«Храм уцелел, спрятавшись за домами старой Москвы»

Беседа с настоятелем храма преподобного Марона пустынника
протоиереем Александром Марченковым

Храм преподобного Марона пустынника расположен в самом центре Москвы, но найдешь его не сразу – он спрятан за высокими постройками, во дворах. В сотне метров проходит шумная и многополосная Большая Якиманка, а здесь – будто совсем иное время.

Жизнь прихода стала возрождаться в 1992 году, когда священник Александр Марченков впервые переступил порог практически разрушенного храма. И наша беседа с отцом Александром – об истории восстановления храма, о его святом покровителе – преподобном Мароне, пустыннике Сирийском, и об обычных приходских буднях, из которых и складывается жизнь.

Отец Александр, в ваш храм вряд ли попадешь во время туристической прогулки по центру Москвы. Как он здесь появился?

– Первые упоминания о храме относятся где-то к 1639 году. Здесь был храм Благовещения. В 1730 году по личному распоряжению царицы Анны Иоанновны был построен первый каменный храм, но до этого – в 1727 году – здесь уже был устроен придел в честь Марона пустынника. Мы называем нашу церковь так: храм преподобного Марона, пустынника Сирийского, что в Старых Панех. Считается, что в этих местах селились после 1612 года поляки. Отсюда и название. Поляки и приезжавшие из княжества Литовского принимали Православие, оставались жить в России.

Что-то осталось от построек того времени?

– Ничего. Но остался чудотворный образ преподобного Марона и мученика Иоанна Воина. Здесь хранились частицы мощей святых.

Почему эти святые вместе изображены на иконе?

– Рядом находится храм Иоанна Воина, поэтому, наверное, на иконе святые вместе. Кстати, икона древняя, предположительно XVIII века. Сам же святой Марон жил в Сирии на рубеже IV и V веков. Подвизался на горе, где раньше было языческое капище. Преподобный Марон был в числе подвижников безпокровного жития: они жили без крыши над головой. А зимой в той местности случаются сильные перепады температуры, бывают ощутимые морозы. О Мароне стали говорить, вокруг собрались люди, которые возжелали ему подражать. Господь даровал ему особые дары: исцелять огневицу и трясавицу.

– Что это за болезни такие?

– Это высокая температура и лихорадка. Приходившие к нему люди исцелялись, как об этом пишет святой Феодорит Кирский в «Истории боголюбцев».

Марон основал несколько монастырей. И многие подвижники сначала подвизались у преподобного Марона, а затем сами основывали монастыри.

А почему здесь, в центре Москвы, был построен придел в честь такого географически далекого и малоизвестного святого?

– Мы этого не знаем доподлинно, но известно, что до 1812 года сюда приезжали специально, чтобы послужить молебен преподобному Марону, набрать святой воды, приложиться к иконе. В 1812 году французы разграбили и осквернили храм. Он был закрыт. Но основные святыни успели перенести в соседний храм святителя Николая в Голутвине. В 1818 году купцы Лепешкины, которые проживали тут, взяли храм Марона пустынника под свою опеку. В течение 100 лет купцы Лепешкины заботились о храме, приобретали утварь. Закупили и колокола – они были одними из лучших во всей Москве. На них звонил известный звонарь Константин Сараджев. Он среди прочего исполнял на этих колоколах произведения Петра Чайковского, Сергея Рахманинова… Кто-то приходил, чтобы помолиться, а кто-то, всё чаще музыканты, чтобы послушать, как Сараджев исполняет знаменитые произведения на колоколах. Анастасия Цветаева написала о нем «Сказ о звонаре московском».

Вы бы разрешили исполнение нецерковной музыки на колоколах с миссионерской целью?

– Во внебогослужебное время, если есть соответствующий подбор произведений, почему бы и не показать красоту колокольного звона.

Константин Сараджев считал колокол самым совершенным музыкальным инструментом. У него был необыкновенный дар: он слышал звучание каждого предмета и даже «звучание» людей. Мог сказать: «Так, ты – си-бемоль». Для него все вокруг звучало.

Когда в XX веке звонницу храма разобрали, колокольню перевезли в Гарвард. Сараджева пригласили туда – это было в начале 1930-х. Он там какое-то время звонил, но понял, что церковный звон тут не является такой важной составляющей жизни, как для русского человека.

Судьба этих колоколов известна?

– Нет, их увезли в Гарвард вместе с колоколами Даниловского монастыря. И мароновские, и даниловские считались лучшими в Москве. Разрешение дал сам Сараджев.

Колокола нашей церкви были лучшими в Москве. На них звонил известный звонарь Константин Сараджев

– Чем еще известен храм Марона пустынника?

– При храме была богадельня. У него был доходный дом, средства от которого шли на содержание богадельни и причта. Здесь была и одна из первых школ при храме. Ее открыли в 1884 году. Когда началась Первая мировая война, приход организовал помощь фронту. Шили одежду для военных. Часть раненых жила здесь. В 1918 году здесь служил патриарх Тихон. Он освятил список иконы Божией Матери «Державная».

– А вы чувствуете связь святого Марона с вашим приходом?

– Преподобный Марон для ливанцев как преподобный Сергий для нас. Очень почитаемый там святой. По благословению патриарха Кирилла нам передали частицу мощей святого.

Святой Марон – врачеватель. И к нам приходят письма с благодарностью святому за помощь при различных болезнях.

Когда мы восстанавливали храм, у нас не было крупных меценатов. Восстанавливали своими приходскими силами. Как-то я освящал школу, где учились дети из богатых семей. Мы к тому времени уже года два служили, а отопления в храме никакого не было, стоял лишь обогреватель. И вдруг накануне праздника преподобного Марона звонит директор школы – а у нас бывали большие перерывы в общении – и говорит: родители наших учеников хотят пожертвовать 1 миллион рублей храму. А у нас все отопление стоило 500 тыс. рублей. Родители не знали о том, когда праздник преподобному. Они не знали, что через три часа начнется всенощное бдение. Они позвонили и сказали: мы сейчас привезем деньги. И за час до начала вечернего богослужения привезли этот миллион. Мы сделали отопление. И для них, и для нас это было настоящее чудо.

Главный престол в храме – Благовещенский, тогда почему храм называется по имени преподобного Марона?

– Храм Благовещенский, но поскольку в Москве много Благовещенских храмов, его назвали по правому приделу. И переулок здесь Мароновский.

Есть мнение, что многие храмы в центре спасало их местоположение: они расположены вдали от проспектов, спрятаны во дворах…

– Мы здесь со всех сторон закрыты. Потом тут еще школу построили, нас практически и не видно. Храм хоть и не снесли, но он был закрыт, тут сделали гараж для снегоочистительной техники. Она проезжала через алтарь и останавливалась в храме. Здесь были большие ямы для ремонта машин. Когда грязь в них накапливалась, туда заливали бетон. Когда накапливался мазут, снова заливали слой бетона. Здесь такой вот слоеный пирог оказался. Запах от мазута еще долго оставался в храме.

В 1960-е годы отпала необходимость в этом помещении, и его решили ликвидировать. Тогда уже были счетные машинки. И вот в счетной машинке выскочил лишний ноль. Те, кто хотел сносить храм, посчитали, что это будет слишком дорого. И решили оставить храм, чтобы он сам развалился со временем. Так храм и сохранился. Эту историю мне рассказывал один архитектор. Когда мы сюда пришли в 1992 году, в Мароновском приделе еще стоял огромный старый снегоочиститель «Урал». А в храме были устроены складские помещения: четыре этажа перекрытий.

Стали рассчитывать стоимость сноса храма, и в счетной машинке… выскочил лишний ноль

Потихоньку собиралась община. Наши два священника пришли сюда когда-то разнорабочими. За время существования нашего прихода уже ушли в мир иной 200 человек. Мы всех помним, за каждого молимся. Каждый человек, который здесь трудился и молился, – памятен.

– Большой сейчас приход? И как идет приходская жизнь?

– Человек 400. У нас есть полный список прихожан со всеми телефонами. Наши сотрудники обзванивают именинников, поздравляют. Многие по немощи уже не могут приходить на службы. Мы к ним сами ездим причащать, не оставляем наших прихожан. Наша молодежь тоже участвует в таких поездках.

Директор воскресной школы был директором детского сада, поэтому его организаторские способности очень пригодились. У нас появились помещения, а это дает возможность для развития: мы хотим открыть общеобразовательную школу для начальных классов. Сейчас особенно, с появлением удаленной системы обучения, такая потребность ощущается.

Мы с приходом много путешествуем по России. Раньше через год ездили на Святую землю – была такая традиция. Ездили к Туринской Плащанице, к святителю Николаю в Италию, к святителю Спиридону в Грецию. Набирались группы по 40 человек. Любим бывать на Севере, в Вологодской области. На плотах сплавлялись к родине святого Иоанна Кронштадтского.

Когда человек знакомится со святыми какого-то места, эти святые становятся для него близкими. И это помогает в укреплении веры. Иногда приезжаем в заброшенные храмы, где кроме алтаря ничего не осталось. Одни руины, но место-то – святое. Особая атмосфера сохранилась. И хор поет в алтаре, буквально на пятачке. Это непередаваемые ощущения. Так на приходе не послужишь.

– Знаю, что недавно вы на встрече с молодежью говорили об успехе. А как вы объясняете юным прихожанам, что такое успех?

– Я сначала дал нашей молодежи высказаться. Потом пригласил прихожан, которые когда-то заканчивали нашу воскресную школу, а затем получили медицинское образование. Они говорили, что, да, врачи не так много зарабатывают, но успех – не в деньгах. Успех в том, что они нашли себя, реализовали себя в любимом деле. Они помогают людям и сами чувствуют от этого необычайную радость. Успех в служении другому человеку. Многие люди, живущие в комфорте, совсем не успешны по внутреннему своему состоянию. Счастье – оно всегда внутри. Человек может быть ограничен в своих физических возможностях, но радостен. Вот говорят иногда: инвалидность – это конец, лучше бы инвалиду не родиться. Но многие дети-инвалиды умеют радоваться и жить с радостью. Мы, имеющие здоровье, какое-то внешнее благополучие, брюзжим, а люди с ограниченными возможностями могут показать пример настоящей радости. Жизнь – величайший дар Божий. Солнце, небо, природа… – это же дает необыкновенную радость!

Беседовал Никита Филатов


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить