Лучшее средство в борьбе с грехом

Лучшее средство в борьбе с грехом. Проповедь иеромонаха Кирилла (Попова) на Божественной литургии
7 ноября 2016 г. (Продолжительность 0:09:00 мин, размер 8.6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Есть две вещи, которые неизвестны человеку: когда он родится и когда он умрет. Поэтому человек всегда должен быть готовым к смерти. Каждый день мы ставим перед собой амбициозные задачи, составляем планы на день, неделю, месяц, год; кто-то планирует покупку недвижимости, а кто-то – организацию отдыха. Но не всегда наши задумки сообразуются с Божией волей и воплощаются в жизнь, ведь смерть вносит свои коррективы. Просыпаясь утром, никто не может быть уверен, что доживет до вечера, а отходя ко сну, мы не имеем гарантий, что ночью смерть не заключит нас в свои объятия. Сегодня ты здоров, весел и бодр, а завтра поражен болезнью, и от прежней радости и улыбок не остается следа. 

Тема смерти занимает центральное место в жизни человека. В большинстве своем люди боятся думать о смерти, потому что она устрашает их своей неизбежностью, но смерть дана нам не для того, чтобы запугать, а для того, чтобы лучше подготовить нас ко встрече с Богом. Смерть – это инструмент, который помогает человеку преобразить себя.

Смерть дана нам для того, чтобы лучше подготовить нас ко встрече с Богом

Сегодня мы слышали притчу о богаче и Лазаре, всем нам она очень хорошо знакома. Эта притча о двух людях, которые по-разному проживали свою жизнь, эта притча обо всех нас. Кто-то прожигает свою жизнь в безудержном веселии и празднествах, уподобляясь богачу, а кто-то коротает свои дни в болезнях и страданиях, как Лазарь. Но смерть не выбирает человека по статусу, перед ней все равны. Она не знает возраста и не щадит молодых и старых, богатых и бедных, успешных и неуспешных. Еще святитель Иоанн Златоуст иронично подметил, человек не доживает и до ста лет, а суетится на тысячу.

Где застанет смерть каждого из нас? Мы не знаем. В богатом доме, в окружении близких и друзей, как это было с богачом из притчи, или же на улице среди бродячих собак, как это было с Лазарем. Не важно, когда, где и при каких обстоятельствах мы умрем. Важно то, какими мы предстанем пред Богом. «В чем застану в том и сужу» (ср.: Мф. 24: 42), – говорит Господь.

Святые отцы учат нас проживать каждый свой день как последний. Только так человек может обезопасить себя от греха. Преподобный Антоний Великий говорит: «Ежедневно умирай, чтобы жить вечно». Если бы мы ежедневно помышляли о смерти, тогда мы бы никогда ни с кем не ссорились, были бы обходительными, боялись бы кого-либо обидеть, страшась уходить из жизни с тяжелым грузом, тогда мы были бы внимательны к своим словам, поступкам и действиям. Понимание того, что ты живешь последний день на земле, охраняет нас от плохих поступков. Помня о том, что завтра уже может и не наступить, мы бы спешили творить добро, мы бы пытались каждую минуту нашей жизни наполнить любовью. 

День за днем мы обещаем Богу начать жить заново, как говорится, с чистого листа. Но как это сделать? Как научиться жить безгрешно? Ежедневно, порой даже не задумываясь, мы произносим слова вечерней молитвы, которая принадлежит святителю Иоанну Златоусту: «Даждь ми, Господи… память смертную». Сколько Господь посылает нам случаев из жизни, которые, как напоминание, как удар колокола, говорят нам о приближении смерти. Мы видим, как умирают наши близкие, мы слышим, как трагически обрывается жизнь многих людей, но задумываемся ли мы о том, что все эти сигналы адресованы непосредственно нам? Эти сигналы словно послание, которое хочет нам сказать: сегодня умирают они, а завтра наступит и твой черед, «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4: 17). Ярким примером памяти смертной является традиция афонских подвижников, которые строят братские костницы, заставляющие задуматься о скоротечности жизни, неотвратимости смерти. Об этом говорят и слова, начертанные на видном месте в усыпальнице: «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы».

Многое в нашей жизни поменялось бы, обесценилось, многое бы представилось суетным и ничего не стоящим, если бы мы имели память смертную. По мысли некоторых святых, диавол больше всего боится памяти смертной, даже больше, чем молитвы, и все свои козни употребляет на то, чтобы осуетить человека, увлекая его земной привлекательностью. Мешает нам думать о смерти многопопечительность. Многопопечительность – это вечная спешка, вечный бег. Спросим себя: куда мы бежим? Навстречу смерти. Нас настолько затянуло в этот водоворот суеты, что многопопечительность перекрыла нам кислород. А теперь спросим себя: на чей алтарь мы кладем свою жизнь? Стоит ли наша бессмертная душа таких жертв? Задумаемся об этом и попросим у Господа прощения за то, что ежедневно предаем Его и размениваем на мелкие и ненужные вещи, за то, что забываем о Нем и совсем не готовимся ко встрече с Ним.

Многое в нашей жизни поменялось бы, если бы мы имели память смертную

Память о смерти многих людей сделала святыми. Так, например, известный оптинский старец преподобный Варсонофий, еще будучи человеком, живущим в миру, пошел в театр, и вот, в одну минуту он задумался: «А если я сейчас умру, куда пойдет душа моя? Уж, конечно, не в рай. Но если не в рай, то куда же?» Так и убежал с этими мыслями из театра, а через некоторое время поступил в монастырь, стал известным старцем, а затем был прославлен Церковью как святой.

Дорогие мои, не только пожилым, но всем, и молодым, и юным, нужно помнить о смерти. Память смертная ограждает человека от греха, отрывает его потупленный взор от земли и возводит к небу, заставляет задуматься о вечности. Память смертная не должна вгонять нас в уныние и отчаяние, а, наоборот, должна нас мотивировать, помогать возрастать духовно. Тот, кто помнит о смерти, уже не может грешить. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить