Кто из нас готов предстать перед Судом Божиим? Часть 1

Сегодня я хотел бы обратить наше внимание на серьезную проблему, которой, осмелюсь сказать, не придают значения даже известные религиозные деятели.

Каждый вечер мы обращаемся к Богу со словами: «Господи, в покаянии и исповедании приими мя». И человек, не готовый в любой момент предстать перед Судом Божиим, не может утверждать, что он по-настоящему религиозен. Задам вопрос сначала себе, а потом вам (я имею в виду только тех, кто религиозен, и не говорю о начинающих и просто наблюдающих за происходящим со стороны). Если прямо сейчас Господь скажет: «Приидите к ответу!», сможем ли мы предстать перед Престолом Божиим? Перед судом нелицеприятным, судом без эмоций и ложных показаний? Есть у нас силы устоять? Большинство из скромности скажет «нет». Остальные дадут отрицательный ответ из истинного смирения.

Кто готов предстать перед Судом Божиим? И почему этого не можем сделать мы? Потому что мы грешники, будет ответом. И как же вы боретесь с грехом? У вас болит голова – вы принимаете аспирин, у вас жар – вы глотаете антибиотики. Заболев, обращаетесь в больницу. Но как вы боретесь с грехом, и какое есть от греха лекарство? Вы чем-то отравились. Разве вы будете это есть снова? Нет! Вы однажды согрешили, почему вы грешите опять? Где логика, простая логика? Отложим теологию! Где элементарная логика? Итак, сегодня мне бы хотелось об этом поговорить.

Кто думает, что готов явиться на Суд уже сегодня вечером? Я не уверен, что кто-то может предоставить мне договор, подписанный Иисусом Христом, согласно которому у него есть время для покаяния, есть еще время пожить и разрешить все свои проблемы. И поэтому он всё откладывает на завтра, ленясь заняться этим сегодня. Не думаю, что кто-нибудь может сказать: «У меня впереди еще двадцать лет жизни». Я не знаю, что тебе нашептывает диавол. Для меня важно то, что говорит Христос. Вы спросили у Христа? Иисус Христос не обещает нам жизни здесь. Он обещает нам жизнь там. Многие люди живут иллюзией, что у них еще есть время. Это великая уловка сатаны, этого существа с 8000-летним опытом, хорошо знающего, как украсть настоящее, пообещав будущее. А когда наступит завтра, украсть и этот день, снова пообещав завтра.

Это великая уловка сатаны – украсть настоящее, пообещав будущее

В Патерике рассказывается, как однажды сатана явился одному отшельнику и сказал: «Никуда ты от меня не денешься. Да, ты не в моих руках, но за сорок лет, которые ты еще проживешь, ты обязательно станешь моим. Даже и не надейся на спасение!» И исчез. В голове у монаха звучало: «Еще сорок лет! У меня еще предостаточно времени. Впереди целых сорок лет жизни! А не сходить ли мне в родную деревню, посмотреть, как поживают мои близкие? И сразу вернуться! Ну сколько я там пробуду – пять дней, десять дней? Я здесь уже сорок лет и проживу еще сорок, всего восемьдесят. Ничего плохого не случится за эти пять–десять дней. Схожу, посмотрю, жива ли моя мать, как там мои родственники. Они ведь тоже люди Божии! Посидим, побеседуем». Прекрасная приманка сатаны, соблазняющая монаха покинуть место уединения, тем самым нарушив многолетний подвиг отшельничества. Настало долгожданное утро. Монах, взяв котомку и посох, начал спускаться с горы. Но Бог сжалился и послал пред ним Ангела. «Куда ты собрался ни свет ни заря?» – спросил Ангел. «Я иду вниз», – ответил монах. «Вернись! Бог пожалел тебя и послал меня сказать, что сатана тебя обманул!» Монах пришел в себя и вернулся в келью, горько плача и раскаиваясь в своем падении. На третий день он умер. Сорок лет сатаны были тремя днями в исчислении Бога!

Доктор сказал вам, что у вас все хорошо. Медицинское обследование показало, что вы абсолютно здоровы, полны сил. А завтра вас несут на кладбище... Неожиданно? Машина выскочила на тротуар и сбила вас и вашего ребенка. Смерть – это вор, действует она очень быстро, и вы не знаете, когда, куда и как она придет. Никто не знает. Это дамоклов меч, висящий над головой каждого из нас. Логично спросить себя: «Если я покину этот мир сегодня вечером в результате аварии, несчастного случая или скоротечной болезни, каково мое состояние, готов ли я к этому?» Наш уход может произойти в любое время и в любом возрасте, и такая халатность в подготовке к этому событию – большой грех! Это безразличие, несмотря на то, что в любой момент ты можешь оказаться с билетом до конечной в руках, представляет собой смертельную опасность! Мы должны быть как человек, который запланировал поездку за границу и ждет телефонного звонка из турагентства с сообщением, что корабль отплывает сегодня. И этот человек не едет на пикник, не отправляется на прогулку в парк. Он не может отлучиться и не планирует никаких дел, ожидая в любой момент уведомление из агентства, что время пришло, и корабль уходит. Пора, настал этот день!

Наш уход может произойти в любое время, и халатность в подготовке к этому событию – большой грех!

Представим себе многоэтажный дом, в каждой квартире которого живут верующие христиане. И каждый из них при выходе из дома должен исповедоваться Господу, стоящему у двери. Думаю, что их исповеданными грехами можно было бы загрузить не один корабль! И это те, которые веруют во Христа, веруют православно, верят Таинствам и духовенству, возжигают свечи и постятся, – именно они нагружают грехами целые корабли. Они не исповедуются и не причащаются. Ходят в церковь, не причащаясь. Они религиозны по-своему, создали собственную религию и думают, что Христос примет их такими, какие они есть. Хотя выглядят они, как нагруженные ежи с виноградинами на спине. Именно так выглядит большинство из нас вместе со своими грехами.

Вы когда-нибудь видели, как ежик собирает виноградинки для своих ежат? Он сбрасывает виноград на землю и начинает по нему кататься, накалывая ягоды на иголки. Так он потом и идет, похожий на собранную елочную гирлянду. И ему надо двигаться по открытой местности, чтобы не растерять собранный урожай, зацепившись за какой-нибудь куст. Так и большинство из нас: мы не идем узкими вратами, которые Иисус Христос приготовил для верных. Наша духовная жизнь малоподвижна, мы никуда не торопимся и не боремся с чувствами, разрушающими нашу душу. Мы не обращаем внимания на наш язык, на наши глаза, уши и на наши прикосновения. Мы часто сплетничаем и шутим, а также сквернословим и проклинаем. Можно ли называться христианином, причисленным к избранному стаду Господа, и не быть готовым уйти из этого мира в любой момент? Скажешь: «Я буду готовиться!» Охотно верю! Но будет ли для этого время? Может, Господь и прибавит вам жизни, а может быть, предел уже положен. Может, добавляемое время неполезно для вас. Кто вы и кто я, чтобы Господь нас ждал? Разве Он обязан ждать меня, пока я буду жить по-своему? Мы как-то несерьезно к этому относимся. Сходите на кладбище и посмотрите, сколько там могил. Почитайте газеты, и вы узнаете о множестве несчастных случаев и происшествий, каждый день отправляющих людей на тот свет неподготовленными.

Однажды я прочел в одной книге: «Рождаясь, человек оказывается в начале дороги, наполненной зажженными свечами. Каждый день он берет по одной свече, и свечи естественным образом убывают». Откуда вам знать, не была ли свеча, полученная вами сегодня утром, последней? Как узнать, не станет ли ваша уютная постель вашим смертным одром? Может кто-нибудь вам это сказать?

Недавно мой знакомый ходил в банк, чтобы оплатить какой-то счет, но служащий банка его не принял, сказав прийти в понедельник, так как они закрываются ровно в полдень. «Что же, – говорит ему мой знакомый, – как будет угодно Богу, я приду в понедельник». «Главное – человек, а не Бог. Человек решает», – ответил ему служащий банка. Завязалась дискуссия, мой знакомый пытался его переубедить, но тот твердил свое – человек главный, а не Бог! «Я сам определяю жить мне или умереть, сам устраиваю свою жизнь, а вы мне говорите, что Бог прежде всего». В конце концов мой знакомый ушел, увидев, что из этого разговора ничего путного не выйдет. На следующий день, банковский служащий вместе с супругой решили сходить в гости к своим друзьям. Пока жена заканчивала последние приготовления, он присел в зале, раскрыл газету и решил почитать, ожидая супругу. Через некоторое время он издал короткий звук, напоминающий храп. Услышав это, жена подумала, что он уснул. А он умер, накрыв лицо свежей газетой! В понедельник, придя в банк, мой знакомый служащего не нашел, но увидел на стене объявление, извещающее о его похоронах. Вот так устроен человек. Где же логика?

Старые и молодые думают, что им еще жить и жить, ведь сатана большой искусник. Величайшая уловка сатаны, этого опытного существа, заключается в следующем. Говорят, что однажды было большое собрание у веельзевула со всем его персоналом. Каждый, исходя из своего опыта, предлагал, что можно сделать, чтобы люди стали еще злее. Многие черти высокого ранга говорили, что нужно разжигать войны, чтобы человек убивал человека. Другие предлагали усиленно разрушать семьи. Третьи – приучать людей хулить Бога. Четвертые призывали распространять побольше ересей. Но хозяина, все, что он слышал, не удовлетворяло. Там же, где-то сбоку, сидел один маленький чертенок. В свою очередь и его спросили, хочет ли он что-нибудь сказать. «Я придерживаюсь мнения, чтобы не делать ничего, что говорили высокоуважаемые выступавшие. Надо рассказывать миру, что есть Бог, есть ад и рай, что Христос спасает. Мы расскажем всё это людям, добавив в конце, что у них еще предостаточно времени, и торопиться им ни к чему». «Именно так мы и сделаем», – сказал хозяин. Это так. Именно это и происходит. Найдется ли мать, говорившая когда-нибудь со своим ребенком о смерти или о том, что абсолютно все люди когда-то умирают? Горе ей, если она никогда не разговаривала с ним об этом. Значит она относится к своему дитяти как к предмету, видя только его наружность, и совсем не заботится о состоянии его души.

Что требовал Христос от человека, придя в мир? Может, он просил лампады и ладан? Или чтобы ему возжигали свечи величиной в Его рост? Может, Он просил грешить, просил о подобных вещах? «Покайтесь!», – сказал Он Сам и через Своего Предтечу. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» – сказал Он, начав Свою проповедь. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное, и веруйте в Евангелие». А Евангелие – это Он Сам. Обетование сбылось. «Сын Божий родится от Девы», чтобы взять грехи мира, Он «оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис. 53: 11).

Только если человек будет последовательно и постоянно раскаиваться, исповедоваться и причащаться, у него есть шанс на спасение

Только если человек будет последовательно и постоянно раскаиваться, исповедоваться и причащаться, оградив себя от внешнего мира, у него есть шанс на спасение. Девяносточетырехлетний святой Арсений, чудотворец, воскрешавший мертвых, просил: «Дай мне еще времени, Господи, для начала покаяния...» Потому что в каждом грехе, в каждом падении необходимо покаяние, необходимо исправление. Если у вас один грех, вам нужно покаяние. Если их у вас их сто, вам опять же нужно покаяние. Бесплатное лекарство предлагается вам. Но существуют наше я и наша плоть. Эти двое не дают человеку смириться и искать Божией Благодати и прощения грехов. Началось это давно, еще в Раю. Что вы скажете, если Адам и Ева не перекладывали бы ответственность и раскаялись в грехе, может, вопрос был бы решен прямо тогда? У Бога не было бы причин становиться человеком, принимать перенесенные Им страдания и достигать чрева ада! Но, к сожалению, Адам перекладывал ответственность на Еву, Ева – на змея, и оба они – на Бога, потому что это Он создал Еву, это Он создал змея. Это мы и делаем сегодня. Виноваты все, кроме нас! Кому-то просто не везет. Кто-то винит отца, мать, учителей, соседей, общество. А что такое общество? Разве это не сумма индивидов и семей? Что такое семья? Разве это не сумма личностей? Если мы в своей семье будем хитрить между собой, то какой будет семья и, следовательно, общество?

Давайте каждый исправит самого себя и увидит, что семья станет настоящей семьей, а общество преобразуется в рай. Но, если я лукавлю, во что превращается моя семья, во что превращается общество? В джунгли! Общество способно усваивать добро. Зло никогда не бывает сильнее добра, если мы сами не поработимся ему. Почему плохой должен сделать меня плохим, а я, хороший, не могу сделать его хорошим, или хотя бы, если мне не удается его исправить, самому не склониться на сторону зла? Почему? Потому что я не живу правильно и никогда не был хорошим. Я готов пасть, отказаться от Христа, не веря в Его спасение. И вы видите, сколько людей оставляют православную веру, сколько людей отказываются от христианства, словно никогда и не было праведных христиан. Но мы знаем тех, которые стяжали святость, приняв мученическую кончину. Христос жил в них. Они отдали свое тело, они отдали всё, чтобы не потерять свою душу. И они обрели ее в вечности!

(Продолжение следует.)

Перевел с греческого Константин Митин
Издательство «ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΚΥΨΕΛΗ»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить