Лекарство от массового безверия + Аудио

Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери

Лекарство от массового безверия. Проповедь архимандрита Иова (Гумерова)
на Божественной литургии 4 ноября 2016 г. (Продолжительность 0:21:15 мин, размер 15.3 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

С праздником, возлюбленные братья и сестры! Сегодня праздник Казанской иконы Божией Матери. И во все дни, когда совершается торжество в честь Матери Божией, будь то двунадесятый праздник или память чтимого и чудотворного образа, всегда на душе радостно, тепло и всегда присутствует надежда, потому что Матерь Божия на протяжении всей истории Христовой Церкви неоднократно являла Свою Материнскую помощь. Никогда христиане, которые хоть малым движением души обращались к Ней, не оставались без помощи. Сегодняшний праздник согревает нас теплом, надеждой и вместе с тем назидает. Потому что все события, в которые мы всматриваемся, учат нас тому, что Матерь Божия с Ее безграничной любовью к нам, с одной стороны, и наша ответная любовь, с другой стороны, должны соединяться. 

Мы знаем, что икона, память которой мы сегодня совершаем, явилась 8 июля 1579 года. Если обратиться к последовательности исторических событий, то увидим, что явление это было в бедственный час, именно тогда, когда была нужна помощь Матери Божией. Уже прошло более четверти века, как была завоевана Казань. Многие из татар были обращены в православие, но не все делалось правильно. И потому разразился пожар, который сжег половину города. Город был в основном деревянный, причем большая часть пожара пришлась на те кварталы, где жили христиане. Такие события, как пожар, который сжигает половину большого города, бывают посланы именно за наши грехи, за наше беззаконие, за наши отступления. И поэтому Матерь Божия явила помощь, чтобы люди осознали свою греховность, принесли покаяние, чтобы жизнь продолжилась в благочестии, с тем чтобы и дальше совершать дело, угодное Богу и обращать людей к Христовой истине. На пепелище, именно на том месте, где сгорел дом стрельца Онучина, девятилетней Матроне, отроковице, трижды являлась Божия Матерь. Трижды, потому что после первого и второго явления, несмотря на попытки отроковицы обратиться к священноначалию, не предпринимались никакие шаги, чтобы исполнить волю Божией Матери и обрести икону. И вот после третьего явления уже они сами – мать и отроковица Матрона – пошли на это место и стали копать. И на глубине примерно одного метра обрели икону, которая сияла, как только что написанная. Приходским священником, как раз недалеко от того места, где была обретена икона, служил Ермолай, будущий священномученик Гермоген. Мы дивимся тому, как Божественный Промысл все дивно и премудро устраивает. Ермолай явился свидетелем тех чудес, которые последовали после обретения этой иконы. Уже в самый тот день два слепца прозрели, потом были другие чудеса. И эти чудеса и благодеяния Господа и Матери Божией были описаны священником Ермолаем.

Казанская икона представляет собой иконописный тип, именуемый Одигитрия. Одигитрия означает Путеводительница. Она ведет нас ко спасению, к благочестию, чтобы мы думали о Небесном Отечестве, к которому стремимся, и не забывали Отечество земное, которое, по слову святителя Филарета Московского, является предградием града Небесного.

Одигитрия означает Путеводительница. Она ведет нас ко спасению, к благочестию, чтобы мы думали о Небесном Отечестве и не забывали Отечество земное

Но вот после обретения иконы прошло время, и на Руси настали страшные времена. На страну двинулось полчище иноплеменников – поляков, литовцев. Они настолько упорно шли к тому, чтобы овладеть Русью, что дошли даже до Кремля. Причина этого в том, что не было среди нашего народа единства, не было должного благочестия, не было всего того, что привлекает благодать Божию и хранит страну, землю, людей от всяких тяжелых испытаний. Москва, стольный град со святынями и храмами, оказалась в руках поляков и литовцев. И здесь опять было испытание – испытание благочестия людей, испытание преданности и верности Богу, любви к Матери Божией. Первое ополчение, которое было создано с тем, чтобы освободить город, потерпело неудачу. Вероятно, потому что не было единства, были расхождения, споры, отстаивание своего, своих личных интересов – сословных или личных в прямом смысле. И вот оно потерпело поражение. И тогда пришла грамота в Нижний Новгород от патриарха Гермогена. Поскольку она не сохранилась, то некоторые историки предполагают, что, возможно, грамота пришла не от него, потому что он был в заточении, и ему трудно было бы послать ее. Может быть, она пришла из Троице-Сергиевой Лавры. Но в любом случае мы знаем одно – это исторический факт – что священство Нижнего Новгорода, знатные люди и вообще люди патриотического настроя собрались на городской собор, откликнувшись на призыв защитить землю русскую. И во время этого собора очень ярко, ревностно, с истинно патриотическим настроем выступил Косьма, сын Мины. Мина – это известное имя, в честь великомученика Мины – так звали его отца. Поэтому мы говорим Косьма, в народе Кузьма, Минин. Он не только горячо призывал не жалеть себя, проявить истинную любовь к Отечеству, стойкость, но и явил житейскую мудрость. Он предложил оценить имущество всех горожан, и каждому предписывалось одну треть пожертвовать на дело спасения Отечества, чтобы купить оружие, повозки, лошадей. И треть имущества каждого, а кто был победнее – одну пятую, употребили на то, чтобы второе ополчение было крепким, обеспеченным амуницией, оружием. И оно двинулось на спасение стольного града. Я не буду пересказывать все исторические события, вы их знаете. Но обязательно нужно упомянуть, что 22 октября по юлианскому календарю, это нынешнее 4 ноября, был взят Китай-город. Это считается как раз тем событием, которое положило основание празднованию именно в этот день Казанской иконе Божией Матери. Памятник был установлен позже, при царе Алексее Михайловиче, в 1649 году. А праздник в честь Казанской иконы Божией Матери стал одним из самых любимых и почитаемых. И так шли годы, десятилетия, даже столетия.

Но людей опять поразили духовные недуги, опять распространились маловерие, корысть, охлаждение к вере. Мы знаем, что в Синодальный период люди причащались буквально несколько раз в год. Самое главное Таинство, которым мы живем, которое нас хранит, спасает и наполняет благодатью, тогда не было главным в духовной жизни. И наступили времена, когда вновь произошло потрясение.

Мы знаем, что в ночь с 28 на 29 июня 1904 года Казанская икона была похищена. И как потом показало следствие над теми святотатцами, которые ее украли, она была уничтожена. Как мы должны оценивать это? С одной стороны, мы испытываем печаль, скорбь, что земля русская лишилась величайшей святыни. Но, с другой стороны, мы должны увидеть свою немощь, увидеть, что святыни от нас отнимаются тогда, когда мы их недостойны. Мы знаем, как много было отнято святынь после начала русской смуты в 1917 году, как много было порушено храмов, как много исчезло икон, святынь, мощей. Прочему? Потому что мы оказались недостойны. И действительно, вскоре произошли события, которые болью отразились в сердцах русских людей. При том, что русский флот был очень мощным, сильным, и вообще русская армия была сильна, мы стали терпеть поражение на Востоке в войне с японцами. Потом началась первая русская революция, и эта вереница страшных событий, в общем-то, продолжается. Мы помним, что страна российская, пережив тяжелую, мучительную и страшную войну 1941–1945 годов, уже более 70 лет не знает войны. И нет иноплеменников, которые бы покоряли нас, границы наши надежны. Но что мы увидим, если будем внимательно смотреть духовным взором?

Мы увидим, что народ побежден духовно и нравственно. Что народ, который спасала Матерь Божия в годину тяжелых испытаний, оказался пленником. Самое тяжелое в этом состоянии, наверное, массовое безверие, чего, конечно, не было во времена той смуты, о которой мы только что говорили. Тогда были испытания, соблазны, но, конечно, вера была такая, какой нет сейчас. А что мы видим сейчас? Массовое неверие. Епископ Пантелеимон (Шатов), когда был смоленским епархиальным владыкой, поручил настоятелям храмов Смоленска каждый воскресный день отмечать, сколько человек присутствует на Божественной литургии. Это воскресенье, день Господень, когда почти у всех, за исключением тех, у кого какие-то особые профессии, день выходной. И самое главное – Церковь нам предписывает в этот день быть в храме. И что получилось – оказывается, только 1% жителей Смоленска ходит на Литургию. А это русский город, не Москва, где все намешано, там всего 300 тысяч жителей. Только1%. Задумайтесь и ужаснитесь. В других городах, может быть, даже еще меньше. Вот что мы имеем.

Массовое безверие. Конечно, если подсчитать людей, которые считают себя церковными и посещают иногда храмы, хотя не ведут полнокровной духовной жизни, можно до 5% дойти. А 5% – это что? Конечно же, массовое безверие порождает многие страшные пороки. Образуются язвы на живом организме нашего общества. Сейчас это наркомания. Жители нашей страны потребляют 20% от мирового оборота героина. Ну, может, даже уже чуть больше. Там несколько сот государств, наше одно потребляет пятую часть. 70 тысяч людей ежегодно умирают от передозировки. 75–80 тонн героина потребляется в год. А дальше что? Другие пороки и язвы. У нас одна треть детей рождается вне брака. Это говорит о том, что блуд, тяжелый грех, который, как кислота, разъедает нравственную ткань души, как мутное половодье, разлился по нашей стране. Дальше – аборты. По статистике за 2015 год их 880 тысяч. Конечно, это неполные данные, реальные – миллион, но это меньше, чем в 1990 году, когда четыре миллиона убивали. Но один миллион убитых каждый год! Миллион убитых невинных детей! Понимаете? Они сейчас были бы в школе. Но их нет. Можно было бы смотреть, любоваться, как они радуются, как они здесь стоят. Они такие же дети, как и все остальные. Жертвами аборта становятся не какие-то плохие дети. Может, даже лучшие. И вот сейчас идет движение за то, чтобы это варварское занятие прекратить. Ведь в стране матери и так называемые врачи – я не могу назвать врачом того, кто убивает; врач по определению должен лечить, а не убивать – они убивают миллион детей в год. Сейчас идет движение за запрет абортов, прошу его поддержать.

Массовое безверие порождает многие страшные пороки

Но мы не должны унывать. Мы знаем, что если мы, малое стадо, небольшой союз христиан, православных, явим благочестие, явим жертвенность, явим любовь к Богу, к Матери Божией, к людям, к своему Отечеству, к близким, если мы будем молить, просить и сами справляться, то Господь не оставит нас. Все дело в том, что часто мы не являемся примером и не являем духовные плоды нашего христианства. И, конечно, люди не спешат присоединиться к нам. Но не будем унывать. Праздники Божией Матери – это праздники надежды. Будем молить Господа, чтобы Он дал нам силы воспрянуть в очередной раз и увидеть плоды, увидеть страну нашу не такой бедственной, не такой поверженной и немощной, а увидеть ее цветущей, славной и спасающейся. Аминь!

Проповедь произнесена 4 ноября 2016 года

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить