Когда Бог не слышит наших молитв?

Книга пророка Исаии. Беседа 10-я

Может ли быть такое, что люди молятся Богу, празднуют религиозные праздники – а Бог их не слышит?

Может. Когда жизнь человека вне храма резко контрастирует с тем образом, который он являет собой в храме. Когда соблюдаются ритуалы, но не заповеди. Когда человек чужд Богу, но пытается изобразить послушание Ему.

Конечно же, Бог слышит любую молитву и вообще все слышит. Но Он может «не слышать» в том смысле, что не одобряет, не благословляет, отвергает, не принимает молитвы. Почему? Потому что молитва не является голосом сердца – но исполнением религиозного обычая, бесполезным обрядом, атрибутом душевного комфорта.

«Праздники ваши ненавидит душа Моя…»>

Через пророка Исаию Господь говорит непослушным иудеям:

«Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис. 1: 14).

В греческом переводе 14-го стиха также указывается один из самых значимых иудейских праздников – Йом Киппур (День Очищения). Здесь он называется «день великий»:

«Новомесячий ваших и суббот и дня великого не могу терпеть. Пост и праздность, и новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя. Вы стали Мне в пресыщение, не стерплю более грехов ваших» (перевод с греческого текста П.А. Юнгерова).

Итак, Господь отвергает даже «день великий» – день поста, покаяния и отпущения грехов. Даже покаяние евреев было Богу уже неугодно, потому что к тому времени оно выродилось исключительно во внешнюю обрядовость.

«Мне тяжело нести их», – говорит Господь об иудейских праздниках. Конечно же, это всего лишь образ. Богу не может быть что-то тяжело в прямом смысле слова. «Тяжело нести» – в смысле неприятно, бессмысленно. Нечто в жизни иудеев перестало соответствовать замыслу Божиему о них. В том числе это касалось праздников и молитв.

«Изображая Бога уставшим от этих праздников, пророк, очевидно, намекает здесь на ту усталость, какую и всякий человек ощущает, когда ему приходится заниматься делами, не приносящими никому ни малейшей пользы», – говорится в Толковой Библии Лопухина.

Господь продолжает:

«И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1: 15).

Простертие рук или воздеяние рук к небу служило у всех народов внешним выражением молитвенных воздыханий к Богу. В чем же проблема иудейских молитв? – Руки молящихся «полны крови».

Здесь по-еврейски слово кровь поставлено в числе множественном, что указывает на изобилие крови. Пророк представляет иудеев, приходящих молиться в храм, как преступников, убийц, которые не успели еще вымыть рук после убийства.

Преподобный Ефрем Сирин в стихах об окровавленных руках видит мессианское пророчество о смерти Христа от рук иудеев:

В стихах об окровавленных руках – пророчество о смерти Христа от рук иудеев

«Руки ваши… обагрены кровью умерщвленных вами пророков и святых. А в этой крови, пролитой вами, предызображена тайна и той Святой Крови, которую еще прольете вы».

Разве грешник не должен молиться?

Но разве грешник не должен молиться? Молитва грешника имеет смысл, когда грешник ненавидит свой грех, отделяет себя от него и желает от него избавиться. Но «от молитвы, даже продолжительной, не бывает никакой пользы, если молящийся остается в грехах» (святитель Иоанн Златоуст).

Блаженный Августин Иппонский восклицает:

«Что делаешь ты, бесстыдный и жалкий? Зачем отягощаешь себя бременем еще больших грехов? Зачем, навлекая на себя скорейший гнев Его, протягиваешь ты к Богу свои оскверненные руки как свидетельство для своего наказания? Не взирает на них Тот, Кто повелел воздвигать к Нему лишь руки святые и непорочные. Зачем молишься ты Богу теми устами, которыми незадолго до этого ты говорил злое? Хотя бы и умножилось моление этих уст, оно ненавистно Богу» (О жизни христианской).

Святые отцы не говорят нам, чтобы мы не молились, когда впадаем в прегрешение. Они призывают нас исправлять жизнь, молясь Богу. И, кстати, прощать грехи других, помня о своих:

«Плохо молятся те, кто, упорствуя во грехах, бесстыдно просят Господа, чтобы Он простил им те самые грехи, которые они менее всего склонны прощать» (святой Беда Достопочтенный).

Повторится ли «русский урок»?

У Бога – если использовать человеческий образ – крик души. Бог видит человека в таком состоянии, в котором он не соответствует Божиему замыслу. Человек настолько далеко уклонился от своего назначения, что вернуть его можно только через большие скорби. И в преддверии этих скорбей Бог печалится о заблудшем иудейском народе, оплакивает его, обличает – в надежде пробудить спящую совесть.

У Бога – крик души. Бог видит человека в таком состоянии, в котором он не соответствует Божиему замыслу

Вспоминаются слова Господа об Иерусалиме, сказанные через пророка Иеремию:

«Видел Я прелюбодейство твое и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах в поле. Горе тебе, Иерусалим! ты и после сего не очистишься. Доколе же?» (Иер. 13: 27).

Эти библейские слова навеки останутся в истории как предупреждение. Предупреждение странам, городам, народам, отдельным людям. Суровое предупреждение о том, как можно получить великий дар веры – и не оправдать доверия Бога. Относиться к этому дару пренебрежительно – и лишиться его.

Перед нашими глазами много примеров: иудейский урок, византийский урок, русский урок. Трагедия иудаизма, который своими грехами довел себя до состояния «окамененного нечувствия» и духовной слепоты, следствием чего явилось убийство Мессии. Трагедия Византии, утратившей чистоту веры, сделавшей последнюю ставку на политические силы и деньги, а не на Бога. Трагедия России, когда обезумевшие крещеные люди взрывали храмы и убивали священников.

Библейские пророческие слова – для нас, сегодняшних израильтян: «верующие суть сыны Авраама» (Гал. 3: 7). Народ Божий есть Церковь. Это и мы, русские, в том числе. Пока еще верующие, хоть и в небольшом остатке. Пока еще сыны Авраама по вере.

Что будет завтра – зависит от нас. От нашей веры и любви к Богу, от нашего личного повседневного христианства. Именно оно определяет наше настоящее и будущее, личное и общее благополучие, качество жизни земной и загробной.

Дай Бог, чтобы те, кто имеет уши, услышали. И дай Бог, чтобы «русского урока» больше не было никогда.



Сергей Комаров 16 апреля 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить