Критерии Страшного суда

Слово в Неделю мясопустную, о Страшном суде

Последний день этого мира будет завершением ожиданий и чаяний человека и человечества, днем торжества Церкви Христовой. Но каким он будет для нас, для каждого?

В Откровении Иоанна Богослова Господь говорит: жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр. 22: 17). Господь дает даром, но насколько мы жаждем, нужна ли нам эта живая вода? Не обязательно ждать Страшного суда, чтобы узнать свою участь. Честно заглядываю в себя и вижу: мое место точно не в раю, дай Бог, хоть с краю, но… Мы все знаем, где наше место после Страшного суда. Знаем, жаждем мы быть вечно с Богом или не жаждем.

И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других… (Мф. 25: 32).

Бог есть любовь. Он создал этот мир, создал человека, для которого и был создан мир. Бог пришел в мир в теле человека, пострадал за него, чтобы вернуть ему утраченное блаженство. Из-за любви Бог до сих пор промышляет о каждом человеке, Ему известными путями ведет к Себе. Когда-то наступит Царство любви, Царство жизни в Боге, время райского общения Бога с человеком.

Царство Божие есть Царство любви, жители его живут в любви. Попасть в него можно только по любви, соответственно и критерии Страшного суда – критерии любви: любви к Богу и любви к человеку.

Критерии Страшного суда – критерии любви: любви к Богу и любви к человеку

Те, кто сейчас рядом с нами – рядом дома, рядом на работе, на улице, – возможно, тоже попадут в Царство Божие, и… в Царстве Божием мы будем точно так же осуждать, раздражаться, не хотеть видеть того, другого, третьего. Будем осуждать власти, пусть оставшиеся в прошлом, а может – по привычке – и местные, небесные, будем сплетничать друг о друге – по привычке. Всё, что мы привыкли делать здесь, перейдет туда. Но ведь это не Царство Божие, а продолжение нашей мелочной жизни здесь. Все привычки останутся с нами, они будут нам Судом. Даже не судом, а самоопределением – где и как я хочу жить после смерти.

В Царстве Божием на богослужении мы будем болтать со знакомыми, ругаться за очередь, судить молящихся, стонать: «Когда же закончится эта служба?!» Никогда не закончится. Богослужение, общение с Богом там вечно. Там только и разговоров, что о Боге. Не распробовали мы молитву, с Богом скучно. Царство Божие будет нам несносно. Страшный суд – только печать на нашем выборе.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о тех же критериях Суда, о тех же условиях вхождения в Царство Божие. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. …так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25: 42–43, 45). По левую сторону встанут те, кто не смог полюбить ближнего, не разглядел за ним Господа. А Христос называет их братьями и болеет за них как за братьев. Любовь к Богу и ближнему – в этом всё Евангелие, все заповеди.

Господь не упоминает в этой притче других заповедей, кроме милосердия, почему? Неужели дела милосердия важнее других дел? Не важнее, но они яснее показывают доброту сердца. Если мы делаем их не по корысти, не из-за славолюбия, личных выгод, то они явно открывают в нас любовь к ближнему и через него к Богу. Невозможно любить Бога и не любить ближнего.

В этой же главе Евангелия, перед притчей собственно о Страшном суде, есть еще две притчи по сути о Суде: о таланте, который зарыл ленивый, и о пяти девах, которые не успели.

Как-то попала на глаза фраза «синдром отложенной жизни». Подумал: «Точно, есть такое. Но эта психология не для верующего». Через пару мгновений: «Да! Для верующего тоже, и в еще большей мере». Синдром отложенной жизни. Мы откладываем свою духовную жизнь на потом, на «через час», на вечер, потом устаем, засыпаем, не успеваем. И так изо дня в день, остываем, отходим, забываем. И на пороге смерти… не успеваем.

Есть выражение «влиться в коллектив» – в Царство Божие мы пока не влились. Поезд вечности уходит без нас.

Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Если душа вне любви, то не благоволит о ней Небесный Владыка. Принуждать же ее произволение никогда не хочет Бог, потому однажды и навсегда предоставил душе свободу вести жизнь, какую сама хочет».

Жаждущий пусть приходит (Откр. 22: 17). Аминь.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить