«Христос – воплощение Любви»

Выдержки из писем и проповедей Новомучеников и исповедников Церкви Русской о Христе Спасителе и о следовании за Ним.

1.JPG

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси:

Христос «был истинный Свет» (Ин. 1: 9), сама воплощенная истина.

*

Христос Спаситель указывает на материнскую любовь как на изображение Своей любви к людям (см. Мф. 23: 37). И Его любовь – любовь чистая, нежная, сильная, всеобъемлющая, готовая на всякие жертвы – любовь, которая широким потоком струится из Его Божественного сердца и изливается на всех, милуя, спасая и благотворя. Вся жизнь и деятельность Христа проникнута безграничною любовью. Какую бы сторону жизни Его мы ни взяли, в каждой из них любовь Его светит таким ярким, поистине, небесным светом, проявляется с такою всеобъемлющею полнотою, с такою святою и чистою пламенностью, что и без особых разъяснений она очевидна даже и для темного по уму читателя Нового Завета, ощутима и для немягкого сердца.

*

Он не щадит Себя для великого и трудного дела любви, не знает утомления, забывает голод и жажду, жертвует и естественными Своими привязанностями, и телесными потребностями. Свою любовь к людям Он проявляет во всевозможных видах благожелательности: в сорадовании и сострадании ближнему, в милосердии, помощи и самоотверженном служении его благу.

В Нем безграничная любовь к грешникам соединялась с неподкупною строгостью ко греху, твердость с мягкостью, достоинство с смирением, мужество с осторожностью, высокая мудрость с глубокою простотою сердца, душевное спокойствие с живостью чувства. Точно так же в Нем ничто не преобладает – ни ум, ни воля, ни чувство, а все находится в стройном согласии: в Нем – и величайший ум, и твердая сила характера, и нежное сердце. Он и мыслитель, и деятель: в Нем – чудное единение созерцательного и практического направления, глубокой серьезности и напряженности внутренней жизни с самою энергичною внешнею деятельностью.

*

Во Христе мы видим глубокое смирение, величайшую кротость, изумительное терпение и полное повиновение Богу Отцу.

*

Любовь Христа, выразившаяся по отношению к людям как в благодеяниях им, так и в незлобивом перенесении от них тяжких страданий, по отношению к Богу Отцу проявилась в полном повиновении Его воле.

2.JPG

*

Учение Христа Спасителя отличается от всякого другого учения тем, что Он Сам был главным предметом Своего учения.

*

Человек нуждается в освящении и возрождении: Христос, благодаря Своим заслугам, приобрел право посылать для этого к верующим Духа Святаго. По конце мира будет воскресение, суд и вечная жизнь: Христос – воскрешение и живот, Он будет и суд творить.

*

Он – Божественный Учитель, или, как называет Его блаженный Августин, – «Учитель учителей, Коего школа на земле, а кафедра на небе».


Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский:

Как редко встречаются ныне люди, жившие только для Бога и Богом! Многие ли могут в наши дни искренно повторить эти великие слова великого Апостола: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20)? Теперь-то именно и не прославляется Бог жизнью христиан. Спросите нашего современника: чем он живет, ради чего живет? Что самое главное у него в жизни? Вам укажут семью, должность, общественную деятельность, торговлю; немногие – науку, а некоторые назовут удовольствия, личное благополучие.

Но скажет ли кто, что для него самое главное в жизни – Бог, Церковь, спасение души, жизнь вечная? Нет, обо всем этом едином на потребу, почти никто не вспомнит. Христос совершенно удален из человеческой жизни, хотя многие и не решаются гнать Его открыто. Людям как бы жалко бросить Христа совершенно, но они и не любят Его настолько, чтобы ради Него отказаться от всех других богов.

Приведите вы себе на память всех святых угодников Божиих. Возможны ли, мыслимы ли подобные слова в их святых устах? Разве для них вся жизнь не была одним хождением пред Богом? Говорят о том, что вера Христова вовсе не влияет на жизнь людей. Да она и не может влиять, потому что ей не дают места в жизни. Ведь наполняла же Христова вера радостью неизреченной, блаженством и миром сердца святых угодников Божиих, которые жили для одного Бога. Всем, кто служит единому Богу, дух, живущий в них, «бо́льшую дает благодать» (Иак. 4: 6), пред которой жалки и ничтожны все призрачные мира дары.

Кто всего себя отдал Богу, тот приобретает вечное сокровище, которого «ни моль, ни ржа не истребляют, которого воры не крадут» (Мф. 6: 20), которое и за гробом остается. А наш современник, ревностно служащий идолам земным, с утра до ночи мудрствующий о земном, забывший о горнем, – что он приобретает? Что дают ему его идолы?

3.JPG

*

Иоанн Богослов называет Христа «Логосом жизни». Он Сам сказал о Себе: «Я есмь жизнь» (Ин. 11: 25). Он вообще дает миру жизнь (см. Ин. 6: 33), ибо и пришел для того, чтобы имели жизнь. Он – Начальник жизни.

*

Жизнь, о которой идет речь в Евангелии, можно, следовательно, понимать как спасение. Бог открылся спасающим в Своем Единородном Сыне, Который воплотился на земле.


Священномученик Михаил Чельцов:

Христос – воплощение Любви.

*

Слово Христа было не только мудро по содержанию, просто по изложению, – оно было и жизненно: оно всегда шло от сердца к сердцу и отвечало наболевшей от жизненной суеты и неправды душе человеческой. Кто ко Христу ни подходил, всегда тот уходил от Него удовлетворенным и успокоенным: всякая болезнь находила в Нем Врача, горе – Утешителя, радость – Друга, недоразумение – Учителя и советника.

*

Христос был воплощенной любовью, особенно проявленной ко всякого рода нищим и убогим, обездоленным и несчастным. Ею побуждаемый, Он и чудеса творил почти исключительно ради благополучия и радости других, Сам для Себя ничего не ища и не требуя. Любовь Его влекла в дома грешников и мытарей, останавливала на пути, не покидала Его в минуты Его отдыха и покоя. Она привела Его на крест. И человечество никогда не видело и никогда не увидит более высокого в жизни проявления любви. Христос представляется полным выражением любви, и только ее.


Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский:

Пошли ко Христу – значит, зажгли свечу. «Я – Свет миру» (Евангелие от Иоанна). От этого Единственного Света мы зажгли огонь в своей душе. И зажгли мы затем, чтобы во свете идти за Светом.

Зачем же мы глушим эти светильники? Зажжем – погасим, зажжем – погасим. Как неразумные дети! И сами знаем, что это плохая игра. Ведь мы же страдаем и мучаемся, оставаясь во тьме! Кто же, зажегши лампу, спрячет ее в сосуд? Или поставит ее под кровать? Всякий ставит ее на подставке! И ты подвесь лампу души – Божий Свет – в высоту, чтобы не грязнилась, чтобы свет ее освещал все пути сердца и было внутри тебя неугасимо светло, и чисто, и уютно.

И помни: пошел за Христом – значит, зажег свечу. И закрывать ее – совершать бессмыслицу вроде той, как спрятать зажженную лампу в шкафу, а самому сидеть в темной комнате. Не закрывай же и не закрывайся от Божьего Света!

4.JPG

Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский:

Брось всякие сомнения и искания относительно веры во Христа Спасителя. Внутри своего существа ты имеешь требования нравственного закона, ты чувствуешь, что они не земные, а небесные, Божественные. Христос Спаситель эти требования указал в наивысшем, недосягаемом, совершенном виде, как никто никогда из людей; значит, Он – Бог, ибо ты сам же согласен, что только Бог есть источник всесовершенного добра.


Священномученик Александр Миропольский:

Любовь Христа к человеку была облечена в милосердие, благость, долготерпение и изливалась из Его сердца на всех. Она собрала около Христа грешников, мытарей, прелюбодеев, разбойников. Любовь его радовалась с радующимися на браке, плакала с плачущими о Лазаре, исцеляла страждущих, воскрешала мертвых. Любовь заставила Христа пострадать и умереть за грехи мира. И все дела милосердия Его были искренни, нелицемерны, ибо «не было лести в устах Его» (1 Пет. 2: 22). Любовь Христа была неизмерима; превышала всякое разумение; она обнимала все человечество. На всех людей изливалась эта любовь: Иисус жил только ею.


Священник Анатолий Жураковский:

Наше солнце – это Христос, Победитель смерти и всякой тьмы. Вечным, немеркнущим, невечереющим светом сияет наше Солнце.

Жизнь Иисуса Христа открывается в нашем сердце. И когда приходит это откровение – бессильные становятся сильными, немощные – могучими, темные – просветленными, и все существо становится иным. Бессильны тогда стихии мира, и враг рода человеческого кажется поверженным, и мы чувствуем, что мы на пути ко спасению. Так бывает и так должно быть с нами. Как часто мы, подобно Савлу, ощущаем, что погибаем. Мы чувствуем, что погибаем под влиянием многих причин – под влиянием несчастий или под влиянием жизненных обстоятельств, внутреннего отчаяния, уныния, безнадежности, которые настолько овладевают нами, что мы теряем устойчивость или чувство погибели овладевает нами, и самым страшным является то, когда темные страсти поднимаются со дна души и душа бессильна бороться. Напрасно человек будет надеяться на собственные силы или на помощь близких. Одна наша надежда – Он, Христос. «Мы спасаемся Его жизнью».

5.JPG

Если в эти минуты скорби, испытаний, искуплений заглянет луч Божьей благодати и хлынут из горних источников божественные силы, то мы почувствуем себя на пути спасения. Он наш Спаситель. «Мы спасаемся Его жизнью».

Как бы ни было тягостно, как бы ни были тяжелы обстоятельства, надо открыть сердце навстречу гостю Божественному, Ему, Грядущему, потому что Он готов прийти, и Он стучит в сердце, но сердце бывает плотно закрыто. Если мы откроем душу Ему навстречу и Он войдет в душу, то мы ощутим, почувствуем, узнаем, что нет гибели, нет отчаяния для христианина, мы поймем, что значат слова апостола Павла: «Мы спасаемся Его жизнью». Мы тогда воскликнем вместе с апостолом: «Не я живу, но живет во мне Христос». Аминь.


Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский:

Христианину, верующему в слова Спасителя: «Се Аз с вами есмь до скончания века», открыта возможность получить радостное утешение от Самого Источника Любви во всех обстоятельствах жизни.


Священномученик Владимир Лозина-Лозинский, протоиерей:

Над этим полным страха строем,
Где грех, и ложь, и суета –
Мы свой надмирный город строим,
Наш мир под знаменем креста.

Настанет день, и час расплаты.
За годы крови и тревог,
Когда-то на земле распятый
На землю снова снидет Бог.

С крестом как символом спасения,
Он воззовет и рай и ад:
И, се, расторгнутся каменья,
Се, бездны тайны возвестят.

Полярные растают льдины,
Погаснет солнце навсегда,
И первозданные глубины
Откроет каждая звезда.

Тогда из тьмы времен сметенных
В последнем ужасе угроз,
Восстанут души убиенных
За имя вечное – Христос.

И Бог страдавший, Бог распятый,
Он примет подвиг их земной:
Его посол шестокрылатый
Их позовет своей трубой.
И в град Грядущего, ликуя,
Они войдут, как в некий храм,
И вознесется «Аллилуия»
Навстречу бурям и громам.

Тогда, о Боже, к смерти, к ранам,
Ко всей их скорби мировой,
Теперь Тобою осиянным,
Мы, люди, бросимся гурьбой,
Твоя любовь есть бесконечность;
И ради их, нас не кляня,
Ты, Господи, введешь нас в вечность
Невечереющего дня.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить