«Хочешь ли быть здоровым?»

Слово в Неделю о расслабленном

Сегодня мы слышали евангельский рассказ об исцелении расслабленного в купальне Вифезда, что в переводе с еврейского – «дом милосердия». Святитель Лука Крымский уподобляет эту купальню нашему миру, в котором неизмеримое число больных, хромых, увечных, слепых, парализованных, жаждущих исцеления. А сколько больных духовно?

Картингка.jpg
Телесное расслабление – образ расслабления духовного. Нередко оно посещает и людей духовной жизни. Тогда у человека пропадает охота к исполнению христианских обязанностей и вообще к духовной жизни. Не хочется молиться ни в храме, ни дома, не хочется читать слово Божие, ничего не хочется. И человек лежит на одре этого духовного разленения и беспечности, жестоко мучаясь от тоски, всегда сопряженной с этим состоянием. Старается заглушить эту тоску, залить, заесть, засмотреть мирскими развлечениями. Вместо того чтобы искать помощи свыше, запутывается в паутине мира и вообще забывает о духовной жизни. Мы сами парализуем себя, свою душу, совесть.

Как щепку или опавший лист, несут духовно расслабленного по дороге воды страстей, потоки мира сего, развлекая, кружа, унося всё дальше, чтобы человек не был в силах что-либо сделать. Разве только Господь остановит его, образумит, укрепит его мышцы – духовные силы.

В какой-то мере каждый из нас духовно расслаблен. Расслаблена вера, парализована совесть. Мы не способны подняться хотя бы немного над собой, над своим эгоизмом, закоснели в своих немощах, страстях. Не чувствуем всеобъемлющей любви Божией, вообще не ощущаем, что Бог здесь, всегда рядом. Иногда и хочется обратиться к Нему всем существом, но сила «дремотной слабости», расслабления сковывает нас. Нужно, чтобы кто-нибудь встал между нами и Богом, помог подняться с одра немощи и окунуться в воду жизни вечной.

38 лет – целая жизнь. «Непогребенный мертвец» не терял терпения и надежды на исцеление, хотя оно каждый раз и доставалось кому-то другому. Безмерная благость Божия сама находит среди множества недужных именно этого расслабленного. Господь Сам подходит к нему и уже готов дать исцеление, но только ожидает прошения.

Вопрос Господа: «Хочешь ли быть здоровым?» – ко всему больному человечеству, к каждому из нас
Всё Евангелие – это слово Божие, обращенное лично к нам. И в сегодняшнем чтении мы слышим вопрос Господа, идущий через века ко всему больному человечеству, к каждому из нас: «Хочешь ли быть здоров?» Две тысячи лет звучит вопрос Господа и очень часто остается в воздухе. Мы молчим.

Обычно мы не задумываемся, действительно ли мы хотим быть здоровыми. Телесного здоровья хотят почти все. А духовного? Хотим ли мы жить по заповедям Божиим, по совести, всегда творить добро, быть честными с собой, с людьми? А как отказаться от всяческого рода удовольствий, наслаждений? Ведь нас призывают нести крест, «в мире скорбни будете», – говорит Господь. А с больного-то какой спрос?

Мы, подобно Анании и Сапфире, хотим утаить от Господа кусочек, уголок нашей страстной природы, уголок мiра, уголок, где могли бы иногда отдыхать, расслабляться. Каемся, исповедуемся, а в глубине души не расстаемся насовсем с искушением, с духовным недугом. «Хочешь ли быть здоровым?» – спрашивает Господь. Ему видны все наши тайники души, как на ладони.

«Хочешь ли быть здоровым?» – спрашивает Господь расслабленного. Зачем вопрошает, если Ему всё известно? Затем, чтобы страждущий ясно осознал свое настоящее положение и при исцелении понял величие полученного дара.

Желание исцеления естественно при всякой телесной болезни. Но в расслабленных духовно оно далеко не всегда бывает. Человек так сродняется со своим недугом, что не только не думает об исцелении, но и озлобляется на предлагаемое лечение. После исцеления расслабленного Господь беседует с иудеями, искавшими убить Его. Иудеи – пример крайнего ожесточения, нежелания спасения. Господь обращает к ним страшные слова: Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь (Ин. 5: 40).

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоровым? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню… (Ин. 5: 5–7). Здесь не только человеческое одиночество, но и одиночество Бога, Который Сам ищет человека, действительно нуждающегося в Спасителе.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел… (Ин. 5: 8–9). Расслабленный через послушание и веру обретает исцеление.

Господь предупреждает: о здоровье духовном нужно заботиться нам самим, оно зависит от воли человека
Господь исцеляет и душу расслабленного: подойдя к нему позже в храме, говорит: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5: 14). Господь предупреждает, что недостаточно здоровья телесного, что о здоровье духовном нужно заботиться самому, что оно зависит от воли самого человека. Помощь Божия в борьбе против зла приходит лишь к тому, кто сам ее ищет и просит.

Заглянем в тайники нашего сердца. Если жажда спасения в нас не ложна, если мы сможем на вопрос Господа: «Хочешь ли быть здоровым?» – искренне ответить: «Так, Господи», то услышим Его ответ: «Встань и ходи». Это великий труд для нашей падшей природы, но от него, от нашего искреннего ответа зависит наше спасение.

По беспредельной милости Твоей, Христе Боже, помилуй нас. Аминь.

Христос воскресе!

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Марфа   19 мая 2019, 22:05
Спасибо за статью. Дай нам Господи веру и сил обрести и не растерять духовное здоровье и любовь.
Наталья   23 мая 2019, 15:05
Ваша статья,  очень помогла мне . Я узнала в ней себя, она обо мне.  
И как же  нужна мне беспредельная милость Божия, чтобы и я однажды могла сказать : "Так, Господи"!
Благодарю вас, дорогой батюшка Спиридон.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить