую ценой распятия приобрел и даровал нам Господь, о чем нас просит и апостол: стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5: 1). Аминь.




[1] Захария (Захару), архимандрит. Сокровенный сердца человек. Духовные беседы. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2015.

[2] Мефодий (Зинковский), иеромонах. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2014.

[3] Овсянников Сергий, протоиерей. Книга про свободу. Уйти от законничества, дойти до любви. М. Никея, 2018.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Дионисий Д.   10 сентября 2019, 12:09
Спасибо за проповедь о. Спиридон! Хотелось бы услышать её из ваших уст. Но написанную проповедь можно перечитать и более уразуметь. Спасибо!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить