Кто отлучит нас от любви Божией?

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Фото 1 (13).jpg
Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт)

Дорогие братья и сестры! Святые новомученики и исповедники Церкви Русской совершили свою великую жертву не только благодаря своей вере, ибо ее было бы недостаточно для того, что они совершили. Гораздо в большей степени к мученическому подвигу их вела любовь, самая совершенная любовь к Богу. Сегодня мы услышали слова святого апостола Павла: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8: 28).

Святые новомученики и исповедники Церкви Русской сопротивлялись и дали отпор князю мира сего. Они прекрасно понимали, что, как говорил преподобный Макарий Египетский, он есть «жезл наставления и бич, которым наносятся болезненные удары тем, чей ум остался неискушенным».

Фото 2 (14).jpg

Что означают эти слова подвижника-отшельника, одного из великих отцов нашей Церкви? Через страдания и искушения князь мира сего не по своей воле, а по воле Божией уготовляет всем нам великую славу и честь. Нечестивые со своими злыми намерениями могут способствовать тому, что совершится в итоге добро.

Для добрых душ или для тех, у кого есть хотя бы добрые намерения, то, что кажется страданием, превращается во благо. В зависимости от внутреннего настроя человека разные вещи, случающиеся с ним, служат как препятствия или как средства ко спасению души. Но иногда бывает так, что даже против нашей воли Бог дарует нам возможность спастись.

Для ленивых и маловерных, для неустоявшихся в уповании на Бога препятствиями к вечной жизни являются страдания, трудности, болезни, бедность и поношения. Для других, напротив, этими препятствиями являются богатство, здоровье, слава и процветание. Но для людей разумных и верующих как одно, так и другое служит подспорьем для стяжания Царства Небесного.

Откуда мы должны черпать силы для этого? Мы находим силы для такой надежды и уверенности в отказе от всего мирского и в устремлении к любви к Богу, к Нему одному. Бог творит добро тем, кто любит Его.

Если же у боголюбца недостает смирения и благоразумия, то и сам он недолжным и неправильным образом примет благодать. Враг нашего спасения умеет хитростью превратить душевный мир, данный нам Богом, в препятствие к нашему спасению. Человеку, обкраденному таким образом, кажется, будто в нем действует благодать Божия, и он по недостатку опыта или по небрежению позволяет своему уму расслабиться. Он забывает, что только в состоянии трезвения у человека могут сохраняться ровные, гармоничные отношения со своим Творцом.

Бог желает, чтобы человек служил Ему не из страха и даже не из стремления к стяжанию Царства Небесного, а из одной любви. Он хочет, чтобы мы осознали, что наше служение Ему является естественным порядком вещей. Ведь слуги обязаны служить своему Создателю и Господину.

Поэтому Бог попускает душам искушения как через страдания и лишения, так и через покой и мир; дабы испытать, кто основывает свою любовь к Нему на некой корысти, на стремлении обрести Царство Небесное, а кому, в свою очередь, нужен Он Сам.

Душа, истинно, искренне любящая Бога, осеняется Божественной благодатью – даром Святого Духа, Который исцеляет нас от греховных страстей, в которых мы находимся вследствие грехопадения. Он избавляет наши души от греховного оцепенения.

Когда человек путем воздержания и следования заповедям Божиим освобождает свою душу от чуждого ей бремени, тогда в его сердце привлекается благодать Святого Духа. Сам Господь как бы вселяется в душу такого человека. Апостол говорит об этом: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6: 17). Такую великую любовь Бог дает человеку, униженному своими грехами. Об этом молился Сам Господь: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17: 21).

Душа, которая любит Бога, подчиняется силе Божьего духа, чтобы Он мог прийти, вселиться и царствовать в ней. В таком состоянии мы можем воскликнуть вместе с апостолом: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8: 35).

Добровольное подчинение Небесному Творцу дает нам состояние истинной свободы, возносит в невообразимые просторы, делает нас причастниками Божественной славы и величия.

Фото 3 (13).jpg

Нашими путеводными звездами на Божественном небосклоне, дорогие братья и сестры, являются святые новомученики. Они – наши указатели, которые были действительно готовы к жертве, как овцы, которых ведут на заклание. Ни скорбь, ни нужда, ни гонения, ни голод, ни холод, ни опасность, ни меч не могли отлучить их от любви Божией.

Наши путеводные звезды на Божественном небосклоне – святые новомученики. Когда мы становимся едины с ними, мы становимся едины и с Отцом Небесным.

Наша любовь, дорогие братья и сестры, к новомученикам и исповедникам Российским ведет нас к нашему общему Единому Отцу. Когда мы становимся едины с ними, мы также становимся едины с нашим Небесным Отцом. И если нам не дана возможность положить свою жизнь за Господа в телесном, физическом смысле, какая была у них, то все же нам дается спасительная заповедь на все времена: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19). Аминь.

Перевела с немецкого Александра Калиновская

Orthodoxe Bibliothek

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить