Храм-Воин. Во имя героев Отечества

9 декабря в Российской империи праздновали День Георгиевских кавалеров. Традиция предков прославлять воинов, которые отдавали жизни ради Отечества и веры, продолжилась и в наши дни: в календаре современной России в 2007 году появился праздник – День Героев Отечества. Как память о наших солдатах и офицерах, моряках и летчиках в парке «Патриот» в Одинцовском районе Московской области 9 мая 2020 года, в день 75-летней годовщины Великой Победы, завершилось строительство главного храма Вооруженных сил Российской Федерации. Это духовный символ России, прославляющий величайшую победу жизни над смертью.
Протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, рассказал, что заставляет даже самых строгих критиков менять свое мнение, едва они переступают порог храма.

– Отец Леонид,  как появилась в христианстве традиция возводить храмы в честь военных побед?

Протоиерей Леонид Калинин

– Воинство имеет особое значение для земной жизни человека, потому что оно защищает нас от врагов видимых. А покровителями земного воинства являются воины Небесные, то есть Ангельские и Архангельские силы, которых мы вспоминаем в день Архистратига Божия Михаила и всех Небесных сил бесплотных. Один из самых почитаемых на Руси – святой благоверный князь Александр Невский: благодаря его искусному управлению страной и военным победам Русь сохранила свою национальную самобытность, не превратилась в сателлит Константинополя, а стала самостоятельной великой державой.

Что же касается наших храмов, то вспомним Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове Великом и храм Покрова на Рву – Василия Блаженного – в Москве – это как раз примеры возведения храмов в честь воинских побед, в частности в честь взятия Казани. Вспомним и прекрасные храмы Петербурга – и Морской собор, и Сампсониевский собор, посвященный Полтавской битве. Нужно вспомнить и Чесменскую церковь, построенную в честь победы в Чесменском сражении. А как не вспомнить битву при Клястицах?!

Святой благоверный воин Феодор Ушаков, великий русский флотоводец, не проигравший ни одного сражения, никогда не начинал баталии, не совершив молебна, не посмотрев церковный календарь, не почтив память святого, празднуемого в этот день.

– Можно назвать еще и храм Христа Спасителя…

– Храм Христа Спасителя – памятник славной победе в войне 1812 года – не только победе над Наполеоном, но и духовной победе над злом, потому что это взаимосвязано. В западном приделе храма Христа Спасителя вверху очень интересная композиция, которая называется «Вся земля да поклонится Тебе и да поет же имени Твоему, Вышний». Это цитата из псалма Давида, которая отображена художественно: Христос на Престоле, и перед Ним преклоняют колена старцы и владыки земные.

Именно в этом был еще смысл победы над Наполеоном и над тем страшным его нашествием на нашу землю. Французская революция, издевательски названная Великой, – это величайшее отступление от Бога. Наполеон с его абсолютным безбожием, ринувшийся на Русскую землю, получил такой отпор, который, конечно, навсегда запомнился в истории. И храм Христа Спасителя украшен – а иногда кажется, что очень странным образом, – рельефами малоизвестных святых, но оказывается, дни памяти всех этих святых совпали с крупнейшими сражениями той войны.

Самый яркий на сегодня пример храма, посвященного воинским победам, – тот, чье строительство завершилось в нынешнем году.

– Главный Воинский храм Вооруженных сил – Патриарший собор в честь Воскресения Христова. Это особое слово, особый взгляд, и я бы сказал, что это самое крупное событие художественной и церковной жизни. Если в храме Христа Спасителя мы воссоздавали утраченное, то здесь мы создавали новое и старались выразить христианские идеалы, нашу веру, великую Победу нашу языком высокого искусства, мозаики, скульптуры, живописи, прикладного искусства, символикой. Воинский храм – это продолжение традиции. Традиция тут в понимании прогресса, который присущ именно Церкви.

- А что такое прогресс в понимании Церкви?

– Это не движение куда-то в бескрайние просторы космоса, это движение ко Христу. Прогресс в Церкви – это приближение к Богу, непостижимому, неприближимому, к Тому, Кто всегда является той целью нашей жизни, которая, собственно, и делает нашу жизнь осмысленной. В Воинском храме мы постарались сделать следующий шаг, который был невозможен без творчества таких великих архитекторов и художников, как К. Тон, Н. Кошелев, И. Крамской, Г. Семирадский, таких великих скульпторов, как А. Логановский, М. Клодт, Н. Рамазанов. Они прочитывали библейскую историю, христианскую историю именно в контексте русского понимания и видения перспектив и прогресса в христианском смысле слова. Здесь мы старались обратиться еще более глубоко к корням, к истокам, к тому, «откуда есть пошла Русская земля».

– Вы опирались на творчество мастеров прошлого и создавали совершенно новый, уникальный храм?

– Мы старались выразить национальную самобытность Святой Руси, которая была проявлена в величайших памятниках древнерусского искусства, особенно Владимиро-Суздальской Руси. Собственно, и Воинский храм по своему архитектурному облику, безусловно, восходит к источникам именно Владимиро-Суздальским, хотя он необычный по цвету, он имеет такую как бы военную, защитную окраску, с одной стороны, но, с другой стороны, по своему строю он является продолжением именно этих традиций. Очень интересно эта мысль откликается в сердцах людей, мы обращаем на это внимание. Посещаемость храма поражает воображение: в летние месяцы, несмотря на пандемию, по субботним дням, по воскресным дням – более 30 тысяч человек. Люди говорят, что никогда не испытывали более сильного впечатления, для них это был по-настоящему духовный и культурный подъем, гордость за свою страну, за свое воинство и гордость за наше русское Православие. Проявляя древние корни и истоки, воинский храм укореняет нас в той почве, от которой никогда нельзя отрываться.

Мы старались выразить национальную самобытность Святой Руси

– Но ведь Православие и вообще христианство – наднационально…

– Безусловно. Я не стремлюсь искусственно, как бы за уши притянуть его к корням, но каждая Поместная Церковь имеет свою самобытность. Посмотрите на архитектурную форму грузинских храмов и представьте в Грузии наши пятиглавые русские храмы – они совсем не будут вязаться ни с этими горами, ни с укладом тамошней жизни, ни с какой-то суровостью горской. И, напротив, поставить грузинский храм где-нибудь в районе Боголюбова, вместо Покрова на Нерли, было бы совершенно диким. Вспомните румынские храмы, которые очень интересны по своим формам и тоже отражают особенности местной жизни. Бог насадил в этом мире чудный Свой сад, и все цветы в нем разные, но все они произрастают, славя Бога и раскрывая красоту в том понимании, которое свойственно той или иной Поместной Церкви, той или иной земле, той или иной почве даже, я бы сказал. Я с удовольствием упоминаю это слово, потому что именно почва, именно земля рождает плоть, а дух дает Бог.

– Мы выяснили, что в России много храмов уже было возведено в честь побед, тогда возникает вопрос: а зачем нужен был еще один?

– Великая Отечественная война – это уже совсем другая эпоха. Говорят, на войне атеистов нет, хотя я не совсем с этим согласен. Но даже если человек был неверующим, если он был атеистом и даже богоборцем, он невидимо все равно присутствовал в пространстве, в котором находится духовный мир, видимый нам, верующим людям. То есть над нами все равно Бог, над нами все равно святые, и поэтому на композиции западной части верхнего храма мы изображаем именно народ, воинство, от мала до велика, тех, кто защищал нашу Родину, – мужчин, женщин, детей. Все они находились под Покровом Божиим, и всем им содействовали наши русские святые. Не надо забывать, что Гитлер напал на нашу страну именно в день Всех русских святых, а позорно закончилась для него эта война в день Пасхи Христовой. Поэтому храм и назван в честь Воскресения Христова, прославляя ту Пасху, которая когда-то потрясла весь мир тем, что бесславно закончилась эта сатанинская, диавольская гитлеровская эпоха. И поэтому в противовес темной идеологии Третьего Рейха, построенной на зле и принуждении, построенной на жестокости, на превосходстве одних над другими, мы показываем, что Бог – Победитель, Бог – Творец, Бог – Источник всего, Он является Царем мира, Он является Солнцем правды, Он является для нас Тем, Кому мы служим, Кому мы совершаем свое искреннее поклонение и служение своей жизни.

На войне все были под Покровом Божиим, всем содействовали наши русские святые

– Получается, что в храме нет ни одного элемента, который не был бы наполнен особым смыслом?

– Абсолютно верно. В Воинском храме этими глубоко заложенными, может быть, где-то скрытыми даже, неявными такими, непрямолинейными смыслами в орнаментах, в ритмах, в солярных знаках мы восстанавливаем правду Божию и окончательно вбиваем таким образом осиновый кол в это страшное чудовище германского фашизма, который перевернул все в обратную сторону. Если бы он не переворачивал, не было бы таких жестокостей, не было бы такого зла, не было бы таких чудовищных планов по уничтожению целых стран и народов, по порабощению людей. Вы подумайте только: кто-то сейчас пытается оправдывать Гитлера! Говорить, что он, видите ли, нес свет человечеству. Это, я считаю, величайшее преступление и величайшая ошибка: он не мог нести света, потому что в его учении не было света. А мы как раз показали этот свет – Свет Христов, который просвещает всех.

- Поэтому  главной композицией храма является именно Воскресший Христос?

– Да, это рельефное изображение Христа Спасителя, прекрасно узнаваемое. Там все абсолютно ясно и понятно: если спросить, например, школьника или человека средних лет, кто там изображен, конечно, он скажет, что Христос. Это именно изображение Господа, которое узнаваемо, а это и есть канон в православном искусстве – узнаваемость личности. Но Он изображен так, как никогда раньше не изображался: во-первых, в объеме, во-вторых, Он изображен на фоне темного неба – неба ночи Воскресения, ведь Христос воскрес ночью. Именно ночью мы идем с вами крестным ходом вокруг церкви и поем «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», и потом священник, стоя перед вратами храма, возглашает славу Святой Троице, и тогда, в полночь, начинает петь «Христос воскресе из мертвых».

Мы как раз и хотели показать эту полночь, этот новый день, этот первый день величайшего вселенского торжества – Воскресения Христова.

Еще кромочка тонкая идет по верху цокольной части мозаичной – там изображен град Иерусалим, очень схематично, очень приблизительно: мы не знаем, каким был Иерусалим в то время, не было никаких ныне зримых символов этого города. Мы даем образ града Иерусалима, над которым, как над всем миром, царит Христос Воскресший, благословляющий нас и держащий в левой руке свиток, в котором тайна будущего века, вечного Царства со Христом, куда мы все стремимся. Мы постарались изобразить это величайшее событие, перевернувшее всю историю, и прославление Бога в этой композиции является той задачей, которую мы себе ставили.

Ведь, вспоминая минувшие войны, мы вспоминаем и жертв этих войн. Мы верим, что Господь милостив ко всем воинам, которые жизнь «положили за други своя», за свое Отечество, за правду. Они, так или иначе, становились воинами на стороне света, а не тьмы, и поэтому Воскресение Христово касается всех.

– В храме есть огромный складень…

– Этот складень открывается всегда в субботу на всенощной и остается открытым на весь воскресный день, и между ним – можно увидеть – самая восточная точка храма и скульптура Скорбящей матери, которую мы назвали «Мать Победителя», но при этом она скорбит о потерях своих детей, и это всем понятное переживание, к какой бы религии человек ни относился. Образ всеобъемлющей Победы, которая связана не только с православным воинством: в армии воевали и мусульмане, и буддисты – но все они воевали со злом.

Это поразительно! Майская Победа в Пасху Христову – очень глубокий жизнеутверждающий символ и свидетельство того, что Господь Бог именно в этот день сподобил нас так ликовать и радоваться тому, что враг был окончательно повержен.

– Отец Леонид, вы были председателем художественного совета по возведению этого храма. Что было для вас самым сложным в этой работе?

– Честно говоря, я горжусь тем, что Господь Бог меня сподобил, по благословению Святейшего Патриарха, принять участие в этом великом проекте и работать с такими замечательными людьми, равных которым я, честно говоря, и не встречал. Я имею в виду лично министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу и замминистра обороны Тимура Вадимовича Иванова, в крещении Василия. Оба люди глубоко верующие, и оба – понимающие значение этого храма для всей нашей страны, поэтому они смогли создать такую атмосферу братства – воинского братства.

Мы работали в обстановке, приближенной к боевой в прямом смысле слова, потому что в разгар пандемии колоссальное выбивание людей из строя по болезни: каждый день, приходя на стройку, мы не знали, вернемся ли мы домой или попадем в какой-нибудь госпиталь, и мы не знали, какова будет наша судьба, потому что люди и умирали на наших глазах, и мы это видели. Во время пандемии очень многие скончались, мы знаем, сколько священнослужителей полегло, и мы также могли среди них оказаться в любой момент. Но Господь нам продлил дни жизни, чтобы мы могли так же, как и наши предки, в боевых условиях рисковавшие жизнью под пулями врага, довести дело до конца, как бы ни было трудно. Мне лично, как председателю худсовета, было безумно тяжело видеть, как, приходя на стройку, я недосчитывался 10–15 человек: художников, мозаичистов, скульпторов, тонировщиков, резчиков – то есть самых важных и нужных людей, от которых зависели сроки строительства, сроки сдачи. Приходилось искать немедленно замену, и только мы находили замену, как выбивало новых людей.

Мы работали в обстановке, приближенной к боевой в прямом смысле слова: пандемия выбивала людей

– У храма было много критиков, но некоторые, насколько известно, поменяли свое мнение, увидев храм воочию.  

– Известный искусствовед Ирина Языкова, мною очень уважаемая дама, пришла с желанием не оставить камня на камне, дать искусствоведческий анализ с отрицательным знаком, но когда увидела это всё, замолчала – и этим проявила свою порядочность и выросла в наших глазах. А если еще смотреть на храм в более широком смысле, то это же феноменальный музей! Люди там проходят 1418 шагов к Победе. Идея тоже принадлежит Сергею Шойгу: показать каждый день войны. В последнем зале звучит величайшая песня «Журавли», и когда туда попадают после всего увиденного, пройдя каждый день войны, то люди, выходя оттуда, просто рыдают. Эти слезы искренние, ни один не выйдет оттуда равнодушным. Ни один. Мы хотели показать войну как она есть, и колоссальные наши потери, и колоссальную нашу скорбь, прославить подвиг тех, кто участвовал в этом, кто был на стороне добра, и света, и Бога. И вот это получилось. И когда человек, рыдая, выходит оттуда и приходит в храм и видит икону Воскресения Христа, победу Христа над смертью – вот тогда все пазлы, как говорят сейчас, сходятся, всё встает на свои места.

С протоиереем Леонидом Калининым
беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить