«Любите врагов ваших»

Проповедь в Прощеное воскресенье

1.jpg

Вступая в Святую Четыредесятницу… Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии 6 марта 2022 г. (Продолжительность 0:12:34 мин, размер 5,75 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Последнее воскресенье перед началом Великого поста по церковному календарю называется Неделей сыропустной. С этого дня заканчивается употребление продуктов животного происхождения (яйца, молоко и сыры) и вплоть до светлой Пасхи мы питаемся умеренно как в отношении ассортимента, так и количества вкушаемой еды.    

Издревле пост воспринимался христианами не как очищение организма от шлаков, а как время покаяния и совершения добродетелей. В одной из стихир Феодора Студита мы находим такие слова: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть… добродетельми наслаждающеся духа». Пощение в пище по данной стихире связано с очищением души от всякой страсти, с духовным подвигом, ведущим человека к добродетели. 

Пощение в пище связано с очищением души от всякой страсти

Таким духовным подвигом для святых отцов древности было воздержание: воздержание в пище, в разговорах, в мирских удовольствиях, воздержание от гнева и злоречия. Добиться чистоты сердца в большом городе было трудно, особенно там, где бурлили страсти. Поэтому те, кто желал сменить среду обитания, хотя бы на время, удалялись в пустыню – туда, где будут скромные условия быта, но будет возможность в тишине помолиться и поразмышлять о Промысле Божием. 

Так появилось монашество. Сначала из числа жителей одного из самых процветающих городов мира – Александрии, а потом и из числа паломников, приезжавших на Святую Землю, чтобы пройтись по местам, где ступали ноги Иисуса Христа, где Он взошел на Голгофу, где Он воскрес и вознесся к Небесному Отцу. Чем больше появлялось монашествующих за пределами городов, чем ярче они светили чистотой своего жития, тем большее количество людей хотело их повидать. И поэтому монахи стали уходить в дальние пустыни или вовсе скитаться в одиночестве среди гор, лесов и песков. В подражание 40-дневного пребывания Спасителя в пустыне перед тем, как Он вышел на общественное служение, монашествующие Палестины стали уходить далеко от общежительных монастырей на весь период святой Четыредесятницы. Не все из них были молоды и могли выдержать голод и холод, не все могли постоять за себя при нападении диких зверей и разбойников, толпы которых опустошали скиты и убивали пустынников.      

Прощаясь накануне Великого поста, отцы просили друг у друга прощения как перед смертью. Каждый понимал, что их расставание может оказаться последней встречей. Проститься хотелось так, чтобы, примирившись со всеми и с Богом, быть готовым встретить свой последний час. Такова история Чина прощения, который и поныне в православных церквах исполняется за вечерней в последнее воскресенье накануне Великого поста. В его фундаменте, как и в основе всей христианской аскетической жизни, лежит желание до буквы исполнить заветы Евангелия. 

2.jpeg

Евангелие сегодняшнего дня побуждает нас поститься со светлым лицом, а не как лицемеры, которые «принимают на себя мрачные лица» (Мф. 6: 16), не собирать себе сокровищ на земле, а на небе, где «ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6: 20). Но самым главным, что издревле служило предпосылкой для неукоризненной мольбы «Отче наш» и способом ослабления плотской брани, было прощение грехов: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 15). Какой смысл уходить в пустыню и там умереть, если Бог не простит мне мои согрешения? Так мог спрашивать себя каждый, кто добровольно поворачивал лице свое навстречу вечности. Поэтому попросить прощения друг у друга было не формальным долгом, а жизненной необходимостью любого подвижника благочестия.

Попросить прощения друг у друга было не формальным долгом, а жизненной необходимостью подвижника благочестия

Среди пустынников было немало людей с высоким статусом и уровнем образования. Так, например, святой Арсений был воспитателем сыновей императора Феодосия Великого. В сорок лет он оставил византийский двор с его «прелестями мира сего» и удалился в Скитскую пустыню, чтобы посвятить свою жизнь только Богу. Голос Божий в молитве не раз говорил ему: «Арсений, бегай от людей – и спасешься; скрывайся от людей, пребывай в молчании, сохраняй трезвение ума. Это корни совершенства». 

Схожие высказывания мы найдем и у других египетских подвижников. Преподобный Моисей Мурин говорил: «Бегай греха, и будет у тебя надежда спокойно встретить час смертный. Возненавидь пустые слова сего мира, и узрит сердце твое Бога… Удержи язык твой от зла, и вселится в тебя страх Божий… Бегай празднословия, чтобы сохранить душевную чистоту». Святой Ефрем Сирин: «Бегай греха, чтоб телу твоему вместе с душою не гореть в огне неугасимом». Авва Макарий Великий: «Бегай людей, сиди в келии своей, оплакивая свои грехи, не люби речей людских – и спасешься». Как видно, отцы не указывают направление – куда именно бежать, в Подмосковье или в Сибирь. «Бегание от греха» могло совершаться и внутри келии. Вслед за апостолами святые отцы предлагают бегать от блуда (см.: 1 Кор. 6: 18), от худых сообществ, которые развращают добрые нравы (см.: 1 Кор. 15: 33), а наипаче и от коварства своего собственного языка: «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие» (Иак. 3: 9–10). Наиболее эффективным средством по усмирению собственного языка виделось молчание, условие которому предоставляло уединение в пустыне.

Мы грешим ежедневно, и, хотя Бог не посылает молнию с неба, это не значит, что после смерти Он предложит людям «равные возможности»

Впервые о возделывании земли в поте лица, о добывании хлеба со слезами на глазах Библия повествует в связи с изгнанием Адама из рая (Быт. 3: 17–19). Вкушение от плода одного райского дерева не кажется на первый взгляд столь тяжким грехом, чтобы выслать Адама и Еву в пустыню с «терниями и волчцами». Мы грешим ежедневно, и многим современникам кажется, что наши грехи не смертельны. Ведь мы, совершая грех, не умираем. Но, хотя Бог не посылает молнию с неба, это не значит, что после смерти Он толерантно предложит людям «равные возможности». Задумываясь о том, как первый грех повредил природу первых людей, как по наклонной плоскости стали скатываться в преисподнюю потомки Адама и Евы, отцы древности совершали обратное движение по исправлению своей природы: уходя в пустыню, они учились добросовестно трудиться; лишая себя плотских удовольствий, они разрабатывали режимы правильного питания; воздерживаясь от общения с людьми, они учились выстраивать диалог с Богом. 

3.jpg

Началом всему этому был Чин прощения, который был не столько обрядом, сколько свидетельством любви. Легко сказать своему другу: «Я прощаю тебя», но вовсе не просто исполнить заповедь Господа: «Любите врагов ваших» (Мф. 5: 44). 

Вспомним, что, когда Спаситель говорил эти слова, Иудея была оккупирована войсками римлян. В Иудее постоянно вспыхивали восстания, но сопротивляться профессиональной армии было бесполезно. Легионеры контролировали территорию, патрулируя по городам и весям. В словах Иисуса «кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5: 41) слышится намек на принуждение римским солдатом крестьянина или паломника понести через поле или через два его оружие или личные вещи. Не исключено, что ситуация, о которой говорит Спаситель – «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк. 6: 29), была связана с принудительным изъятием домашнего имущества, которое сопровождалось побоями. Спаситель не требует понапрасну тратить жизнь, если силы соперников неравные (см.: Лк. 14: 31–32). 

В Притчах Соломона мы узнаём о том, как мудрый человек относится к врагам: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч. 25: 21–22). Горящие угли здесь намекают на совесть. «Не мстите за себя, возлюбленные, – писал апостол Павел, – но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12: 19). 

Каин убил Авеля, но Адам не отомстил за своего сына (Быт. 4). Не отомстил и Сиф. Они вручили суд в руки Божии, а Бог дал Каину и его потомкам время для покаяния. Слуги первосвященников повели Иисуса Христа из Гефсиманского сада на несправедливое судилище. Петр хотел ударить мечем, но Спаситель запретил: «Вложи меч в ножны» (Ин. 18: 11). Постепенно члены иудейского Синедриона, Иосиф с Никодимом, уверовали в Мессию Христа. Римские легионеры, распяв Царя Иудейского, делили Его одежды бросая жребий. Распятый же просил Бога: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Со временем Корнилий из итальянского полка, язычник, получил дар Святого Духа (см.: Деян. 10: 22–48). Этого бы не произошло, если бы Петр вместо проповеди о воскресшем Иисусе пришел к римскому центуриону со словами: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Сказать слова «любите врагов ваших» (Мф. 5: 44) сегодня очень трудно. Еще труднее их исполнить. Но мы стоим в преддверии времени размышления о своем спасении, когда мы обязаны пожелать ближним и дальним: «Бог да простит тебя, а я уже прощаю». Как бы ни было трудно, но мы обязаны примириться, поскольку ненависть к врагам убивает верных друзей. Две тысячи лет назад, во время первой иудейской войны, партизаны, спрятавшиеся в Масаде (70–73 г. н. э.), по жребию поубивали один другого, только чтобы не сдаться в плен римской армии. Ради человеческого патриотизма они нарушили заповедь Божию «Не убивай» (Исх. 20: 13).

4.jpeg

Прощение врагов начинается с молчания, с обуздания своего чрева, с бегания от блуда, с размышления о том, что сталось с Евой и Адамом после изгнания их из рая. Есть нечто более важное, чем то, что происходит вокруг. И это более важное стоит вне границ времени и пространства. Это более важное уже совершилось. Бог по любви к каждому из нас уже «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Чтобы стать дочерями и сынами Жизни, в преддверии Великого поста нам надо стать исполнителями Нового Завета: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить