Марфа и Мария как образ деятельной и созерцательной жизни

Марфа и Мария как образ деятельной и созерцательной жизни. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии
04 ноября 2020 г. (Продолжительность 0:09:54 мин, размер 4.7 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали историю о посещении Господом дома Марфы и Марии (см.: Лк. 10: 38–42). Иисус Христос хвалит Марию за то, что она решила слушать Его слово, отложив в сторону житейские попечения. Тем самым Он явно показал, что Его слово как Господа (Κύριος – Лк. 10: 40) имеет первостепенное значение по сравнению с хозяйственными заботами, а косвенно намекнул, что любовь к Богу выше любви ко всему человеческому.

Марфа и Мария жили в Вифании недалеко от Иерусалима, Иисус не раз гостил в их доме, Он воскресил их брата Лазаря (см.: Ин. 11; 12: 1–8). Марфа как услужливая хозяйка хотела удостоить Спасителя изысканной трапезы (ср.: Лк. 19: 6; Деян. 17: 7) и поэтому отвлекалась от слушания Его уроков. Она позволила своим приготовлениям еды стать слишком обременительными. Выражение «суетишься о многом» (ст. 41) не отражает всей резкости исходной греческой фразы Евангелия (θορυβάζῃ περὶ πολλά), которая не столько значит «хлопочешь о многих блюдах [за трапезой]», сколько имеет оттенок – «создаешь своими хлопотами многочисленные проблемы». Пример благословенной Марии лучше, она избрала духовную пищу, единую на потребу благую часть (Лк. 10: 42), по написанному в псалме Давида: Господь есть часть наследия моего и чаши моей (Пс. 15: 5).

Для Иисуса было важнее, чтобы Его слушатели усвоили преподаваемое Им слово, чем сытно поели. Следовательно, укор Учителя: Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10: 41–42) – заключался в том, что для человека изучение заповедей Божиих важнее, чем чрезмерная суета по организации приема уважаемых гостей. Иисус Христос не раз побуждал учеников одеваться и питаться скромно: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Ин. 6: 27).

Для Иисуса было важнее, чтобы Его слушатели усвоили преподаваемое Им слово

В композиции Евангелия от Луки сразу за историей с Марфой и Марией идет молитва «Отче наш», в которой слова да приидет Царствие Твое стоят выше слов хлеб наш насущный подавай нам на каждый день (Лк. 11: 2–4).

У истории с Марфой и Марией есть несколько уровней понимания. Для читателей Евангелия от Луки I века Благая весть была новаторской и прогрессивной. Главными героинями проповеди Иисуса из Назарета стали выступать женщины, роль которых не сводилась к выпечке изделий из теста (см.: Лк. 13: 21), социальному служению вдовиц в церкви или раздаче пожертвований малоимущим (см.: Деян. 6: 1; 9: 39–41; 1 Тим. 5). Иудейские раввины скептически относились к необходимости образования женщин. Но Мария, «севшая у ног» учителя Иисуса (см.: Лк. 10: 39; ср.: Деян. 22: 3; Мишна, Авот 1: 4), стала образцом той женщины, которая призвана слушать и учиться (см.: Лк. 10: 39), как Пресвятая Богородица, Которая сохраняла все слова о Боге «в сердце Своем» (см.: Лк. 2: 19).

Некоторые толкователи Священного Писания полагают, что история о Марфе и Марии была особенно востребованной в древней Церкви, когда женщины оказывали попечение о заключенных и путешествующих миссионерах. В таком раннехристианском памятнике I–ΙΙ веков, как «Учение двенадцати апостолов» (Дидахе), содержится предостережение не принимать в гости странствующих апостолов и пророков более, чем на три дня (Дидахе 11: 5). По всей видимости, молодые христианки, желая оказать великодушие, проявляли о гостях чрезмерную заботу, ведущую к праздности и болтливости, как об этом пишет апостол Павел (см.: 1 Тим 5: 13). Возвышая девственную жизнь, апостол языков проводит четкий контраст между угождением Богу и людям: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор. 7: 34). Следовательно, уже в ранние христианские времена мы видим предостережения против человекоугодничества, а в последующем, в монашеской письменности, созерцательная жизнь превозносится над деятельной.

Христос у Марфы и Марии.

В своих «Собеседованиях» с разными отцами преподобный Иоанн Кассиан Римлянин приводит такое высказывание аввы Феона:

«заслуги всех… добродетелей, хотя сами по себе хороши и ценны, однако в сравнении с славным созерцанием они затмеваются. Ибо многих святых, занятых упражнением хотя и в добрых делах, однако земных, отвлекают от созерцания высочайшего блага и замедляют в стремлении к Богу».

У святого Исаака Сирина можно встретить много слов о том, что есть созерцание: «созерцание есть ощущение Божественных тайн, сокровенных в вещах и в их причинах»; «вследствие обучения безмолвию и продолжительного пребывания в нем, легко и скоро дается каждому внутреннее созерцание и приводит их в изумление созерцаемым».

В поиске созерцательной, ангелоподобной жизни уходят в сторону различия между мужеским полом и женским, в устремленности к глубокому общению со всеблагим Богом лица обоего пола имеют равные возможности.

Деятельную жизнь наши современники нередко соотносят с благотворительностью. Действительно, у святых отцов золотого века патристики благотворительность рассматривается как универсальное средство спасения. «Будучи деятельной любовью к ближним, она служит для христианина залогом оправдания перед судом Божиим». Святые отцы часто сравнивали благотворительность с ценным вкладом, приносящим в дальнейшем прибыток. «Как хлебное зерно, упав в землю, обращается в прибыль бросившего, – пишет святитель Василий Великий, – так хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу».

Однако деятельная жизнь не сводится к благотворительности. Скорее благотворительность может быть признаком того, что человек идет верным духовным путем по очищению своего сердца от наростов греха. Становясь более тонким и чувствительным, сердце христианина автоматически делается более сострадательным.

В дореволюционном издании «Христианская жизнь, или Черты деятельного благочестия по учению святых отцов Православной Церкви» (1912) средствами к благочестивой жизни виделись такие добродетели, как покаяние, памятование смерти, воздержание, милосердие, негневливость, целомудрие, непамятозлобие и неосуждение. Но если враждой на ближнего христианин или христианка ни во что обращает свои дела милосердия, следовательно «дух мирен» имеет приоритет над делами социального служения.

Деятельная жизнь так же неразрывно связана с созерцательной, как связаны между собой кровным родством сестры Марфа и Мария. По преподобному Серафиму Саровскому, «всякому желающему проходить жизнь духовную должно начинать с деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную, ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно». «Деятельная жизнь служит к очищению нас от греховных страстей и возводит нас на степень деятельного совершенства, а тем самым пролагает нам путь к умосозерцательной жизни», – говорил старец Серафим. Это значит, что всякому желающему проходить жизнь духовную должно начинать с деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную.

«Желающему проходить жизнь духовную должно начинать с деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную»

Следовательно, в сегодняшней истории с Марфой и Марией мы видим не противоположные портреты людей энергичных и степенных, общительных и молчаливых, а две грани духовной жизни, лествицу добродетелей, когда человек, отказываясь от излишеств, обуздывая свое чрево и язык, услаждаясь речами Господа, постепенно врастает в созерцательную жизнь, в такое ощущение жизни, когда любовь к Богу выходит на первое место по отношению к любви к бренному земному миру.

Пусть же всемилостивый Господь по молитвам подвижников благочестия древних времен и современности, а наипаче – Пречистой Девы Марии, память Которой мы сегодня совершаем, наставит нас, дорогие братья и сестры, на пусть истинный, зажжет в нас огонек любомудрия, чтобы мы, услаждаясь практическим богословием, сподобились внити в тайну словес Господа: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5: 8).

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить