Любовь в основании всех подвигов

Любовь в основании всех подвигов. Проповедь иеродиакона Сергия (Демина) на Божественной литургии
26 сентября 2021 г. (Продолжительность 0:06:37 мин, размер 6.3 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры, бывает, читая творения святых отцов, мы встречаем слова о том, что величайшие добродетели – это пост и молитва. Читая дальше, мы встречаем другие слова, что величайшая добродетель – это терпение. Читая еще дальше – что это смирение, и так далее. А в Священном Писании Христос говорит: «Возлюби Господа Бога твоего… сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39). И может показаться, что возникает некое противоречие между святыми отцами и Евангелием.

Но на самом деле никакого противоречия нет. Представьте, что человек всю жизнь боролся с объедением, ушел в монастырь и вел эту борьбу на протяжении десятков лет, и к нему приходят и спрашивают: «Какая величайшая добродетель?» Конечно же, он скажет, что это пост. А человек, который боролся с празднословием, который боролся с соблазнами мира сего, естественно, скажет, что величайшая добродетель – это молитва, это отрешение от мира. А как же заповедь о любви?

Для наших святых отцов она была настолько сама собой разумеющаяся, что они даже не видели смысла о ней упоминать. Как можно приступать к молитве, к посту, к другим добродетелям, если человек не стяжал в душе своей мир и любовь к ближним? 

Как можно приступать к молитве, если человек не стяжал мир и любовь к ближним?

Древние святые отцы потому и уходили из мира, сгорая от этой бесконечной любви к Богу. Они настолько любили Бога, что уходили из мира, чтобы не быть в тягость другим людям, тем самым проявляя также и любовь к ним. Не нужно так далеко ходить. Посмотрите на наших современных святых отцов: на священномученика Илариона (Троицкого), вся жизнь которого являлась подвигом любви. Может быть, не все хорошо знакомы с его биографией, с его жизненным подвигом. Давайте тогда посмотрим на святителя Луку Крымского, который полностью себя отдал людям, и, естественно, Богу, приняв монашеский постриг. Давайте вспомним блаженную Матрону Московскую. Давайте вспомним святого Иоанна Кронштадтского, преподобного Серафима Саровского. Эти и множество других примеров наших дорогих, любимых святых являют нам бесконечный подвиг любви. А вот мы об этой заповеди часто забываем. Даже, может быть, не забываем, а для нас она тоже как бы сама собой разумеющаяся, но где-то в стороне, где-то на периферии, вроде как естественная. Если нас спросят, любим ли мы Бога, ближних, мы скажем: «Конечно. Конечно же, мы любим, даже не стоит об этом говорить». Но когда доходит до дела, мы готовы неделями поститься, часами молиться, но только кто-то нам помешает, кто-то вторгнется в наше личное пространство, мы тут же раздражаемся, как-то резко отвечаем и ставим наши желания, наши стремления выше других. 

Давайте вспомним притчу, в которой Господь говорит об устроении дома. Один построил дом на камне, а другой – на песке. Что это за камень? Это камень, который отвергли строители и который сделался главою угла – Христос, Господь наш. Апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8), именно любовь к Богу и ближним – это тот краеугольный камень, фундамент, на котором возводится вся наша жизнь, вся наша вера, все наши добродетели. Они на нем зиждутся и ими же проверяются. Если мы постимся, но при этом раздражаемся на ближних, не любим их, то значит, что-то с нами не так; если мы творим какие-то другие добродетели, но при этом утрачиваем любовь, терпение к ближним, значит, что-то в нашей жизни происходит неправильно, где-то мы допустили ошибку, нужно нам пересмотреть нашу духовную жизнь. 

Любовь к Богу и ближним – это тот фундамент, на котором возводится вся наша жизнь

Представьте, что кто-то из нас молится дома, и к нему, например, пришел ребенок, просит чем-то помочь. Мы можем на время оставить молитву и проявить любовь, но мы не можем оставить любовь на время и заняться молитвой. Есть некий фундамент, некое первичное основание, на котором все должно строиться. Все наши духовные труды будут проверяться и основываться именно на любви к Богу и ближним.

Сегодня вечером, когда священник будет воздвизать Крест Христов, мы, взирая на него, будем вспоминать величайший подвиг любви, который совершил Господь наш Иисус Христос, сойдя к нам, ради нас претерпев страдания и смерть и воскреснув. Он Сам сказал, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих (см.: Ин. 15: 13). Он и делом, и Своей жизнью явил эту величайшую любовь к нам. И мы, взирая на Его подвиг, помня о нем, будем стараться все наши силы и стремления направлять к Богу и следовать Его святым заповедям. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить