Крест Назико Бенделиани

Сегодня, в день, когда маленькая горная Сванетия (это область Грузии) отмечает местный православный праздник Квирикоба, хочется рассказать о подвиге неприметной пожилой женщины этого народа, которая в наше непростое время живет в полном одиночестве в заброшенной деревне… и на свою небольшую пенсию восстанавливает древний разрушенный храм.

Сванетия – это самая высокогорная область на северо-западе Грузии. Это отвесные скалы, альпийские луга и озера, ледники, четырехугольные крепости-башни, которые стали символами свободы. В их честь Сванетию часто называют «Страной тысячи башен». Здесь, как и в других горных районах Грузии, смешиваются языческие и христианские ритуалы и обычаи. Например, Лампроба. Этот праздник устраивается в начале весны для хорошей погоды и хорошего урожая. Главным атрибутом этого праздника являются деревянные светильники – лампреби. После ритуалов с лампами сваны собираются вокруг костра, поют и танцуют. В Сванетии отмечается с большим размахом также большой праздник Квирикоба, который празднуется в церкви святых Ивлиты и Квирике 28 июля. В Верхней Сванетии этот праздник также называют «Свимоноба». После исполнения религиозных гимнов участники церемонии зажигают свечи и совершают обход вокруг дома. 

Народная память хранит множество сказаний и легенд. Очень популярное предание повествует о влюбленных Ушбе и Тетнулди. Из-за вражды семей их любовь была обречена. Тетнулди в своей молитве попросила превратить ее в гору. Убитый горем Ушба также попросил Всевышнего сделать его горой. Их молитвы были услышаны. Гора Тетнулди часто бывает покрыта облаками, чтобы никто не мог увидеть ее красоту, кроме Ушбы, который любуется ею сверху.

В Сванетии несколько очень древних церквей, в которых есть чудотворные иконы. Все сваны очень религиозны. О подвиге одной из сванок мне и хочется рассказать.

***

Весеннее холодное утро только вынырнуло из туманной зыби. Горы светлели на восходящем солнце, меняя природные краски. Быки медленно тащили вперед плуг, взрывая им каменистую землю. Пахотной земли в Сванетии мало, и потому важен каждый клочок. Вдруг быки встали. Видимо, плуг зацепился за большой валун. Погонщик, муж Назико, нагнулся посмотреть. Так и есть. Еле сковырнул он глыбу с места и отволок ее в сторону. Назико нагнулась над образовавшейся ямой и увидела нечто странное. Какие-то развалины. Стали вдвоем копать дальше и поняли, что перед ними разрушенная церковь.

Стали копать – и поняли, что под землей разрушенная церковь

Продолжать пахоту не стали. Святое место. И пошли дальше, выискивая еще свободный участок для посева.

В свое время, двадцать лет назад, последние сельчане ушли из этой деревни из-за большого снега зимой, спустились пониже. Но семья Назико не прижилась на новом месте и решила вернуться на обжитое место в одиночку.

Неожиданная находка сама собой подала идею: обнаруженное место расчистить максимально, в программе-минимум водрузить крест, а в программе-максимум восстановить церковь в былой красе. И тогда, может быть, в покинутую деревню в горах вернутся люди. Жизнь закипит и получит новый виток.

Жизнь закипит и получит новый виток

Супруги привели археолога, который подтвердил их догадку, и приступили к делу, но муж вскоре скончался, и Назико пришлось воплощать эту гигантскую идею в одиночку. Она продала одного быка и на вырученные деньги заказала металлический крест. Сама изготовила из проволоки освещение, чтоб в ночное время крест был виден издалека. Пройдет пеший или конный по горным тропинкам, увидит свечение и вольно или невольно перекрестится.

Так в деревне Бабели и живет в полном одиночестве Назико, откладывая со своей пенсии часть для осуществления своего замысла. Постепенно появились в деревне несколько семей, но живут они далеко от дома Назико.

Каждый день ей приходится молоть муку, носить воду, заготовлять дрова, выращивать овощи. Проезжей дороги к деревне нет, и любое передвижение – либо пешком, либо на лошади. Зимой особенно тяжело, когда выпадает метровый снег.

Поступок Назико явился примером для других: возможно, они тоже решат  переселиться в это место, чтобы закипела жизнь в заброшенной деревне.

 Сама женщина говорит:

Живу, чтобы свою малую лепту внести в строительство церкви

– Живу, чтобы свою малую лепту внести в строительство церкви, и надеюсь, что она когда-нибудь будет построена.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить